Фильтр
Что такое жизнь? (Выступление в Сретенском монастыре 13.02.2024)
Тема сегодняшней беседы — «Зачем живёт человек? Философский аспект, психологический и христианское понимание». Передаем слово докладчику, которого большинству слушателей не нужно представлять: Осипов Алексей Ильич — заслуженный профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия. Здравствуйте! Столько аспектов у этой темы, что охватить их невозможно. Но она, конечно, очень интересна и важна. Я не знаю, кто живёт. Вы знаете? – А как узнаёте (улыбается)? Я вот до сих пор не знаю, что такое жизнь. Правда, есть фантазия, ее даже называют теорией биогенеза, то есть возникновения жизни из мертвой материи. Но вот, что интересно, современная биология знает все до последнего элементы живой клетки, и тем не менее создать ее никто не может. Молекулы, способные воспроизводить себя, давать потомство, так и не возникают. Что же такое жизнь? А зачем живёт человек? Этот вопрос касается каждого из нас. Не решив его, пожалуй, и жить будет незачем. Помню, как был поражён, когда впервые прочитал у
Что такое жизнь? (Выступление в Сретенском монастыре 13.02.2024)
Показать еще
  • Класс
Воспитание детей
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – Чего нужно избегать родителям при воспитании детей? – Есть один общий принцип: кто себя не воспитывает – тот никого не воспитает, а у дьяволочка никогда не будет ангелочка. Действительно, если в семье открытые ссоры, грубые крики, грязные слова, беспорядочная музыка, в квартире беспорядок, то что можно ожидать от детей?! Пример поведения родителей особенно между собой и, конечно, с другими людьми, их отношение к работе, к домашним делам, к досугу – все это прежде всего откладывается в сознании детей, оставляет глубокий след в их душе и является, своего рода, основой программы всей будущей жизни. Духовные и нравственные задатки ребёнка определяются прежде всего духовным состоянием его родителей. Святитель Григорий Нисский предупреждал, что по закону природы от страстного (порочного) рождается страстный, от грешника грешный. Священник Алексий Бургов даже так писал: «По наследству передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические
Воспитание детей
Показать еще
  • Класс
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово в Великий пяток на вечерне.
«Вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся» (Лк.23:48). Какое было то зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили с зрелища, ударяя в перси и унося с собою страшное недоумение... Какое было это зрелище? На это зрелище смотрели не одни человеки – смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все ангелы Божий; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для них зрелище; оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько горькую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившимся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово в Великий пяток на вечерне.
Показать еще
  • Класс
(Мф.10:38–39) Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
(Мф.10:38–39) Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её. Земную жизнь Господь называет крестом. И как крест имеет вертикальную и горизонтальную перекладины, так и жизненные переживания, труды и подвиги человека бывают двух видов. Первый, вертикальный, — это сознательно и добровольно взятые на себя различного рода обязательства и жертвы за других людей, подвиги ради спасения и достижения вечной жизни. История показывает множество примеров в самых разнообразных формах такого подвижничества. Второй вид, горизонтальный, связан с перенесением несчастий, болезней, разного рода личных, семейных, общественных неприятностей, от которых, как правило, человек не в состоянии освободиться. И здесь есть несколько духовных уровней христианского к ним отношения. Начальный — терпеть, не обвиняя Бога и людей. Преподобный Марк Подвижник писал: «Пришедшу искушению, не ищи, как и от кого оно пришло, а ищи
(Мф.10:38–39) Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Показать еще
  • Класс
«Даруй мне всю жизнь служить Тебе!..» Игумен Никон (Воробьев) и его духовное наследие
«Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». (Мф. 13:45-46). «Поминая наставников наших, более всего следует говорить об их вере, трудах и подвигах в искании Царства Божия, чтобы, взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евр. 13:7). Прошло 130 лет со дня рождения и более полувека после кончины подвижника веры игумена Никона (Воробьева; 1894-1963). Монах, священнослужитель, узник сталинских лагерей, духовный писатель, отец Никон оставил богатое эпистолярное наследие. Многие его рассуждения опередили свое время и не теряют актуальности и сегодня. Статья профессора Московской духовной академии А.И. Осипова об игумене Никоне (Воробеве) опубликована в сентябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (№ 9, 2024, PDF-версия). Детство Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился 22 мая 1894 года в крестьянской семье в селе Микшино Бежецкого уезда Тверской губернии. В детст
«Даруй мне всю жизнь служить Тебе!..» Игумен Никон (Воробьев) и его духовное наследие
Показать еще
  • Класс
(Мф. 7: 22–23) Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?
(Мф. 7: 22–23) Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. В тот день — день суда Божия, который наступает для каждого человека по его кончине и наступит для всех людей при всеобщем воскресении. Эти слова Христовы являются серьезным предостережением всем, кто ищет не чистоты жизни, не средств избавления от страстей, а прозорливцев, чудотворцев, целителей. Господь многим таким «святым» говорит: отойдите от Меня, делающие беззаконие. В чем причина такого ответа? Оказывается, ни пророчества, ни изгнание бесов Его именем, ни какие угодно другие чудеса, совершаемые человеком или происходящие от его останков (мощей), сами по себе не являются свидетельством его святости, а следовательно, и спасительности этих чудес для человека. Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит: «И Христос в тот де
(Мф. 7: 22–23) Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?
Показать еще
  • Класс
Законы жизни. Дух творит себе формы
Есть непреложные духовные законы, по которым подвергнешься всему, если не покаешься в прежней гордыне и не смиришься искренно. Игумен Никон (Воробьёв) Какие премии, ордена, звания и славу получают физики, биологи, астрономы и прочие исследователи материи за открытые ими законы, часто не имеющие никакого практического значения в личной жизни человека! А законы духовные, которые ежечасно и ежеминутно влияют на все стороны человеческой жизни, большей частью остаются или неизвестными, или где-то на задворках сознания. Хотя для человека они имеют неизмеримо большее значение, нежели знание законов физического мира. В отличие от заповедей, которые говорят о конкретных делах и поступках человека, духовные законы указывают на сами принципы его духовной жизни. Законы и заповеди, таким образом, соотносятся между собою как род и вид. Вот некоторые из законов. • Самый фундаментальный закон духовной жизни человека может быть выражен в краткой формуле: Дух творит себе формы. Что это значит? Проис
Законы жизни. Дух творит себе формы
Показать еще
  • Класс
Что даёт человеку Православие? Человек перед Богом
Что даёт человеку Православие? Плод же духа: любовь, радость, мир… Гал. 5, 22 Иногда можно слышать, что христианская вера, обещая человеку будущие небесные блага, отнимает у него эту жизнь. Но такие заявления проистекают из полного непонимания Православия. Достаточно обратить внимание хотя бы на некоторые стороны его учения, чтобы убедиться, какую огромную психологическую и нравственную помощь оно может оказать верующему в решении самых серьёзных проблем его жизни. 1. Человек перед Богом Вера, что Бог – это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач, всегда готовый в ответ на покаяние оказать помощь, даёт христианину твёрдость и утешение в самых трудных обстоятельствах жизни, при самых тяжёлых нравственных падениях. Такая вера избавляет христианина в трудные моменты жизни от разочарования, от чувства заброшенности, тоски и отчаяния, от самоубийства. Верующий понимает, что как врач в зависимости от болезни одному пациенту рекомендует курорт, а другого отправляет на тяжё
Что даёт человеку Православие? Человек перед Богом
Показать еще
  • Класс
28: 5–6. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: …Его нет здесь — Он воскрес, как сказал.
28: 5–6. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: …Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Изменилась ли в Воскресении человеческая природа Христа? Преподобный Максим Исповедник отвечает: «непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие» (Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что через Воскресение смертная человеческая природа, воспринятая Сыном Божиим в Воплощении, была исцелена и вновь приобрела совершенное состояние. Ссылаясь на древнего отца, он пишет: «Святой Кирилл (Александрийский) совершенством называет бессмертие, которого не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец чрез воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства» (Толкование на Послание к Евреям. Евр. 2: 10). Об этом писал апостол: Бог вождя спасения их совершил через страдания (Евр. 2: 10). См. Мф. 1: 21. Доказательством
28: 5–6. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: …Его нет здесь — Он воскрес, как сказал.
Показать еще
  • Класс
Показать ещё