Рассказываем о поколениях авиамоторов
Поколения авиационных газотурбинных двигателей определяются материалами, которые используются в конструкции двигателей, и применяемыми при создании двигателей технологиями.
Все самые современные авиадвигатели, которые выпускает Ростех, — это двигатели пятого поколения. Но что было до них? В первой части нашего материала — о первом, втором и третьем поколениях авиамоторов.
⁃ В конструкции двигателей первого поколения использовали сталь, сплавы алюминия и магния. Степень повышения полного давления в компрессоре, то есть отношение давления на выходе из компрессора к давлению на входе, составляла 3–5,5. Температура газа перед турбиной — 950–1150 кельвинов. Первое поколение авиадвигателей появилось в 1940–1950-е годы.
⁃ В авиадвигателях второго поколения начали применять титан и жаропрочные сплавы. В компрессорах появились два каскада: низкого и высокого давления. Это увеличило степень повышения полного давления до 7–13. Температура перед турбиной повысилась до 1150–1250 кельвинов. Второе поколение относится к 1960-м годам.
⁃ Новшеством авиадвигателей третьего поколения стала технология двухконтурности. Два каскада компрессора давали степень повышения полного давления 15–20. Лопатки турбины впервые стали охлаждать с помощью воздуха. Это позволило увеличить температуру газа перед турбиной до 1300–1450 кельвинов. Авиадвигатели третьего поколения созданы в 1960–1970-е годы.