Предыдущая публикация
🄰🅁🅃 🫳👈 🄴🄳🅅🄰🅈🅉🄴🅁

🄰🅁🅃 🫳👈 🄴🄳🅅🄰🅈🅉🄴🅁

вчера 09:12Автор проверен

17 декабря - память прп.

Иоанна Дамаски́на (ок. 780).
Общие рамки биографии Иоанна Дамаскина - как хронологические, так и географические - хорошо известны: вся его жизнь прошла в Сирии и Палестине в период правления там халифов из династии Омейядов (Умаййадов) (661-750), сначала в Дамаске, где он родился и вырос, затем в мон-рях Палестины, где стал монахом и провёл остаток жизни.
Первый халиф династии Омейядов Муавия в 661 г. перенес столицу халифата в Дамаск, ставший, т. о., главным городом державы, созданной арабами в неск. десятилетий после смерти прор. Мухаммеда (632). История Омейядского халифата имеет непосредственное отношение к жизни Иоанна Дамаскина, поскольку в течение долгого времени его предки занимали важные посты в финансовой системе Сирии и сохраняли это положение, несмотря на смену правителей.
Дед Иоанна Дамаскина, Мансур ибн Сарджун (под таким именем он известен в араб. источниках), руководил налоговой администрацией Дамаска с первых лет VII в. и не лишился должности во время персид. оккупации 613-628 гг.; сохранил свой пост после взятия Дамаска визант. имп. Ираклием в 628 г., выплатив контрибуцию в 1 тыс. динаров; остался в занимаемой им должности и после сдачи города арабам в 635 г. (известно, что Мансур сам участвовал в организации этой сдачи). Сын Мансура Сарджун ибн Мансур упоминается визант. хронистом Феофаном под 690/1 г. как «христианнейший человек и главный логофет (хранитель сокровищ). Имена деда и отца Иоанна Дамаскина говорят о том, что они скорее были сирийцами, чем арабами, однако в любом случае, как представители высшего сословия Дамаска, они, по-видимому, были полностью эллинизированы.
После окончания обучения Иоанн Дамаскин, араб. имя которого было таким же, как у его деда, Мансур ибн Сарджун, по-видимому, служил в налоговой администрации Омейядов (этим объясняется, в частности, то, что Вселенский VII Собор сравнивал его с ап. Матфеем). Затем он оставил должность и стал монахом в Палестине, приняв при постриге имя, под которым и стал известен впосл. Произошло это, по всей видимости, в 10-х гг. VIII в., но, возможно, и раньше - ок. 706 г., когда в правление халифа аль-Валида омейядская администрация начала использовать в качестве офиц. языка арабский вместо греческого.
По преданию, с именем Иоанна связывают возникновение одного из образов Богородицы. Когда в Византии возникла ересь иконоборчества, поддержанная императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн был подданным халифа.
Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибегнул к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу.
Иоанн был отстранён от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица». В благодарность об исцелении им было написано также песнопение «О Тебе радуется…».
Традиция, согласно к-рой Иоанн Дамаскин принял монашество в Саввы Освященного лавре, является поздней. В то же время очевидно, что Иоанн Дамаскин стал монахом в окрестностях Иерусалима. Там он, по-видимому, жил до старости. Вероятно, он был священником: Феофан постоянно называет его «пресвитером и монахом»; так он обозначается и в надписаниях в рукописях его произведений. Лишь однажды, в заглавии гомилии «О засушенной смоковнице…», Иоанн Дамаскин назван «пресвитером святого Воскресения Христа, нашего Бога». Это предполагает, что он занимал место в ц. Воскресения в Иерусалиме (Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме), оставаясь монахом своего мон-ря; поэтому возможно, что он был проповедником ц. Воскресения и, как проповедник, писал литургические поэтические произведения и гомилии.
Хронист Феофан также свидетельствует в пользу традиции, согласно к-рой Иоанн Дамаскин имел славу проповедника: он постоянно называет его «Иоанн Златоструй», объясняя это тем, «что золотое сияние духовной благодати светило в его речах и в его жизни»; этот эпитет используется и по отношению к свт. Иоанну Златоусту как один из вариантов более обычного Χρυσόστομος). Феофан сообщает также, что Иоанн Дамаскин произнес гомилию в похвалу Петру Маюмскому, к-рый претерпел мученичество в 743 г. за то, что проклял Мухаммеда.
