Семейные истории, личный архив, запись № 1, 21 апреля 2025
Сватовство и свадьба в 1880-1890 г.г., более 100 лет назад:
1872-1891 г.г. Из записей сына Пятановых Семена Сергеевича и Марии Ивановны, ур. Цыпцыной (Николашкиной):«Семен Сергеевич Пятанов родился в 1872 году в Нижегородской губ. Лукояновском уезде, Новоалександровской волости деревне
Трегубовка.
В детстве он окончил трех-классную сельскую школу в селе Н. Александровка.
В семье отца, которая была в составе 33 человека, живших все вместе одной семьей, женатые и холостые, каждые взрослые и подростки имели свои обязанности по хозяйству.
На Семена были возложена обязанности: летом пасти овец и свиней, сдирать лыко для мочалы, плести лапти.
В зимнее время ездить на лошадях в обозе с кулями, вместе с отцом в г. Козлов на базар. Рогожные кули летом плели всей семьей и средства вырученные от продажи кулей были дополнением для жизни большой семьи.
Семен Сергеевич отличался скромным, застенчивым и услужливым характером.
По его рассказу, когда ему было 17 лет, однажды за общим столом отец его Сергей Матвеевич обратился к жене – Варваре со словами: «Варя, а не пора ли нам женить Семена». Ранняя женитьба поддерживалась в семье заинтересованностью привода в дом дополнительного работника – женщины.
Семену стало так стыдно от этих слов, что он вышел из стола, ушел на двор и схоронился под колодой так, что его искали в течение целого дня.
Женили его 17 ½ лет с разрешения архиерея.»
1888 г. Из дневника М.И. Пятановой, урожд. Цыпцыной (Николашкиной):
«Мне приходилось выполнять много домашней работы. Я была старательная, да и будешь старательной, когда тебя заставляют работать, и отказываться я не могла.
Так из года в год шли мои годы в работе, в заботе и по моей работе меня оценили в селе. К 15 годам из меня вышла симпатичная девушка, завидная, здоровая, румяная.
В селе Ирсети было немало парней, которые не прочь на мне жениться. Ко мне сватались три жениха, но отец и мать отказали им, т.к. считали меня ещё маленькой.
Нужда воспитала из меня старательную девушку, здоровую физически и нравственно не испорченную.
С 12 лет я умела ткать на деревянном станке и наткала в семью не мало холста.
Мать моя Анна с детства не носила ботинок, даже венчалась в лаптях, а о ботинках не имела понятия. Не одного покупного платья не сносила. Все было из своей работы – из холста. И все мы одевались в домотканую одежду.
Мне же пришлось, еще до замужества, найти покупное платье и я надевала его только в праздники – в воскресенье.
Весной, до Троицы, до начала полевых работ, я иногда вечерами выходила на улицу (по воскресеньям) и вместе с девушками пели песни, водили хороводы, а уже часов в 10 вечера расходились по домам.
Родители по отношению к нам были строгие и особо не баловали.
Осенью девушки собирались в коллектив, снимали у одной хозяйки избушку и собирались в ней на прялки. Это было с Ивана - постного до Кузьмы – Демьяна. В избе мы пряли, пели песни. К нам приходили парни, играли на гармошке, на дудке, а мы иногда плясали. Вот на таких вечерах парни выбирали себе жен и сватали.
Только происходило это через родителей.»
Продолжение следует
Нет комментариев