Найти свой род не так-то просто — В архиве хранится множество представляющих историческую ценность документов. Здесь можно найти своих предков, но сделать это не так-то просто, — рассказывает директор национального архива РБ Марина Бухаева. — У нас есть метрические книги, есть кое-что по полякам, евреям, но, конечно, все это разрозненно. Найти что-то можно только в пределах республики, хотя кое-какая информация есть и по Усть-Ордынскому и Агинскому округам. По словам специалистов архивов, чтобы найти хоть какую-то информацию, обязательно нужно знать, во-первых, как звали ваших ближайших родственников — дедушку, бабушку, а, вовторых — в какой местности они жили. Для бурятов обязательно знать название рода. Оказывается, жителям республики бурятской национальности найти родословную сложнее. — Дело в том, что до 1917-го года у бурят метрических данных не было, — поясняет Марина Григорьевна. — У русских же православных имелись метрические книги церквей, где записывали дату рождения, смерти, бракосочетания. То есть по этим церковным книгам (в основном XIX века) можно восстановить какие-то данные: найти бабушку, прабабушку, прапрабабушку и т. д. У бурят сложнее. Бурятское население официально нигде не регистрировалось. В других документах, в тех же списках на уплату налогов и списках населенных пунктов не всегда можно найти полные данные. Например, здесь указывались только данные о мужчинах. — По бурятам у нас есть разве что документы степных дум, их нужно изучать и по ним как-то восстанавливать связь по местности и роду предков. Ведь у бурят не было фамилии как таковой: сын фамилию получал по имени отца. Например, сын Баир, отец Доржи — и получалось Баир Доржиев. Одной фамилии у отца и ребенка, как сейчас, не было до 1917 года. У православных проще, можно восстановить родословную по фамилии. У некоторых бурят до революции родословная расписана по родам. Поэтому название рода бурятам нужно знать обязательно, так же как и место жительства бабушек, дедушек. Затрудняет поиск и то обстоятельство, что буряты часто кочевали. — У православных проще, — объясняет Марина Григорьевна. — У них как стояло какое-нибудь село Михайловка, так и стоит. Там и церковь, где все регистрировались и т.д. По старообрядцам также почти невозможно установить предков из-за отсутствия метрических книг. Зато в архиве есть сведения по синагоге, но только данные о тех, кто жил, родился и умер в Верхнеудинске с 1880 годов до начала ХХ века. Есть данные по католическому костелу, по мечети. — Многие думают, что, придя в архив, обнаружат здесь готовые, расписанные по семейным спискам родословные, — замечает директор архива. — На самом деле это далеко не так. Придется очень много работать. Искать крупицы информации в документах органов местного управления. Тем более, что документы все дореволюционные, в основном рукописные. Старые документы трудночитаемы. Что-то восстановить по ним достаточно трудно. Родословные восстанавливают, чтобы избавиться от проклятья Кроме национального архива Бурятии, некоторые данные можно найти в архиве БНЦ, архивах ЗАГСа (там содержатся сведения регистрационного характера — официальные даты рождения, смерти) и по родословным картам древа личных фондов ученых. Как рассказывают специалисты БНЦ, кроме обычных посетителей, движимых простым любопытством в поиске родословной, рыться в архивах приходят множество людей довольно преклонного возраста, также частенько появляются посетители, страдающие какими-то заболеваниями или... патологической неудачливостью. Объясняется это просто: люди в поисках помощи обращаются к шаманам, коих в нашем городе несметное количество. И многим советуют для улучшения жизненной ситуации совершить обряд почитания духов предков. Но для совершения этого обряда, необходимо знать имена своих предков. Иногда шаманы при этом замечают, что это едва ли не единственное средство избавления от проблемы и даже назначают определенный срок, до которого всю информацию нужно собрать. Попав в архив, самое первое, вы должны определиться - какую церковь необходимо «отработать», а для этого надо знать, в каком селе-деревне-волости эта церковь была. Важно это потому, что церковь в дореволюционные времена, которые всех в основном и интересуют, исполняла обязанности нынешнего загса. Зная все это, вероисповедание ваших предков, мы ищем в архиве так называемые метрические книги, то есть те самые церковные записи о рождении, бракосочетании и смерти всех, кто жил в данной деревне. Начинать естественно надо с ближайшего, с тех самых годов, когда родились ваши прадедушка и прабабушка. Сразу скажу, что метрические книги, являясь на сегодня самым массовым архивным источником для поиска, сохранились далеко не по каждой церкви и даже не по каждому году и не по каждой волости. К сожалению, огромная часть архивных материалов была безвозвратно утрачена в период гражданской войны, первых десятилетий Советской власти. Многие в стенах архива впервые узнают о высоком положении в обществе, военных заслугах и талантах своих родственников. Как дерево не проживёт без корней, так и будущее людское немыслимо без прошлого, уверена директор Государственного архива Бурятии Бутит Жалсанова. Если человек не знает своих корней, неизвестно, какие сведения о своём роде он передаст потомкам, - говорит она. - У каждого человека должна быть история, которая длится испокон веков, а не исчисляется одним «сегодня». Я думаю, каждому было бы интересно узнать, какими его предки обладали способностями, которые, возможно, передадутся его детям. Кроме того, бывает немало случаев, когда, не зная своих корней, люди заключают браки со своими родственниками - троюродными, двоюродными. А ведь у бурят раньше действовало табу на союзы между родственниками вплоть до седьмого колена. Чтобы этого избежать, молодёжи следует знать историю своего рода. Мы просим, прежде всего, как следует опросить пожилых родственников, кто из них помнит своих предков по материнской и отцовской линиям. Затем следует обратиться в районные ЗАГСы - по месту рождения, брака и смерти родственников. Работать лучше начать с самых близких к вам предков - например, с бабушек и дедов, а затем уже углубляться всё дальше и дальше. У бурят, если они крещеные православные, тоже можно вести поиск по Метрическим книгам церквей, но чаще - по документам Степных дум, - говорит Татьяна Лумбунова. - В них есть Ревизские сказки с именными списками по родам. Поэтому мы спрашиваем, какого вы рода. Многие не знают этого, и мы стараемся выяснить род по населённому пункту, в котором проживал предок человека. Часто ко мне обращаются за подсказкой, как прочесть то или иное слово, разобрать имя, фамилию и другое, - говорит архивист. - Если это русский текст, советую воспользоваться старославянским алфавитом. По восточным же бурятам документы в основном на монгольской письменности. По Иркутской области в архиве много подворных и посемейных списков на русском языке - их исследовать легче. Если же вы хотите найти предка, погибшего в годы войны, вы можете обратиться к сайтам «Мемориал», «Подвиг народа 1941 - 1945» и к сайту Центрального архива Минобороны России. Возросшую популярность можно объяснить, наверное, возрождением национального самосознания у бурят. В книге учета посетителей в прошлом году мы зафиксировали около тысячи человек, пришедших именно за этим. Читальный зал Государственного архива Бурятии работает с понедельника по четверг. Пятница - санитарный день. Адрес: Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 9а (вход во двор через здание Народного Хурала Бурятии по паспорту). https://boomstudy.ru/management/kak-buryaty-ishchut-svoi-korni-rodoslovnuyu-znachenie-rodoslovnoi-v-zhizni/
    3 комментария
    8 классов
    Алятское озеро: жемчужина Сибири, где оживают легенды Алятское озеро — это не просто водоём, а волшебный мир, затерянный в бескрайних просторах Аларского района. Здесь каждый глоток воздуха наполнен свободой, а пейзажи, словно сошедшие с полотен художников, завораживают своей первозданной красотой. Озеро, словно зеркало небес, отражает облака и вековые сосны, обрамляющими его берег. Его вода, рожденная из подземных родников и горных речушек, обладает удивительными свойствами. Местные жители веками лечили ею глаза, а ил со дна, словно дар природы, исцелял кожные недуги. Неподалёку бьёт целебный источник Аршан — его вода, подобная тункинским минеральным ключам, подарит вам силы и свежесть. Тайны под двойным дном Глубины Алятского хранят загадку: говорят, у озера два дна. Подземные родники, словно невидимые нити, сплетают здесь лабиринты, а вода местами... вскипает! Будто древний дух водоёма напоминает о себе. Буряты чтят это место как священное, веря, что озеро — живое. Пройдите по его берегам, и вы ощутите трепет — то ли от ветра, то ли от древних легенд, что витают в воздухе. Рыбалка, где даже караси — волшебные Забросьте удочку — и вам, возможно, попадётся золотой карась-альбинос, словно сошедший со страниц сказки. Эти необычные рыбы, сияющие как солнце, обитают только в здешних торфяных водах. А если повезёт, вы встретите старых рыбаков, которые расскажут, как русалки когда-то манили их в глубины... или покатают на батах — узких лодках-долблёнках, похожих на пироги индейцев. Легенды, что оживают у костра Представьте: когда-то здесь пасла овец юная пастушка. Любопытство заставило её сдвинуть камень, и хлынувшие воды превратили луг в озеро. «Аляа забрала», — прошептала она, дав имя этим водам. А ночью, когда луна освещает волны, кажется, что русалки до сих пор танцуют в лунной дорожке... Отдых для души и сердца На берегу вас ждёт уютный лагерь «Мечта» — здесь можно рыбачить, любоваться звёздным небом или встретить рассвет, слушая плеск волн. Скоро появятся песчаные пляжи, но даже сейчас дикие уголки озера манят тишиной и покоем. А если захочется адреналина — смело бросайте вызов ветру: в непогоду озеро показывает характер, вздымая высокие волны! Приезжайте — и Алятское станет вашей личной легендой. Здесь каждый камень дышит историей, каждый всплеск воды напевает древние мелодии. Это место, где реальность переплетается с мифами, а природа дарит не только отдых, но и чудо. Подарите себе путешествие в край, где даже время течёт иначе — медленно, словно воды таинственного Алятского озера. Фото: Сахидаков Николай Михайлович 📸
    4 комментария
    17 классов
    Бурятский нож: культурный символ, виды и сакральное значение. Бурятский нож — это не просто инструмент, а ключевой элемент культуры бурятского народа, воплощающий многовековые традиции, духовные ценности и утилитарные потребности кочевого образа жизни. Рассмотрим его смысл, разновидности, функционал и сакральные аспекты. Смысл и сакральное значение 1. Символ мужской доблести и преемственности Нож даровали мальчику при рождении как символ чести, достоинства и связи с предками. Он передавался через поколения, подчеркивая статус семьи . 2. Защита от злых духов Кузнецы-дарханы, создававшие ножи, считались посланниками небес. Их изделия использовали в ритуалах: например, клали у изголовья больного для отпугивания духов болезней . 3. Связь с буддизмом и шаманизмом Украшения на ножах включали буддийские символы (драконы, рыбы, лотосы) и шаманистские обереги. Серебро, часто используемое в отделке, ассоциировалось с чистотой и обладало "магическими" свойствами, например, обеззараживало воду . 4. Табу и уважение Запрещалось перешагивать через нож, направлять его острие на людей или в огонь. Это отражало почтительное отношение к предмету как к носителю духовной силы . Виды бурятских ножей и их назначение 1. Мужской нож - Особенности: Длинный (до 37 см), узкий клинок из дамасской или булатной стали, рукоять из дерева или кости, украшенная бирюзой (символ семейного благополучия) . - Назначение: Забой скота (удар в основание черепа для быстрого умерщвления), разделка туш, охота, защита. Ножны крепились к поясу цепочкой, чтобы предотвратить потерю при верховой езде . 2. Женский нож - Особенности: Более изящный, с узким клинком и рукоятью, инкрустированной кораллами (символ жизненной энергии). Орнаменты включали водные мотивы (раковины, волны) . - Назначение: Бытовые задачи (резка продуктов, выделка шкур), украшение костюма. 3. Парные ножи для супругов - Символика: Олицетворяли единство мужчины и женщины. Мужской нож украшался изображениями драконов, женский — водной стихии . 4. Современные реплики - Примеры: - Большой бурятский нож (370 мм) — для разделки крупных туш, походов . - Средний и малый (260–306 мм) — туристические и охотничьи модели с клинками из стали 95Х18, сохраняющие традиционный орнамент . Функциональные и ритуальные особенности - Геометрия клинка: Прямой узкий клинок с двусторонней заточкой обеспечивал точность при забое скота и разделке суставов . - Цепочка на ножнах: Позволяла демонстративно "обезоружиться" в гостях, оставляя нож висеть на уровне колен . - Материалы: - Серебро — защита от коррозии и духов; - Коралл и бирюза — символы жизненной силы и любви . Сегодня бурятский нож перешел в разряд культурного наследия и предмета коллекционирования. Мастера, такие как Жигжит Баясхаланов, сочетают традиционные техники с авторским дизайном, создавая ножи-скульптуры .
    2 комментария
    21 класс
    Живет в селе Алтарик (Нукутский район, Иркутская область) дедушка Сергей Валентинович Завалин. Он русский, но с детства рос среди бурят, и в душе чувствует себя одним из них. Главное – он свободно говорит на унгинском диалекте бурятского языка, родом из улуса Шалоты.
    3 комментария
    390 классов
    Трагическая гибель Валерия Гуляева: Бурятия потеряла светлого юмориста и патриота Хилокский район, Забайкальский край — В ночь на 22 июня 2025 года на трассе в Хилокском районе произошло роковое ДТП, унесшее жизнь 36-летнего звезды КВН из Бурятии Валерия Гуляева. Автомобиль под его управлением в темноте столкнулся с лошадью, что привело к мгновенной гибели артиста. Двое пассажиров — супруга Валерия и друг-диджей — госпитализированы с тяжелыми травмами. У жены комика диагностирован перелом позвоночника . Карьерный путь: От КВН до популяризации бурятской культуры Валерий Гуляев родился 13 января 1989 года в селе Улекчин (Закаменский район Бурятии) и стал одним из самых узнаваемых юмористов региона. Его карьера охватила: - Триумф в КВН: Двукратный чемпион Премьер-лиги, чемпион Первой лиги, участник Высшей лиги в составе команд «Хара Морин», «Буряты» и «Для Вас» (2024). - Телепроекты: Участие в шоу «Comedy Баттл», «Суперлига», «Русские не смеются» и «Концерты» . - Кино и реклама: Резидент творческой команды «Чива 03», съемки в фильме «Бурятский час» и рекламных роликах . Но главным наследием Гуляева стала не юмористическая составляющая, а просветительская деятельность. Как отмечает Молодежное правительство Бурятии, он реализовал проекты по популяризации бурятского языка и вовлечению молодежи в культурные инициативы. «Его энергия и гражданская позиция вдохновляли многих», — подчеркивается в некрологе организации . Авария произошла на трассе, ведущей в поселок Агинское. По предварительным данным, автомобиль Toyota Mark II, в котором ехали Гуляев с женой и другом, врезался в лошадь, вышедшую на дорогу. Удар пришелся на сторону водителя: - Валерий скончался на месте от полученных травм. - Его супруга экстренно доставлена в больницу с компрессионным переломом позвоночника. - Друг-диджей также госпитализирован в тяжелом состоянии . Это уже не первое ДТП с участием животных на забайкальских трассах, что ставит вопросы о безопасности дорожной инфраструктуры в регионе. Отец трех дочерей и «светлый человек» За профессиональными успехами стояла глубокая личная история. Валерий был многодетным отцом, оставившим трех дочерей — Александру, Арину и Дарью. «Он бесконечно гордился своими девочками», — вспоминают близкие . Ринчин Дашицыренов, музыкант и друг Гуляева, в своем Telegram-канале написал: «Для Бурятии это невосполнимая трагедия. Валера был самым искренним человеком, чье присутствие согревало сердца тысяч. Мы сделаем все, чтобы память о нем жила в наших делах» . Сбор средств и обещание памяти Трагедия сплотила общество: - Друг и коллега Чимит Жамьянов организовал сбор средств для семьи Гуляева, оставшейся без кормильца . - В соцсетях и СМИ Бурятии — сотни постов с хештегом #СветлаяПамятьВалере, где фанаты делятся видео с его выступлений. - Молодежное правительство анонсировало учреждение гранта имени Гуляева для поддержки проектов на бурятском языке . Не только юмор, но и любовь к Бурятии Валерий Гуляев ушел в день начала Великой Отечественной войны — символичную дату для России. Его наследие многогранно: он доказал, что юмор может быть инструментом сохранения национальной идентичности. Как резюмирует «Байкал-Daily»: «Он болел за развитие республики душой» . В память о нем останутся не только шутки КВН, но и три дочери, проекты, вдохновлявшие молодежь, и нереализованные планы, которые теперь предстоит воплотить его последователям. P.S. Если вы хотите помочь семье Валерия, детали сбора средств можно найти в паблике «Весь Улан-Удэ» .
    13 комментариев
    78 классов
    Как исчезло название «БУРЯТ-МОНГОЛИЯ»? 7 июля 1958 года был обнародован Указ ВС СССР о переименовании «Бурят-Монгольской АССР» в «Бурятскую АССР». Через 10 дней в постановлении Верховного Совета уже Бурятской АССР говорилось что, это произошло в соответствии пожеланиями бурятского народа, всех трудящихся республики по ходатайству Комитета КПСС и Президиума ВС республики. Этому предшествовало записка, подготовленная по заданию 1-й секретаря Бурят-Монгольского обкома партии Александра Уладаевича Хахалова дирекцией Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры (ныне Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН). До этого в дирекцию этого института поступили две записки от ученых-историков Бимбы Доржиевича Цыбикова и Георгия Никитича Румянцева. Однако в основу институтской записки, которая попала на стол партийных боссов вошли положения высказанные Румянцевым. Который утверждал, что на бурятской территории нет монголов, при этом признавал бурят одним из монгольских народов. Collapse Бимба Цыбиков выступая за сохранение названия «Бурят-Монголия», обосновал ошибочность переименования республики. Он отмечал этническую и языковую общность монголов и бурят. Писал что в состав бурят-монгольского народа в 17-18 веках вошли многочисленные племена и роды – выходцы из Монголии (Халха и Ойрат Монголии) ашабагаты, атаганы, узоны, сонголы, сартулы, хатагины, табангуты, икинаты, хонгодоры и др. Число переселившихся на территорию Бурят-Монголии халха и ойратских родов весьма значительно. Другие ученые называют число известных родов от 34 до 80 По словам Бимбы Цыбикова многие бурятские летописцы свои сочинения называли историей бурят-монгольских или монголо-бурятских родов. Бурятские рапсоды при рассказах легенд и преданий часто говорили мы «монголо-буряты» или «бурят-монголы». Поэтому традиционное название нашей республики должно сохранится и нельзя одним махом ликвидировать традиции. Многочисленные научные исследования доказывают монгольское происхождение бурят. Наши предки – бурятские рода и племена – в раннее средневековье составляли единую этническую общность с другими монгольскими племенами, жили в Прибайкалье, на северной окраине монгольского мира. В эпоху Чингис-хана и чингиситов бурятские племена входили в состав Их Монгол Улас (Великое монгольское государство). У всех монгольских народов единая культура, своими корнями уходящая в центральноазиатскую цивилизацию. Единая письменность – классическое монгольское вертикальное письмо «небесная вязь». Ученые монголоведы отмечали, что бурятская культура и язык должны развиваться на традиционной общемонгольской основе. А если они окажутся в отрыве от своих корней, то не будут иметь перспективы для развития. Об этом, например, говорил Михей Ербанов в 1926 году на совещании монгольских народов по вопросам культурно-национального строительства. По вопросу языка и письменности на том собрании была принята следующая резолюция: «Вопрос о повышении языковой культуры бурят-монгольского народа должен быть решен не в масштабе одних бурят-монголов, а в масштабе общемонгольском. Отрыв языковой культуры бурят-монгольского народа от остальных монгольских племен путем создания какой-либо самостоятельной письменности считать совершенно недопустимым». Решение об изменении названия республики в 1958 году было принято закулисным методом. Как показывают факты, руководство республики не только не сочло нужным обратиться к народу, узнать его мнение, но и не соизволило, как положено, обсудить этот вопрос с участием широкого круга ученых. По существу не было квалифицированной дискуссии, четко сработала партийная машина стопроцентного голосования депутатов. Только в 1991 году Совет Министров республики (председатель В. Б. Саганов) поддержал инициативу представителей научной и творческой интеллигенции о восстановлении традиционного названия республики. Однако решение было провалено тогдашним Верховным Советом республики. Восстановление традиционного названия «Бурят-Монголия» означало бы торжество исторической справедливости. По материалам книги доктора исторических наук, востоковеда Ширап Бодиевича Чимитдоржиева: «КТО МЫ – БУРЯТ-МОНГОЛЫ?». https://evrobur.livejournal.com/tag/%D1%85%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2
    1 комментарий
    31 класс
    Банхар: легендарный страж степей Монголии и Бурятии Банхар — древняя аборигенная порода собак, неразрывно связанная с культурой монгольских народов, включая бурят. Эти мощные псы веками служили верными защитниками скота, жилищ и спутниками кочевников в бескрайних степях Монголии и Бурятии. Их история насчитывает более 14 000 лет, а генетические исследования подтверждают, что банхар является прародителем многих современных рабочих пород, включая бурят-монгольского волкодава (хотошо). Историческое значение и культурный символизм 1. Свидетельства древности - Наскальные изображения банхаров встречаются в пещерах Монголии и Китая, а их останки обнаружены в захоронениях гуннов. В могилах часто находят украшения с образами собак, что подчеркивает их сакральный статус. - Марко Поло, посетивший Монголию в XIII веке, упоминал этих псов в своих записях и даже привез одну из первых особей в Европу. 2. Роль в кочевой жизни - Банхары охраняли стада до 4 000 голов, работая в команде. Их слаженные действия позволяли отражать атаки волков даже ночью, образуя «живое кольцо» вокруг отары. - В Бурятии, где буряты (монгольский народ) традиционно занимались скотоводством, банхары также использовались для защиты скота, хотя их популяция была меньше из-за особенностей местного ландшафта. 3. Культ собаки в монгольской культуре - В монгольском языке слово «нохой» (собака) имеет 138 значений, что отражает глубокую интеграцию этих животных в быт и духовные практики. Их изображали в религиозной живописи как существ с «красными глазами», способных видеть духов. Особенности породы - Внешность: - Рост: кобели — от 75 см, суки — от 67 см. Вес — 45–70 кг. - Шерсть густая, с плотным подшёрстком, образует «дреды» для защиты от зубов хищников. Окрас — чёрный с подпалом или рыжий, характерны светлые «очки» над глазами, за что собак называют «четырёхглазыми». - Глаза миндалевидные, в состоянии угрозы зрачки расширяются, придавая взгляду «красное свечение». - Характер: - Уравновешенные, но бесстрашные защитники. В семье ласковы с детьми, однако требуют ранней социализации из-за врождённой недоверчивости к чужакам. - Независимы и упрямы: дрессировка возможна только через установление доверия, а не принуждение. - Выносливость: - Способны работать при температурах от –40°C до +40°C. Их иммунитет и регенерация изучены учёными как уникальные адаптационные механизмы. Трагедия и возрождение В XX веке порода почти исчезла из-за советской политики переселения кочевников и массового истребления ради шкур. К 1980-м годам в Монголии осталось менее 100 чистокровных особей. Сегодня энтузиасты в Монголии, Бурятии и Тыве восстанавливают популяцию: - В 2025 году ожидается признание породы FCI. - В Бурятии действуют питомники, где банхаров используют для защиты скота от волков, что сократило необходимость в отстреле хищников. - Генетическая уникальность: Банхары не имеют запаха, что помогало им маскироваться от волков. - Реликтовый статус: Их ДНК ближе к древним степным волкам, чем к современным породам. - Легенды: Считается, что «четыре глаза» банхара видят как физический, так и духовный мир, а псы «молятся» за хозяев, замирая в медитативных позах. Банхар — не просто собака, а живой символ монгольской идентичности, воплощение силы и преданности. Их возвращение в степи — шаг к восстановлению экологического баланса и культурного наследия региона.
    4 комментария
    27 классов
    Алятское озеро: жемчужина Сибири, где оживают легенды Алятское озеро — это не просто водоём, а волшебный мир, затерянный в бескрайних просторах Аларского района. Здесь каждый глоток воздуха наполнен свободой, а пейзажи, словно сошедшие с полотен художников, завораживают своей первозданной красотой. Озеро, словно зеркало небес, отражает облака и вековые сосны, обрамляющими его берег. Его вода, рожденная из подземных родников и горных речушек, обладает удивительными свойствами. Местные жители веками лечили ею глаза, а ил со дна, словно дар природы, исцелял кожные недуги. Неподалёку бьёт целебный источник Аршан — его вода, подобная тункинским минеральным ключам, подарит вам силы и свежесть. Тайны под двойным дном Глубины Алятского хранят загадку: говорят, у озера два дна. Подземные родники, словно невидимые нити, сплетают здесь лабиринты, а вода местами... вскипает! Будто древний дух водоёма напоминает о себе. Буряты чтят это место как священное, веря, что озеро — живое. Пройдите по его берегам, и вы ощутите трепет — то ли от ветра, то ли от древних легенд, что витают в воздухе. Рыбалка, где даже караси — волшебные Забросьте удочку — и вам, возможно, попадётся золотой карась-альбинос, словно сошедший со страниц сказки. Эти необычные рыбы, сияющие как солнце, обитают только в здешних торфяных водах. А если повезёт, вы встретите старых рыбаков, которые расскажут, как русалки когда-то манили их в глубины... или покатают на батах — узких лодках-долблёнках, похожих на пироги индейцев. Легенды, что оживают у костра Представьте: когда-то здесь пасла овец юная пастушка. Любопытство заставило её сдвинуть камень, и хлынувшие воды превратили луг в озеро. «Аляа забрала», — прошептала она, дав имя этим водам. А ночью, когда луна освещает волны, кажется, что русалки до сих пор танцуют в лунной дорожке... Отдых для души и сердца На берегу вас ждёт уютный лагерь «Мечта» — здесь можно рыбачить, любоваться звёздным небом или встретить рассвет, слушая плеск волн. Скоро появятся песчаные пляжи, но даже сейчас дикие уголки озера манят тишиной и покоем. А если захочется адреналина — смело бросайте вызов ветру: в непогоду озеро показывает характер, вздымая высокие волны! Приезжайте — и Алятское станет вашей личной легендой. Здесь каждый камень дышит историей, каждый всплеск воды напевает древние мелодии. Это место, где реальность переплетается с мифами, а природа дарит не только отдых, но и чудо. Подарите себе путешествие в край, где даже время течёт иначе — медленно, словно воды таинственного Алятского озера. Фото: Сахидаков Николай Михайлович 📸
    11 комментариев
    670 классов
    🌿 Экологическая акция на священной горе Хашхай: единство ради сохранения природы Гора Хашхай, обладающая сакральным статусом для жителей Нукутского района, превратилась в площадку для значимого экологического события. Местные депутаты, активисты, молодёжь и общественные деятели объединились, чтобы очистить территорию от мусора, продемонстрировав сплочённость в заботе о природном наследии. Депутаты районной Думы Марина Михайловна Балбина-Матханова, Владимир Гергесович Гергенов, депутат Думы МО «Новонукутское» Сахидаков Николай Михайлович взяли на себя организационную роль: Владимир Гергесович предоставил грузовой транспорт для вывоза отходов. Участие в акции приняла семья Соколовых — Олег Иннокентьевич и Вера Геннадьевна из села Тангут. Жители Татхал-Онгоя проявили инициативу, подчеркнув важность экологической ответственности молодого поколения. Также в акции принял участие Забеев Егор — чемпион по вольной борьбе, чей пример показал, что защита окружающей среды объединяет людей вне зависимости от их профессиональной деятельности. Энтузиазм Игоря Хантургаева из деревни Татхал-Онгой, а также сестёр Марии и Галины Марактаевых из посёлка Новоленино дополнил общие усилия, сделав мероприятие по-настоящему масштабным. Собранный мусор будет направлен на специализированный полигон в Залари. Главным итогом стало не только восстановление чистоты священного места, но и укрепление экологической культуры. Такие акции превращают абстрактные лозунги о сохранении природы в конкретные действия, вовлекая разные возрастные и социальные группы. Этот субботник стал символом коллективной ответственности. Сохранение планеты начинается с локальных усилий, которые вместе формируют глобальное движение за будущее Земли. Пусть этот опыт вдохновит на новые экологические инициативы! 🎥 Видео и фотографии предоставлены Марией Марактаевой и Балабиной Мариной С уважением, Николай Михайлович Сахидаков #Экология #Хашхай #НукутскийРайон #СохранимПриродуВместе 🌍
    1 комментарий
    59 классов
    Шагай наадан: древняя мудрость в ритме современного спорта Сегодня мне посчастливилось стать зрителем захватывающего турнира по бурятской игре шагай наадан в рамках зимнего фестиваля «Сагаалганай буряад арадай наадан», проходившего в посёлке Новонукутский Нукутского района. Зрелищность и динамика состязаний превзошли все ожидания: сочетание стратегии, ловкости и многовековых традиций превратило игру в настоящий спортивный спектакль. Игра, воспитывающая чемпионов Шагай наадан — уникальный синтез математического расчёта, тактического мышления и физической сноровки. Она развивает у детей моторику, логику, умение работать в команде, а её философия учит уважению к сопернику: завершив партию, участники обмениваются рукопожатием, подчёркивая благородство духа. Символизируя плодородие и связь с традиционным скотоводством («табан хушуун мал» — пять видов скота), игра сохраняет культурный код бурятского народа. Сквозь века: от Чингисхана до ЮНЕСКО Упоминания о шагай наадан встречаются ещё в «Сокровенном сказании монголов» XIII века, где юный Чингисхан, играя в кости, скреплял дружеские узы. Сегодня традиция обрела новый статус: в 2024 году закон Республики Бурятия признал её национальным видом спорта, а ЮНЕСКО включило в список нематериального наследия. Троеборье: испытание мастерства Абсолютное первенство на турнире разыгрывалось в трёх дисциплинах: 1. «Няhалалга» (щелканье) — точность и контроль. Участники, облачённые в традиционные тэрлиг и гутал, направляли кости-«снаряды», избегая малейших касаний «чужих» целей. Нарушение правил (например, использование «не той» руки для захвата) стоило потери хода. 2. «Шүүрэлгэ» — скорость и реакция. За доли секунды игроки успевали подбросить кость, захватить горсть «трофеев» и поймать падающий «шуурэгшэн», демонстрируя ювелирную координацию. 3. «Мори урилдаан» (конные скачки) — стратегия и удача. «Ко‌ни» из костяшек преодолевали символическую дистанцию, а их «всадники» вычисляли оптимальные ходы, словно шахматисты. Команды: сила коллектива Победа определялась по сумме мест участников, а при равенстве очков — по количеству золотых, серебряных и бронзовых позиций. Каждый игрок приносил личные кости (10 штук), что добавляло соревнованию персональной ответственности. Региональные горизонты Обязательно нужно признать шагай наадан национальным видом спорта и на территории Иркутской области — логичный шаг. Здесь буряты исторически проживают не только в Усть-Ордынском округе, но и в Ольхонском, Качугском районах. Отдельная благодарность — Людмиле Пандаловне Куклиной, которая первой возродила игру в Нукутском районе, заложив основу её современного развития. Уверен: традиция, пережившая века, продолжит завоёвывать сердца, сохраняя наследие в ритме XXI века.
    1 комментарий
    2 класса
Фильтр
  • Класс
  • Класс
Показать ещё