Фильтр
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 4. Понятие «Святая Русь».
Подводя итоги всего вышесказанного, кратко перечислим ментальные особенности, характерные для русского крестьянства: - Понятие земли, как особого Божьего творения, которое имеет сакральные свойства и через которую устанавливается связь человека с Богом. Из нее был сотворен человек, и в нее же потом возвращается, через нее Бог дает человеку земные дары. Сюда же гармонично включено понятие Родной земли и бережного отношения к природе. - Понятие труда, как основного средства спасения души, при этом земледелие как самого уважаемого труда, который благословлен самим Богом. Через земледелие человек уподоблялся Богу, выполнял его заповеди, приобщался к Царству Небесному. Труд воспринимался не как механизм прогресса, а как служение Богу. - Обостренное чувство справедливости, выраженное в настороженном отношении к богатству и тяге к материальному равенству, в ревностном сохранении чести и доброго имени, в широких традициях милосердия и благотворительности. М.В. Нестеров. "На Руси. Душа народа".
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 4. Понятие «Святая Русь».
Показать еще
  • Класс
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 3. Мировоззрение русских крестьян (правда, община, семья, власть).
М. Нестеров. Святая Русь. 3. Представление о справедливости. Для русского крестьянства было характерно обостренное чувство справедливости, базирующееся на христианских ценностях. Базовое понятие здесь – имущественное равенство. Богатство и накопительство, характерное для протестантской этики, русским крестьянам было чуждо, воспринималось отрицательно. Позитивным был совершенно иной образ – нестяжательство, добровольная нищета Христа ради. Поэтому образ бедняка и юродивого больше согласовывался с народным идеалом, чем образ богача, хотя нельзя сказать, что материальные блага вовсе отвергались. Настоящий идеал крестьянина – это скромный достаток, при котором можно и самому жить сносно, и помогать своим близким, и оказывать милость просящим и нуждающимся. Это отразилось в множестве пословиц: «Лишнего не бери, карман не дери, души не губи», «Тот и богат, кто нужды не знат», «Богаты не будем, а сыты будем» и т.д. При этом отношение к чужому добру было бережливым: «Не береги свое, береги чуж
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 3. Мировоззрение русских крестьян (правда, община, семья, власть).
Показать еще
  • Класс
Зарецкая сторона близ Костромы – чудо, спасенное крестьянами. Часть 3. Прасковья Андреевна Малинина.
В эти годы взошла счастливая звезда Прасковьи Андреевны Малининой (в девичестве Гавричевой), одного из самых известных и титулованных председателей колхозов в РСФСР, дважды Героя Социалистического труда, кавалера шести орденов Ленина и множества других наград, депутата Верховного Совета РСФСР, общавшейся с крупнейшими политическими фигурами своей эпохи: И.В. Сталиным, Н.С. Хрущевым, Л.И. Брежневым и многими другими. Остановимся на ее весьма интересной биографии подробнее. Тем более ее слава долгое время мешала провести настоящую объективную исследовательскую работу, освобожденную от идеологического влияния. Этим грешит даже ее собственный мемуарный труд «Волжские ветры», неоднократно переиздававшийся в советское время. Одну из наиболее интересных работ в этом отношении провели костромские ученые-историки в начале нулевых, когда еще были живы многие очевидцы трагичных событий 20 века. Под редакцией известного костромского историка-краеведа Николая Александровича Зонтикова в 2004 году вы
Зарецкая сторона близ Костромы – чудо, спасенное крестьянами. Часть 3. Прасковья Андреевна Малинина.
Показать еще
  • Класс
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 2. Мировоззрение русских крестьян (земля и труд).
Итак, мы выяснили, что русская деревня в ее идеальном представлении (а не нынешнем состоянии), ассоциирующемся с традиционным крестьянством, привлекательна своей нравственной высотой, ставшей источником развития всей национальной русской культуры. Для того, чтобы суметь воспользоваться этой культурой необходимо более подробно остановиться на мировоззрение ее носителей – крестьян. Об этом уже говорилось во второй части книги, поэтому здесь отметим только наиболее важные аспекты. 1. Земля. Для крестьянства земля имела очень широкий смысл, уходящий в глубь веков. Это было не просто место обитания или возделываемое поле, а животворный источник всего сущего. В языческие времена славянами повсеместно почиталась «Мать-Сырая-Земля». Уважительное отношение к ней, как к кормилице человека сохранилось и после принятия христианства. Более того земля сохранила свой сакральный смысл. Она обладала спасительным значением, т.к. сам человек был ее частью, о чем речь шла в главе 1.1. «И создал Господь Бо
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 2. Мировоззрение русских крестьян (земля и труд).
Показать еще
  • Класс
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 1. Слово о прогрессе и морали.
Без общественного движения, гражданской инициативы все даже самые благие начинания, как правило остаются только на бумаге. Это значит, что самому обществу надо предпринимать активные действия по защите своей национальной культуры. Довольно нас унижали и винили во всех грехах. Пора снова обрести свое национальное достоинство, свою этнокультурную идентичность. Тогда мы снова почувствуем себя сильными и здоровыми, тогда снова будем защищать слабых и обездоленных и на крики «помогите, наших бьют» будем бросаться на помощь, а не убегать от неприятностей. Уважая себя, нас будут уважать и другие народы. Когда мы своим личным примером докажем, что мы нормальные люди, тогда другие перестанут смотреть на нас с презрением. От нашего поведения зависит в каком русле будут развиваться межэтнические взаимоотношения. В некотором роде мы несем скрытую воспитательную функцию по отношению к представителям иных культур. Важно, чему они у нас научаться – высокой культуре или низкому поведению. Очевидно, чт
Онтологический аспект развития русской деревни. Глава 4.4. Часть 1. Слово о прогрессе и морали.
Показать еще
  • Класс
Национальный аспект развития русской деревни. Глава 4.3. Часть 3. Пути решения национальных проблем.
Таким образом, правильнее было бы называть межэтнические конфликты межкультурными. В нашей многонациональной стране есть несколько крупных конкурирующих друг с другом цивилизационных культур. Условно можно выделить, помимо русской православной культуры, мусульманскую (кавказскую, среднеазиатскую, татарскую), языческую (народы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера) и буддистскую-синтоистскую (Бурятия, Калмыкия, Тыва, диаспоры из Китая, Монголии, Кореи). На низовом уровне происходит своя цивилизационная борьба подобная геополитической. И пока мы ее проигрываем. Угроза замещения традиционной русской культуры на иные чуждые ей не только сохраняется, но и нарастает, в том числе и в сельской местности, где ощущается недостаток как культурного влияния, так и самих людей. Многовековой баланс культур с доминированием русской православной, обеспечивающим гармоничное существование всего государства, может быть сильно нарушен, что приведет к непредсказуемым последствиям. Итак, хотим мы того ил
Национальный аспект развития русской деревни. Глава 4.3. Часть 3. Пути решения национальных проблем.
Показать еще
  • Класс
Зарецкая сторона близ Костромы – чудо, спасенное крестьянами. Часть 2. Период от революции до коллективизации.
29 октября 1917 года власть в Костроме перешла Советам, состоявшим из большевиков и левых эсеров. К марту 1918 года она распространилась на весь уезд, однако уже к лету из-за усилившейся продовольственной диктатуры и запрета свободно торговать хлебом, местное население стало бунтовать. 17 июня был организован так называемый «поход на Кострому». Однако власть применила силу, быстро подавив недовольство. Зарецкие жители также собирались присоединиться к восставшим, но большевики вовремя прекратили переправу через р. Кострому, что не позволило крестьянам достигнуть города. Как известно, 6 июля начался гораздо более серьезный бунт в соседнем Ярославле, который подавлялся большевиками несколько дней с применением артиллерии. Но даже в таких неблагоприятных условиях зарецкие селяне продолжали созидать и развиваться. В сентябре 1918 года Саметские кооператоры из сельхозобщества стали строить первую во всей губернии сельскую электростанцию мощностью 15 кВт, оборудованную нефтяным двигателем. З
Зарецкая сторона близ Костромы – чудо, спасенное крестьянами. Часть 2. Период от революции до коллективизации.
Показать еще
  • Класс
Национальный аспект развития русской деревни. Глава 4.3. Часть 2. Современные национальные угрозы.
Надо отметить, что нынешняя стратегия национальной безопасности 2021 года, которая обновляется каждые 6 лет, сильно отличается от моделей, предложенных в 1990-е годы. В первую очередь, она отошла от либеральных идей, сместившись в сторону евразийской концепции развития, ориентирующейся на консервативную традиционную точку зрения. После обострения отношений с Украиной и Западными государствами в 2014 году, России пришлось серьезно пересмотреть свою национальную политику. Внешняя агрессия вынудила общество и власть консолидироваться, как это случалось ранее при военных угрозах. Поэтому неспроста защита традиционных ценностей – в 2015 и 2021 году была включена в Стратегию национальной безопасности РФ, как одна из главных концептуальных задач. Фактически это стало новой идеологией России. Однако отметим, что терминология здесь еще весьма размыта. Из Стратегии не очень понятно, что такое традиционные ценности, какие из них традиционны для России и, главное, как их в реальности защитить. Эти
Национальный аспект развития русской деревни. Глава 4.3. Часть 2. Современные национальные угрозы.
Показать еще
  • Класс
Национальный аспект развития русской деревни. Глава 4.3. Часть 1. Особенности традиционной национальной политики.
Перед дальнейшим повествованием, еще раз напомню, что автор не имеет цели оскорбить кого-либо, поэтому заранее просит прощения. В книге высказывается исключительно личная точка зрения автора, не претендующая на объективность. Прежде чем говорить о различных аспектах развития русской деревни, нужно разъяснить несколько важных моментов: 1. Что такое русская деревня? Чтобы что-то сохранить или оценить, надо понимать, что из себя представляет сам объект внимания. Русская деревня это не просто сельская местность. В широком смысле это Родина. Если говорить более конкретно, то это экосистема, самодостаточная, саморегулирующаяся. Устойчивость и надежность ее доказывается самим временем: тысячелетие наша страна не знала другого типа устройства жизни. Деревня состоит из материальной части: природные ресурсы (пахотная и пастбищная земля, леса, пруды и реки), жилище (хозяйственные и жилые постройки), орудия труда, домашние животные и т.д. И состоит из нематериальной (культурной) части: взаимодейст
Национальный аспект развития русской деревни. Глава 4.3. Часть 1. Особенности традиционной национальной политики.
Показать еще
  • Класс
Современное социокультурное состояние. Глава 4.2. Часть 3. Народные промыслы, Православие в культуре, переезд в деревню.
Скажем слово и о судьбе народных художественных промыслов (НХП). С утерей государственной поддержки наблюдается полнейший развал налаженной в советское время системы НХП. Драматичным событием в этом уничтожении народного искусства стало закрытие в 1998 году НИИХП – главного интеллектуального центра всей художественной промышленности страны. На улицу были выброшены сотни научных сотрудников – уникальных специалистов по народным промыслам. Часть накопленного фонда удалось сохранить и передать ВМДПНИ (музей прикладного искусства), но какая-либо научная деятельность и системная работа по развитию НХП приостановилась. Также началось полное разрушение отраслевой инфраструктуры и потеря рынков сбыта. Место высококачественных художественных изделий заняла дешевая сувенирная китайская продукция. За 20 лет, с 1990 по 2019 годы погибло более 140 предприятий художественной промышленности, а численность работников в этой сфере сократилась в 15 раз. На 2009 год средняя заработная плата работников пр
Современное социокультурное состояние. Глава 4.2. Часть 3. Народные промыслы, Православие в культуре, переезд в деревню.
Показать еще
  • Класс
Показать ещё