Последние годы жизни Иоанн Дамаскин провёл в Иерусалиме или в его окрестностях, где, несмотря на мусульм. владычество, сохранялись христ. святыни, паломничество к к-рым продолжалось, хотя и в меньших масштабах. По-видимому, именно в этот период он составил свое главное богословское сочинение, хотя нельзя исключить, что нек-рые из его работ были созданы еще в то время, когда он был гражданским служащим в Дамаске.
Деятельность Иоанна Дамаскина как богослова, полемиста, проповедника и поэта необходимо рассматривать в рамках той работы по систематизации, защите и распространению православия, к-рую на протяжении неск. столетий осуществляло палестинское монашество. В этом отношении Иоанн Дамаскин принадлежал к традиции, восходящей к апостолам, особенно развивавшейся с момента основания монашеских поселений в Палестине в V в. и достигшей апогея к VIII в. Уже с IV в. Палестина стала центром паломничества для христиан.
Иоанну Дамаскину принадлежит самое раннее из известных описаний ислама, более раннее, чем описания у мусульм. писателей, если не считать традиции, представленной в Коране. Ему относят 2 высказывания об исламе. Одно - в последней главе соч. «О ересях»; др. представляет собой набросок описания диспута между христианином и мусульманином, или сарацином, как он его называет. В соч. «О ересях» ислам наделяется апокалиптическими чертами: это последняя из ересей, предваряющая явление антихриста. Ислам представлен как политически доминирующая религия.
Иоанн Дамаскин называет мусульман исмаилитами, агарянами и сарацинами; последние 2 термина - обычные греч. обозначения арабов. Для Иоанна Дамаскина все эти наименования относятся к происхождению мусульман от Исмаила, первого сына Авраама от его служанки Агари, к-рая вместе с сыном была изгнана Саррой, женой Авраама (Быт 16). Мусульмане ставятся в параллель с иудеями: они - потомки Исмаила, как иудеи - потомки Исаака.
Понимание ислама в качестве араб. параллели иудаизму. Иоанн Дамаскин рассматривал ислам как религию, созданную Мухаммедом для идолослужителей, к-рых он обратил,- религию, представляющую собой смесь Ветхого, Нового Завета и некую христ. ересь. Он считал претензии Мухаммеда на обладание богооткровенным знанием «смехотворными». Мухаммед видит во Христе Слово Бога и Его Дух, однако считает Его тварным созданием и рабом. По учению Мухаммеда, Христос был рожден Девой Марией, однако не был распят и не умер, но был принят на небеса Богом, «поскольку Он любил Его». Иоанн Дамаскин подвергает критике богооткровенный характер учения Мухаммеда, указывая на отсутствие свидетелей этих откровений.
Иоанн Дамаскин причисляет ислам к ереси. Это отношение к исламу основывалось на том факте, что Коран допускает признаки Откровения как в иудаизме, так и в христианстве. Итак, Мухаммед был арианином, потому что он отрицал божественность Логоса и Святого Духа; отсюда возможно, что легенда Мухаммеда была привнесена в христианскую религию монахом-арианином.
Вместе с этими полемическими аргументами, относящимися к противостоянию между абсолютным монотеизмом ислама и христианской доктриной Троицы, Иоанн затрагивает другой острый вопрос несогласия — вопрос свободной воли и предопределения, и все его доказательство сопровождается самыми яростными эпитетами, которые он дает Мухаммеду — “лжепророк”, “лицемер”, “лжец” и “прелюбодей”. Всё это, разумеется, было принято со всеми подробностями другими полемическими авторами

17 декабря - память прп. - 5395839062576

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
🄰🅁🅃 🫳👈 🄴🄳🅅🄰🅈🅉🄴🅁

🄰🅁🅃 🫳👈 🄴🄳🅅🄰🅈🅉🄴🅁

ЛентаТемы 6 721Фото 12 870Видео 3Участники 9 338
  • Подарки
Левая колонка
Всё 6 721
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться