Предыдущая публикация
Старый альбом

Старый альбом

12:36
Матильда Кшесинская — известная русская балерина и яркий персонаж истории России на стыке эпох . - 5350374375750

Матильда Кшесинская — известная русская балерина и яркий персонаж истории России на стыке эпох .

Сегодня её принято упоминать как возлюбленную последнего российского императора Николая II. Между тем, Кшесинская была не только героиней сплетен при жизни и киношных мелодрам после смерти. Она прославляла русский балет и была звездой «Русских сезонов», а во время Первой мировой войны на свои средства устраивала лазареты, выступала для раненых и ездила на фронт.
Матильда Кшесинская прожила долгую жизнь и скончалась в декабре 1971 года за полгода до собственного столетия. Вторую половину своего века балерина прожила в эмиграции, но свои воспоминания она целиком посвятила блистательному русскому периоду жизни, когда Кшесинская была примой Мариинского театра и мировой знаменитостью, а представители царской фамилии сражались за её сердце.
Мемуары балерины впервые вышли на французском языке в 1960-м году, потом в Лондоне на английском. Русский вариант был выпущен лишь в начале 1990-х годов по обнаруженному в 1973 году экземпляру из Ленинской библиотеки с собственноручными пометками и исправлениями Матильды Кшесинской, обретшей в эмиграции титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.
Отцом балерины был знаменитый в Польше и России танцовщик Феликс Кшесинский, который, как считается, популяризировал мазурку на своей второй родине. В воспоминаниях Матильда с уважением пишет о польском происхождении отца, но себя называет русской балериной.
К слову, Романовы и Кшесинские пересеклись ещё в 1835 году, и именно представителям царской фамилии Феликс и его дочь обязаны блистательной артистической карьерой в России. Император Николай Павлович, приехавший в Польшу на военные смотры, одарил овацией 14-летнего Феликса Кшесинского, а спустя годы он выписал несколько польских танцовщиков в Санкт-Петербург для представления мазурки.
«С этого времени мой отец окончательно поселился в Петербурге и жил там до самой своей смерти, – вспоминала Матильда. – Он имел на сцене Мариинского театра неизменный успех у публики, а его исполнение мазурки считалось образцовым».
Все дети Феликса Кшесинского были связаны с танцем, российским и советским. Брат Матильды, Иосиф, работал в Кировском театре до самой смерти во время блокады Ленинграда.
«Я была любимицей отца, – пишет Матильда Кшесинская в воспоминаниях. – Он угадывал во мне влечение к театру, природное дарование и надеялся, что я поддержу славу его семьи на сцене, где блистали его отец и он сам. С трёхлетнего возраста я любила танцевать, и отец, чтобы доставить мне удовольствие, возил меня в Большой театр, где давали оперу и балет. Я это просто обожала».
На сцену петербургского Большого театра она впервые вышла в раннем детстве в спектакле «Конёк-Горбунок», на тех же подмостках Кшесинская в 1917 году дала последнее российское представление. Потом была учёба в Императорском театральном училище.
«Мне шёл четырнадцатый год, когда к нам приехала знаменитая балерина Вирджиния Цукки, – вспоминает она. – В то время мне уже поручали небольшие партии, которые я старалась исполнить как можно лучше, и даже заслуживала за них одобрение. Но я не имела веры в значение того, что у нас делалось, и не получала настоящего внутреннего удовлетворения от своего танца. У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства».
В труппе Мариинского театра Матильда фигурировала как Кшесинская 2-я, поскольку её старшая сестра Юлия вышла на сцену раньше. Впрочем, Матильда ещё в подростковом возрасте превзошла сестру и заставила говорить о себе весь театральный Петербург.
В дальнейшем её карьера двигалась по нарастающей. Завоевав любовь российских зрителей, Матильда Кшесинская покорила зарубежную публику на гастролях и в качестве одной из основных звёзд «Русских сезонов» Сергея Дягилева, заставившего говорить о русском искусстве весь просвещённый мир.
Маленькая ростом (153 см), небезупречная в балетной технике, она поражала страстью, актёрской игрой и мастерством перевоплощения. «Я не была из тех, которые работают до одурения и только думают о технических деталях, о вывернутых коленях, отдавая больше внимания технике, нежели игре, – писала она. – Там, где нет мимики, там, конечно, техника должна быть соблюдена, но в таких сильных драматических сценах, где всё построено на чувстве, можно позабыть и о коленях, но нельзя позабывать об игре».
Сочетание техники, актёрской игры и подлинных переживаний Матильда Кшесинская считала главной особенностью русского балета. И отстаивала её в спорах с первыми звёздами мирового балета.
«Мы с ней (американской балериной Айседорой Дункан – авт.) постоянно разговаривали и дружески спорили о достоинстве и преимуществе нашего искусства, – вспоминает Кшесинская. – Дункан была в то время в зените своей славы и стремилась доказать мне, что классический балет обречён скоро совершенно уступить место её новой школе, основанной на изучении греческих поз и движений по античным вазам и фрескам.
Я ей возражала, что, несомненно, её искания внесут в наш балет много нового и красивого, но что ни она, ни её ученицы, а тем более подражательницы, никогда не смогут воспринять наше искусство, тогда как наши артисты, воспитанные на классической школе, могут исполнять какие угодно движения, так как владеют необходимой для этого техникой».
Пиетет к членам царской фамилии Матильда Кшесинская сохранила до преклонных лет. В своих мемуарах она практически не называет Николая Второго по имени, именуя его сначала Наследником (с заглавной буквы), а потом Государем.
Их знакомство произошло после экзаменационного спектакля в Императорском театральном училище, когда Матильде было 17 лет. На постановку пришла большая царская семья во главе с Александром Третьим. После спектакля император направился поздравить юных балерин со сдачей экзамена.
«По традиции представляли сначала воспитанниц, а потом приходящих. Но Государь, войдя в зал, где мы собрались, спросил зычным голосом: "А где же Кшесинская?" – вспоминала она. – Я стояла в стороне, не ожидая такого нарушения правил. Начальница и классные дамы засуетились. Они собирались подвести двух первых учениц, Рыхлякову и Скорсюк, но тотчас подвели меня, и я сделала Государю глубокий поклон, как полагалось. Государь протянул мне руку со словами: "Будьте украшением и славою нашего балета". Я снова сделала глубокий реверанс и в своём сердце дала обещание постараться оправдать милостивые слова Государя».
Во время торжественного обеда Александр Третий усадил опешившую балерину между собой и молодым Николаем. «Смотрите только, не флиртуйте слишком», – цитирует Кшесинская слова императора.
Молодые люди не послушались мудрого напутствия, завязались отношения, которые, по словам Матильды Кшесинской, продолжались четыре года до момента объявления о женитьбе Николая на британской принцессе Алисе Гессенской.
В воспоминаниях Матильда подробно описывает, как ревновала возлюбленного, отправляющегося на смотрины невесты в Великобританию, и радовалась тому, что Александр Третий был против свадьбы. Вместе с тем, о сопернице она оставила в воспоминаниях очень трогательные строки.
«Мнения могут расходиться на счёт роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга, – писала Кшесинская. – В тяжёлые дни испытаний и заключения она была его верной спутницей и опорой и вместе с ним со смирением и редким достоинством встретила смерть».
По словам балерины, их отношения с Николаем прервались, но она иногда прибегала к его помощи через родственников Государя, с которыми сохранила связь. Например, Кшесинская жаловалась на притеснения со стороны руководства театра, и проблемы быстро решались.
«Наследник был очень образован, великолепно владел языками и обладал исключительной памятью, в особенности на лица и на всё, что он читал, – писала она. – По натуре он был добрый, простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. (…) В самые драматические моменты жизни внешнее спокойствие не покидало его. Он был мистиком и до какой-то степени фаталистом по натуре. Он верил в свою миссию даже после отречения и потому не хотел покидать пределов России (…) Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своём и очень часто уступал».
Её отношения с Романовыми не прекратились: с великим князем Сергеем Михайловичем балерину связывал длительный роман, а за другого великого князя Андрея Владимировича она вышла замуж и родила сына Владимира.
Надпись на плите на могиле Матильды Кшесинской, а также её мужа и сына на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, на русском языке именует балерину светлейшей княгиней Марией Романовской-Красинской и заслуженной артисткой императорских театров Кшесинской.
#6декабря

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Старый альбом

Старый альбом

ЛентаТемы 15 119Фото 32 016Видео 2Участники 3 815
  • Подарки
Левая колонка
Всё 15 119
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться