К 1933 году 63-летний писатель-эмигрант создал непревзойдённые образцы прозы, которые ещё при его жизни стали классическими, что послужило неоспоримым доказательством его значимости в мире и дало право экспертам Шведской академии присудить ему премию по литературе.
Формулировка была такова: "За правдивый артистичный талант, с которым он воссозда́л в художественной прозе типично русский характер" и "За строгое художественное мастерство, с которым он продолжил русскую классическую линию в прозе".
Премия была присуждена ему за совокупность всех художественных произведений, посвящённых родной стране. К тому моменту Буниным были написаны десятки рассказов, выдающиеся повести "Деревня", "Суходол", "Митина любовь" и, наконец, самая новая книга - "Жизнь Арсеньева". Последняя быстро собрала восторженные оценки от коллег, а, главное от профессоров из западных университетов. Критики единодушно признали её самым значительным из всего, что было создано писателем. Хотя и не умоляли его заслуг по поводу крестьянских и лирических рассказов, повестей.
Фраза "типичный русский характер" также отсылала и к традиции русской национальной литературы, которая воплощает в себе глубину внутреннего мира, идеалы совести, православного смирения, духовную красоту человека. Таким образом, Шведская академия отметила Бунина не за эмиграцию или антисоветскую политическую позицию, а за художественную форму — продолжение традиции Толстого и Чехова в эпоху, когда внутри СССР эта традиция прервалась.
В те годы Нобелевскую премию по литературе ещё присуждали люди, для которых было дорого понятие европейской христианской культуры, воплощённой в лучших произведениях всех выдающихся писателей континента, которые не утратили христианских корней в стремительно меняющемся XX веке. И творчество Бунина как раз было наглядным доказательством этой неутраченной взаимосвязи. Существовала и по сей день существует для Запада и так называемая загадка русской души. И русский эмигрант оказался тем проводником, который приближал к её разрешению.
Западные критики наперебой писали, что Бунин - уникальное, отнюдь не типичное явление в русской литературе XX века. Они отмечали ту свободу, с которой он прошёл мимо эстетических нарочитостей декадентства, оставаясь верен русской классической литературе в духе Толстого - к тому времени завоевавшей признание во всём мире. Из парижской прессы: "Вне сомнения, за последние годы Бунин - самая мощная фигура в русской художественной литературе". Сегодня большинство литературоведов России, Америки, Франции, Великобритании, Германии, Италии и Швеции считают решение вручить премию Бунину справедливым.
Кандидатура Бунина лежала на столе у Нобелевского комитета с 1921 года, когда он только эмигрировал из России и перевёл свои книги. К 1933 году, переведённый на европейские языки, но бедствующий финансово и не имеющий никакого гражданства писатель уже отчаивался получить награду, о которой мечтал больше 10 лет. Всё это время он оставался в тени других соотечественников - Дмитрия Мережковского, Ивана Шмелёва и Максима Горького. В 1933 году был четвёртый раз, когда его номинировали на премию. Основными его конкурентами были двое из перечисленных писателей (Мережковский и Горький), а также двадцать зарубежных. Решающее значение для победы Бунина сыграли сотни отзывов от профессоров литературы из разных стран, начиная с Америки и заканчивая Швецией.
Если говорить о возможной политической подоплёке премии, то эта версия мало состоятельна, поскольку она была частью идеологической риторики СССР. В 1920-1930 гг. шведы никак не боролись с коммунизмом, напротив, они активно торговали и развивали отношения с новой страной. Маловероятно и то, чтобы шведские академики делились сведениями о выборе лауреатов с другими западными государствами - поскольку они не делились ими даже с правительством собственной страны. Сегодня в этом абсолютно уверены филологи С. Морозов, В. Нефёдов, французский филолог Р. Герра, болгарские филологи Б. Пенёв, М. Николов, А. Дзивгов. Но есть и противоположное мнение. Убеждены в доле политической подоплёки, например, литературовед Н. Пращерук, писательница Г. Степанян, журналист В. Коновалов.
Выступление Бунина на вручении премии 10 декабря 1933 года обрело особое звучание. Оно не содержало никаких антибольшевистских лозунгов. В частности, он заявил, что впервые Нобелевская премия вручается человеку без родины, писателю-изгнаннику. Другой его болью было, что на его родине нельзя было сказать ни слова, поскольку там цвела цензура, в то время как в Западной Европе он мог говорить и писать свободно: "Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно".
Русская эмиграция рукоплескала Бунину. Это была их общая победа. А вот в правительстве Советской России к известию о том, что эмигрант получил главную премию мира, отнеслись с ужасом - поскольку провалились их интриги по снятию кандидатуры Бунина. И тут же обрекли радостную весть на полное забвение. Советский обыватель узнает об этом только в 80-х.
Нобелевская премия стала вторым звёздным часом Ивана Бунина в мире после предыдущего успеха с рассказом "Господин из Сан-Франциско", ещё в конце 1910-х. После вручения "Нобелевки" он будет несколько лет ездить по Западной Европе и Прибалтике, встречаясь с читателями. Стоит также отметить, что не обеспеченный в материальном плане писатель истратил наибольшую часть полученного денежного вознаграждения на помощь русским эмигрантам, буквально раздавая её нуждающимся и не очень. Этот поступок даже не обсуждался, поскольку в среде русской эмиграции было принято помогать другому.
Нобелевская премия по литературе присуждается в Стокгольме с 1901 года, являясь наиболее значимой международной премией в области этого искусства, однако далеко не всегда отражает реальный вклад в него. Не все лауреаты в равной степени кажутся актуальными спустя время, равно как и не все выдающиеся авторы эту премию получают. Важно отметить, что премию дают не просто за книги, а за "произведения идеалистической направленности". Это было завещание основателя премии Альфреда Нобеля. Поэтому лауреатами становятся прежде всего люди, которые транслируют внятный гуманистический посыл, внося тем самым вклад в общее развитие общества. Лауреаты получают золотую медаль, диплом и денежное вознаграждение. Лауреатами от России становились также Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Александр Солженицын и Иосиф Бродский. В последнее время премия часто критикуется за игнорирование представителей незападного мировоззрения. Однако другими государствами ничего лучше за эти 130 лет тоже не было создано.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев