Фильтр
Народные представления о котах
В XIX — начале XX века русские крестьяне ласково называли кошек «котёйко», «котинька» и «котя». Но, хотя эти имена и отражают нежное, заботливое отношение к представителям биологического вида Felis catus, говорить о русских крестьянах, как о «котятниках» (так называли любителей кошек в Ярославской губернии) следует с осторожностью. Котов в русской деревне могли воспринимать как благосклонно или нейтрально, так и негативно. Хорошо иллюстрируют неоднозначное отношение к этому животному многочисленные варианты народной легенды о его происхождении. Сюжет легенды берёт своё начало в апокрифическом тексте, повествующем о том как кошка спасла человечество от «козней дьявола». В Архангельской губернии крестьяне рассказывали, что «чёрт, видя, что Бог хочет сохранить людей, решил во что бы то ни стало погубить Ноя с ковчегом», для чего и создал «гнусов, т. е. мышь, крысу и крота». По замыслу дьявола, - объясняли крестьяне, «Гнусы должны были, когда ковчег будет плавать по воде, прогрызть и источ
Народные представления о котах
Показать еще
  • Класс
Русский традиционный быт: стирка
В последние годы техника все более упрощает домашний быт. Теперь, например, чтобы постирать одежду, достаточно лишь нажать на кнопку стиральной машины: больше сил и времени мы тратим на то, чтобы развесить белье после стирки. Притом, ещё для наших мам и бабушек стирка была невероятно трудоёмким процессом. Сначала белье кипятилось, или, как говорили крестьяне – «бучилось», в щелоке (раствор золы в воде) в глиняных корчагах, которые ставили в только что вытопленную печь на 10 – 14 часов. Затем хозяйки приступали к стирке вещей в больших лоханях-треногах или деревянных корытах. Выстиранное белье выносили на коромысле на речку для полоскания. После чего здесь же, на камне или доске, белье выколачивали вальками. Постиранные вещи необходимо было просушить и только потом приступать к отбеливанию и разглаживанию с помощью рубеля. Если же стирали, например, льняной холст, то употребляли другие способы отбеливания. Первый заключался в том, что отстиранную от золы влажную материю расстилали по тр
Русский традиционный быт: стирка
Показать еще
  • Класс
Победители
Фотографии, сделанные во время мероприятий, посвященных чествованию сотрудников музея – ветеранов Великой Отечественной войны. В альбоме представлены фотографии, на которых запечатлены мероприятия периода 1975–1990 годов, посвященные годовщинам Победы в Великой Отечественной войне. В тот период в музее работали сотрудники, которые были участниками боевых действий, защитниками Ленинграда и тружениками тыла в годы войны. Одни из них трудились в музее в период блокады и внесли неоценимый вклад в сохранение уникального собрания, другие пришли на работу в музей после войны, награжденные орденами и медалями за подвиги на фронте и в тылу. В дни празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне коллектив музея чествовал этих людей: им вручали цветы, говорили слова благодарности за их стойкость и героизм, а позднее, в XXI веке, в залах музея стали проводить выставки, посвященные событиям военного времени и людям, сохранившим музей. С 2024 г. в Российском этнографическом музее проходит в
Победители
Показать еще
  • Класс
25 мая - День саамского языка
Ежегодно в России день саамского языка отмечается 25 мая, в День славянской письменности и культуры. Эта традиция берёт начало в 1989 году, в связи с ростом интереса к саамской культуре. В этот праздник проводятся чтения и выставки произведений саамских авторов на русском и саамских языках, проходят открытые занятия и семинары по саамскому языку и его истории. Язык - один из главнейших элементов этнической идентификации. Благодаря языку человек усваивает культурные нормы и социальные роли. Считается, что протосаамский язык сформировался в окрестностях Финского залива между 1000 г. до н.э. и 700 г. н.э. и произошёл от слияния финно-угорских и более древнего прауральского коренных языков. На протяжении XIV-XX вв. саамы подвергались различным формам ассимиляции, что негативно сказалось на сохранении языка. В настоящее время, на саамском языке (саамских языках) говорит порядка 30 тысяч человек по Скандинавии и России, притом, что самих саамов в мире насчитывается от 60 до 100 тысяч человек
25 мая - День саамского языка
Показать еще
  • Класс
Здание Этнографического отдела и Памятный зал
По проекту В.Ф. Свиньина предполагалось построить замкнутое каре с двумя параллельными корпусами: один с выходом на Инженерную улицу, другой – Садовый – отделил бы внутренние дворы музея от Михайловского сада. В апреле 1904 года проект был одобрен комиссией Академии художеств. Однако из-за финансовых трудностей, вызванных русско-японской войной, министр финансов предложил «ограничиться временно постройкой Памятного отдела и только лицевым корпусом и корпусом со стороны главного двора Этнографического отдела». Это был тяжелый удар по планам архитектора, и ему в очередной раз пришлось корректировать проект, но тогда он не сомневался, что здание музея все-таки будет достроено. Но, как известно, проект В.Ф. Свиньина так и остался воплощенным лишь наполовину. 16 июня 1905 года состоялась церемония закладки здания. Был отслужен молебен, для рабочих устроили обед и вручили подарки – Библии, новые рубахи и пояса. На время работ по распоряжению в. кн. Георгия Михайловича, который принимал самое
Здание Этнографического отдела и Памятный зал
Показать еще
  • Класс
Свидетели времени
С каждым годом с момента окончания Великой Отечественной войны всё меньше становится очевидцев, которые могут рассказать о том трагическом времени. Мы ищем свидетельства в документах и музейных предметах, обращаемся к личным вещам и воспоминаниям сотрудников, чтобы сохранить и передать память о жизни музея в годы войны. Здание музея с его просторными залами, большими окнами и световыми фонарями на крышах сильно пострадало от вражеских бомбардировок. Был повреждён уникальный хрустальный потолок Мраморного зала. В чердачных помещениях музея до сих пор находят осколки фугасных авиабомб. Рассказывают хранитель архива Анна Николаевна Копанева и начальник организационно-информационного отдела музея Мария Владимировна Воронова. Документы, хранящиеся в архиве, – основной источник знаний о военной истории музея. Зачастую даже их внешний вид красноречиво говорит о времени: официальные документы порой написаны на небольших клочках бумаги. Свидетельства, оставленные сотрудниками в письмах, дневник
Свидетели времени
Показать еще
  • Класс
День оленевода: традиции и современность на празднике Севера
22 марта в селе Ловозеро пройдёт 90-й юбилейный День оленевода (праздник Севера). Это яркое и значимое событие, которое ставит на первый план культуру и традиции коренных народов Севера, в частности, саамов, коми-ижемцев и ненцев. Официально Праздник Севера на Кольском полуострове был учреждён в 1934 году, как исключительно спортивный, в его рамках проходили только лыжные гонки. А с 1937 года его обязательным элементом стали гонки на оленьих упряжках. В календарь чисто спортивного праздника Севера, отмечаемого на Кольском полуострове, с течением времени, был вписан праздник тундрового населения – День оленевода. Изначально День оленевода был приурочен ко дню весеннего равноденствия, когда Север просыпался от долгой полярной ночи. Главной его целью ставилась борьба с «религиозными пережитками» и замена культа природы и оленя на «культ физической культуры и труда». Праздник проводился даже во времена Великой Отечественной войны. Тогда до гонок допускались женщины, а также были добавлены
День оленевода: традиции и современность на празднике Севера
Показать еще
  • Класс
Снегурочка: от фольклора до новогоднего символа
Белокурая девушка в белоснежной шубе длиною до пола, постоянная спутница и помощница Деда Мороза, по совместительству, его любимая внучка. Пожалуй, каждый уже догадался, о ком идёт речь, ведь Снегурочка – хорошо знакомый нам с детства персонаж. Между тем, характерные внешность и темперамент Снегурочка приобретает лишь во второй половине XX века. Образ главной героини новогоднего праздника генетически связан с персонажем русских сказок – девушкой, слепленной из снега бездетными стариком и старухой. Правда, сейчас эта связь все менее очевидна, ведь фольклорная Снегурочка кардинально отличается от романтичной героини из пьесы А. Н. Островского и оперы Н. А. Римского-Корсакова и, тем более, от советской Снегурочки – задорной, но воспитанной и послушной внучки Деда Мороза. В этой статье мы с вами проследим, как менялся внешний облик и характер «снежной девушки». Истоки образа следует искать в народных сказках. В настоящее время известно несколько десятков различных историй о Снегурочке, но
Снегурочка: от фольклора до новогоднего символа
Показать еще
  • Класс
Откуда пришел Дед Мороз: история праздника и его главного героя
1 января официально стало первым днём нового года в России в 1699 году, когда Пётр I подписал указ о введении Юлианского календаря в стране. Однако, традиция празднования этого дня не получила широкого распространения в то время и после смерти императора постепенно забылась. Ещё в конце XIX – начале XX вв. русские крестьяне встречали новый год не так, как мы с вами: обычай ставить новогоднюю (рождественскую) ель тогда еще не имел широкого распространения в русской деревне, а Деда Мороза, главного персонажа современного Нового года, тогда не существовало. Тем не менее, представление о некоем Морозе в крестьянской среде бытовало: это был образ, олицетворяющий зимнюю стихию и суровый холод. На основе этого народного поверия в середине XIX века начал формироваться облик «доброго Мороза». Только в начале XX столетия под влиянием западных традиций в произведениях русских писателей и поэтов Дед Мороз постепенно приобретает черты, знакомые нам всем с детства. В этой статье мы подробно рассмотр
Откуда пришел Дед Мороз: история праздника и его главного героя
Показать еще
  • Класс
Показать ещё