В тридесятом царстве, в тридевятом королевстве, жил был царь. Царь как царь, великий государь! Женился царь, вот только женат был недолго, родила царица дочь, а сама померла. Пятнадцать лет был царь в трауре. Дворец весь был в трауре. Придворные в трауре. Ни балов, ни пиров. И дочка росла не зная ни радости, ни веселья. Няньки сказки сказывали да всё страшные, учили грамоте по книгам невесёлым, без картинок. Выросла девушка, ни разу даже не улыбнулась! Однако царская дочь должна замуж выйти, желательно за короля, ну хотя бы за принца. Послы поехали по государствам земли православной, искать женихов. Повелел царь, великий государь, на день рождения дочери, собрать всех, кто желает её руки и сердца, на бал.
Вот, собрались женихи. В палатах царских впервые черные шторы с окон сняли, на столы белые скатерти постелили, музыкантов позвали, скоморохов не забыли. Сели женихи за стол, во главе стола царский трон, рядом трон поменьше для принцессы! Выходит, боярин, оглашает «Царь, великий государь, Иван 13, затворник, и принцесса Забава!» Прошёл Иван 13 и Забава к столу, царь на трон уселся, принцесса рядом. «Угощайтесь, гости дорогие, а после потолкуем!», обратился Иван 13 к принцам и королям. «Дочка, посмотри внимательно на гостей, может приглянуться тебе кто?», обращается царь к принцессе. «Батюшка, негоже мне, девице, на чужих мужчин заглядываться, я буду тихо, смирно сидеть, а они пусть сами решают, кому я по душе!», отвечает дочь. «Как же, милая, они на тебя и смотреть не хотят, им только царство наше подавай!», резонно замечает царь. «Так как же мы узнаем, кто из них полюбит меня, а кто только за приданным пришёл?», спрашивает Забава. «Об этом я не подумал…», растерялся царь, «Эй, кто там, позовите сюда министра!», распорядился Иван 13. «Эй, музыканты, играйте плясовую, и позовите придворных, пусть пляшут, пусть гости увидят, как в нашем царстве умеют веселиться!», приказал царь. Только не выходит у музыкантов весело. И придворные пляшут, ну что утка с ноги на ногу переваливается. Сидят короли, королевичи, дивятся такому чуду, что за бал. Король надрывается, музыка заупокойная, принцесса ни разу не улыбнулась. Поели, попили, и стали расходиться. Кому нужна жена, не весёлая, хоть за неё и полцарства обещано. Тут министр объявился. «Вот, полюбуйся, не хотят даже смотреть на забаву, я уже и пол царства обещал, и на пир всех созвал, а они нос воротят!», говорит ему царь. «Не вели казнить, государь, только выслушай!», говорит министр. «Не трусь, не казню, если, конечно укажешь способ верный, жениха сыскать Забавушке. Ну, а если не знаешь, как горю помочь, помолись, я сейчас палача позову!», отвечает царь. «Надо, царь, великий государь, разослать по миру Православному, весть, мол, отдашь принцессу только за того, кому она улыбнётся, а остальных, на плаху!», даёт совет министр. «Уж больно ты горяч, так и до войны мне насоветуешь! А если король великой державы придёт судьбу испытать?», расспрашивает Иван 13. «Царь, если женихи не будут бояться, то и стараться не будут, понаберут, дурочки всякие, будут кривляться, гримасничать, а у нас для этого свои бояре есть! А придут только те, которые готовы жизни лишиться ради принцессы, вот из них и выбирать будем! А ты, как ни как царь, ты всегда и помиловать можешь!», продолжает министр. «Верно, верно, хорошо ты придумал, посылай гонцов!», говорит Иван 13.
Поскакали гонцы на все четыре стороны «Слушайте указ нашего великого государя Ивана 13, затворника! Отдаст он в жены принцессу Забаву за того, кому она улыбнётся, а тому, кто придёт и предстанет перед очами принцессы, а она останется хмурой, голова с плеч! Сословие и звание значения не имеет!» Сидят царь и принцесса в замке, в окошко глядят, на дорогу смотрят. Принесли царю трубу волшебную, которая земли далёкие приближает, но и в неё не видно женихов. Никто в ворота не стучит. «Эй, бояре, позовите министра сюда, и палача за одно», приказывает царь. Являются министр, и палач. «Ну, министр, ты мужик умный, скажи, для чего здесь палач?», спрашивает Иван 13. «Должно быть есть первый жених!», отвечает министр. «Опять не угадал! Нету, жениха. Будешь ты вместо жениха, если сейчас принцесса не улыбнётся!», отвечает Иван 13. Министр задрожал и давай скомороха из себя корчить. И в кулак дудит, и на землю падает, песни орать начал! Только смотрит на принцессу и понимает, плохо дело, то принцесса просто грустила, а теперь ревёт, так не хочет за министра замуж. А царь говорит палачу «Иди, милый, готовься, сейчас министр к тебе выйдет!» Упал на пузо министр, руками колотит по ковру, «Помилуй государь!» Забава ручьями слёзы льёт, хоть ведро подставляй! А царь думает, ну вас, надоели, и в трубу смотрит. «Эй, хватит валяться, и ты утрись дочка. Идёт по дороге человек, пыль поднимает, военный видать, сапоги, фуражка, барабан, и сабля всё при нём! Из-под фуражки чуб черный стоймя стоит! Молодой! Весёлый!», рассказывает царь, что в трубу видит.
Стучит солдат в ворота. «Стража, отворяйте ворота служивому, пусть проходит», кричит в окно Иван 13, «Министр, зови солдата сюда, говорить с ним буду», приказывает царь. Приводит министр солдата. Солдат руку к фуражке поднял, по стойке смирно встал и доложил «Солдат без армии Никодим, под обстрелом невредим, на кулаках не победим!» «Ух, ты, молодец, выправка то какая! А к нам зачем?», спрашивает царь. «Службу ищу, я без дела грущу!», отвечает Никодим. «А может ты слыхал про мой царский указ, мол дочку отдам за того, кому она улыбнётся?», расспрашивает Иван 13. «Слыхом не слыхал, строевым маршировал, барабаном такт отбивал, чтоб нигде не уставал! Сорок верст за два дня, вот задача у меня!», отвечает Никодим. «А женат ли ты Солдат!», спрашивает министр, а сам глазом мигает в сторону царя. «Никак нет, ваше благородие, хотя желание имеется, вроде бы!», отвечает министру солдат. «Ну так попытай счастья, возьму я тебя на службу, охранять мой покой, а если хоть разок принцесса тебе улыбнётся, так чтоб я видел, можешь сватов присылать. Понял намёк?», делает предложение Иван 13. «Предложение лестное, буду служить честно я. Поговорить бы о довольствии, чтоб служилось в удовольствие!», отвечает солдат. «Министр, помилован!» говорит Иван 13, «Займись солдатом, распорядись на кухне, чтоб кормили от моего стола, да отведи спальню ему недалеко от наших с принцессою, а, всегда об этом забываю, пятак медный в день Никодиму на расходы, выдавать каждое утро! Да, что ты, как не живой!», даёт указания Иван 13 министру.
Рано утром, только погасли звёзды, и восток покраснел, как барышня от стыда, слышит царь гром, он к окну, небо чистое, словно прополоскали в речной воде. Откуда гром? Выскакивает царь в одной ночной рубахе на балкон, а народ во дворе собрался и смотрит, как солдат марширует, и стучит палочками по барабану. «Раз, два, три, четыре, барабана звуки шире, разлетаются повсюду, где служить теперь я буду! Левой, правой, левой, правой, знают все, солдат я бравый, я без дела не сижу, за пятак и то служу!», говорит солдат и марширует с поворотами, ногами землю печатает!
Посмотрел царь на соседний балкон, а там принцесса. Стоит, так же как царь в ночной рубахе, в колпаке с кисточкой, и улыбается! Тут солдат сделал поворот лицом ко дворцу, увидал Ивана 13 и Забаву, и говорит «Коль улыбка на рассвете, быть царю теперь в ответе, дочку замуж обещал, я, смотри, не подкачал!» «Как же так, придётся Забаву отдать замуж за бедного солдата! Из пламени да в полынью! Министра сюда! Ну и палача, как повелось!», говорит царь.
Нет комментариев