Фильтр
В Караганде-24. Четвёртая ночь – долгожданный отдых и высокая культура
В Караганде-24. Первая ночь и оглавление Итак, я на перегоне Актасты́ – Шокáй, на границе степей и холмов Карагандинщины. Из Астаны в Караганду летит российский электропоезд ЭД9М-0261, закупленный Казахстаном в 2010 году, выглядит для своих 14 лет он отлично, благо движение и пассажиропоток здесь – не тронь лежачего: А вдалеке виднеется китаец KZ4AC – совместная разработка поднебесных и Сименса. С виду не шибко приглядный – мыльница мыльницей: Однако бригады его любят больше француза KZ4AT. Почитать о нём можно в статье, посмотреть – на видео в группе ВК. Жаль, что китайцев совсем мало – то ли 22, то ли 28 на весь огромный Казахстан, от Арыса и Костаная до Алма-Аты и Кокчетава. Конечно, Казахстан тянется и дальше, но там контактной подвески пока нет... Со стороны России на юг спешит ВЛ80С с фитинговыми платформами – китайцы их забьют контейнерами и отправят назад: Но пока со стороны Китая выныривает нечто совершенно невообразимое – ветеран ВЛ60ПК! На момент съёмки ему исполнилось
В Караганде-24. Четвёртая ночь – долгожданный отдых и высокая культура
Показать еще
  • Класс
В Ивановской области упал последний летавший Ан-22
Разборы аварий и катастроф 9 декабря 2025 года вписано в историю нашей авиации самыми чёрными цифрами, как и 3 июня 1973 года, и даты других катастроф, означавших конец эпохи. В этот день в Ивановской области упал тяжёлый военно-транспортный Ан-22 – последний летавший корабль такого типа. Общественность сделала вывод, что раз борт упал в Ивановской области – то упал он на облёте после ремонта на 308-м ИАРЗ. Сам Ивановский авиаремонтный завод это опровергает – машина проходила капитальный ремонт там в 2007 году. Судя по кадрам и словам очевидцев, машина начала разрушаться в воздухе и падала с разломившимся за центропланом фюзеляжем: Изображение из открытых источников Вывод напрашивается сам собой: усталостное разрушение. Первый Ан-22 был выкачен на лётно-испытательную станцию в 1964 году и полетел полугодом позже. Это первый в мире широкофюзеляжный самолёт и самый тяжёлый в мире турбовинтовой самолёт по сей день: никакая модификация бомбардировщика Ту-95 его по максимальной взлётной ма
В Ивановской области упал последний летавший Ан-22
Показать еще
  • Класс
Разделка американца – двигателя от Боинга 767
Пламенный мотор — оглавление Через пару месяцев будет 4-летие начала возвращения наших земель, почему бы к этой годовщине не разрезать американца? Благо американец под рукой – Пратт-Уитни JT9D от Боинга 767: Так как стоит он нетрадиционно, правым боком – то придётся и чертёж рассматривать нетрадиционно, по-японски от компрессора к турбине справа налево: Вскрытие начнём с задней части двигателя – турбины, она тут двухкаскадная: 2-ступенчатая турбина высокого давления (рабочие лопатки залиты красным) и 4-ступенчатая турбина низкого давления (РЛ залиты рыжим). Для начала надо раздеть проточную часть – удалить всю трубопроводную обвязку: И вот началось вскрытие, уже видны торцы сопловых лопаток последней ступени ТНД и торцы рабочих лопаток 3-й: Сопловые лопатки отлиты блоками по три, блоки прикручены к корпусу ТНД болтами с головками типа М – 12-лучевыми: Вообще-то головки дюймовые, но метрический ключ худо-бедно подходит, если сперва ослабить пригоревший болт русским ключом на 2 кг.
Разделка американца – двигателя от Боинга 767
Показать еще
  • Класс
В Караганде-25. Седьмая ночь – Сортировка и Калагир
В Караганде-25. Первая ночь и оглавление Охота на окраине Караганды продолжается. Ночь пройдёт в горах, но пока – степь в районе Караганды-Сортировочной. Со стороны сортировки показался тепловоз ТЭМ2УМ-353: Нередко УМ расшифровывают как «умней машиниста», но на самом деле У означает «квадратный» кузов (почти все простые ТЭМ2 выпускались с круглой крышей, мы такой ещё увидим), а М – другой дизель-генератор. А со стороны центра показался живой музейный экспонат: Это 2ТЭ10ВК-КН, таких на весь Казахстан было, если не изменяет память, то ли 9, то ли 12, осталось 4, из них в Караганде 2 – в основном возят уголь всю на ту же ТЭС. Он сделан из советского тепловоза 2ТЭ10В с заменой кузова на капотный, но сохранением старой кабины: По путепроводу – не так давно построенной магистрали в обход Караганды – тоже бежит советская техника: И под путепроводом снова советская – взявший состав разукрашенный ВЛ80С, что уже засветился в предыдущей части: Нельзя не воспользоваться случаем разглядеть кр
В Караганде-25. Седьмая ночь – Сортировка и Калагир
Показать еще
  • Класс
Розжиг белорусской газовой плиты
Энергетика и физика – оглавление Без предисловия. Проблема простая: на белорусской плите «Гефест» не работает электророзжиг. Он там питается от сети 220 В, импульс при нажатии кнопки идёт сразу на все четыре конфорки. На двух основных розжиг пропал – сперва начал неустойчиво работать на одной, которая чаще всего горит длительно, потом на второй, которой чаще всего пользуются (обычно недолго), потом в таком же порядке пропал совсем. Вскрываем: «Свечи зажигания» стоят на маленьких кронштейнах, высоковольтные провода к ним тянутся от «катушки зажигания», что показана зелёной стрелкой. Маленькие кронштейнах закреплены на больших (на деле это не кронштейны, но так звучит веселей). Высоковольтными провода можно назвать чисто условно – изоляция толщиной с резиновое изделие номер два. Я думал, что керамические свечи потрескались от периодических заливок и стали пробиваться, но нет. Снимаю Кронштейна Исак Давидыча* и вынимаю свечу: Как видим, большой Исак Давидыч, нагреваясь от конфорки, потихо
Розжиг белорусской газовой плиты
Показать еще
  • Класс
20 лет спустя. 19 ноября 2005, Усть-Катав
Седой Урал. Оглавление Ровно двадцать лет назад маленький, но мощный электровоз ЧС2, взяв Симскýю – Ерáл (последний подъём участка), привёз пассажирский поезд в Усть-Катав и сдал вахту «десятке» – грузовому электровозу ВЛ10, оборудованному в депо Курган для вождения пассажирских. Впереди ещё много тяжёлых подъёмов – Вязовая – Мурсалимкино, Бердяуш – Салган, Златоуст – Уржумка, «вол» с ними справится намного лучше, он возит здесь и куда большие веса. По кабине сразу видно, что он «пассажирский» – слева от скоростемера стоят три лампы: Это лампы ЭПТ – электропневматического тормоза: Со стороны помощника всё вполне обычно: Со стороны Челябинска прибывает истинный пассажирский электровоз – Шкода 82Е или ЧС7, через три года этот ЧС7-267 поедет в скоростном графике: Следом прошёл электропоезд Златоуст – Кропачёво: Потом ещё одна «десятка» с пассажирским, судя по окраске, это Астана – Москва или Караганда – Москва: А на Челябинск везут грузовой поезд два ВЛ10 по СМЕТ – система многих единиц т
20 лет спустя. 19 ноября 2005, Усть-Катав
Показать еще
  • Класс
Магистраль «Центральная» должна открыться 30 ноября. Успеют ли?
Восьмые ворота Самары – первая часть Самара – точнее, Куйбышев – стала миллионником ещё в 1970-е годы, когда завод «Металлург» вовсю отливал изделия из цветных металлов, «Прогресс» (тогда – завод № 1) и авиационный (завод № 18) превращали их в ракеты и самолёты, а соседние заводы комплектовали их оборудованием и двигателями. Неудивительно, что к концу 1980-х Куйбышев получил метрополитен в помощь к трамваю и троллейбусу, чтобы надёжно доставлять людей на работу. Но такого количества личного автотранспорта и близко не было. Население Самары с тех пор выросло, и если считать с недавно выстроенными «Кошелевым» и Южным городом – то выросло в полтора раза. Один только «Кошелев Парк», формально не относящийся к Самаре, с такими темпами роста скоро сравняется по числу жителей с Сызранью! Число личных автомобилей и вовсе выросло раз в сто по сравнению с временами СССР. А путей в Самару у жителей «Кошелева» два – либо через ЖД-переезд и Крутые ключи на Московское шоссе (синяя линия), либо через
Магистраль «Центральная» должна открыться 30 ноября. Успеют ли?
Показать еще
  • Класс
МиГ-29 и Су-27 – в чём сходства и различия турбин?
Первая часть Созданный в середине 1970-х МиГ-29 постепенно сдаёт свои позиции. Машин советского выпуска на крыле в России не осталось, новых было выпущено мало – самолёт такого класса нынче не востребован. Если говорить очень упрощённо, то маневренный воздушный бой по сути ушёл в прошлое, остальное делает высокоточное оружие, а для его размещения нужны машины потяжелее – немолодой уже Су-27 или новый Су-57. Ещё в конце 1980-х проводились учения, на которых МиГ-29 и Су-27 прорывали заслоны друг друга – Су-27 неизменно выигрывали благодаря более мощной радиолокационной станции, о чём недавно рассказал Геннадий Чергизов. Кроме того, у Су-27 больше практическая дальность... Одни плюсы, в общем. Однако оба самолёта до сих пор стоят на вооружении, а уж упускать возможность сравнить их двигатели с чисто исследовательской точки зрения и вовсе нельзя. Поэтому продолжим начатое в первой части. Перед нами раскинулся на свежесваренной мной подставке РД-33 – двигатель МиГ-29: Предыдущая статья зако
МиГ-29 и Су-27 – в чём сходства и различия турбин?
Показать еще
  • Класс
В Караганде-24. Третья ночь – граница холмов и степей
В Караганде-24. Первая ночь и оглавление 2024 год, в России священный месяц бухабрь, а в Казахстане уже январь! И я, переночевав в приграничном посёлке (об этом рассказано во второй части) и поснимав на развилке путей на Костанай и Курган, иду обратно на станцию. Меня нагоняет американец с грузовым, идущий из Костаная: Почтительно пропустив грузовой, пути пересекает мусоровоз производства Татарстана: Как видим, продукция родственного татарского народа пользуется у казахов спросом, КАМАЗ не самый старый. Станция Жана-Есиль, она же Новоишимская, проснулась после обеденного затишья – откуда-то выехал грузовой электровоз ВЛ80Т, прошмыгнул пассажирский KZ4AT, а с Костаная вслед за грузовым прибывает пассажирский тепловоз ТЭП33А с поездом Костанай – Караганда: Это кадр из видео, весь парад локомотивов – в микрофильме «Три направления Новоишимской»: Мне на этот поезд и надо, да вот незадача – у меня негусто с тенге. В электровоз не взяли, но удалось договориться с проводником общего вагона за
В Караганде-24. Третья ночь – граница холмов и степей
Показать еще
  • Класс
Тушкины потроха-34. Турбохолодильник – лучший друг в жаркий день
Оглавление цикла «Тушкины потроха» В предыдущем выпуске нашего журнала было рассказано, откуда в салоне Ту-154 жарким днём берётся прохладный воздух: Хотя по воздуху, отобранному от двигателей, не скажешь, что он прохладный – отказ отбора стреляет при температуре под 300 °С. Как же это тёмное пламя превращается в хрустальные струйки, бьющие из носиков индивидуальной вентиляции? С помощью турбохолодильников. Но до них ещё надо добраться. Вот доски бортинженера «бешки» и «эмки», панели управления системами отбора и кондиционирования сделаны под правую руку: С виду панели кондиционирования очень похожи, различия видны лишь со второго взгляда. Во-первых, переключателей регулирования температуры в салонах (под цифрой 1) на «бэ» три, а на «мэ» четыре. Но не верьте – просто конкретно эта машина со спецсалоном, и если приглядеться, то «лишний» переключатель – регулирование температуры в кабинете Главного Пассажира. Во-вторых, чёрные круглые задатчики температуры разные – у Б-2 стоят потенциоме
Тушкины потроха-34. Турбохолодильник – лучший друг в жаркий день
Показать еще
  • Класс
Показать ещё