Предыдущая публикация
"Верую"

"Верую"

30 апр 2024

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мф.25, 13
В Великий Вторник богослужение посвящено воспоминанию об обличении Господом книжников и фарисеев, о беседах Спасителя в Иерусалимском храме.
Мы слышим Его слова о подати, подаваемой кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах.
«Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим — тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!».
Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), - говорил в этот день Спаситель апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).
Вместе с тем, в Великий вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение.
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Фарисеи, уже окончательно решившиеся на убийство Христа, не преминули воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям.
Фарисеи спросили Христа: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Ин. 8, 49). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, - то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, - то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Светская власть не имеет права вмешиваться в дела веры, а учение Христово выше любой политической идеологии.
Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В своей проповеди Христос указал на те страшные изъяны в религиозной жизни израильского народа, в первую очередь, в отношении его вождей, тех же фарисеев, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие. Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порожденьями ехидниными.
Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.
********************
Се Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща, недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сно́м отяготи́ся, да не сме́рти пре́дана бу́деши, и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Утреня Великого Вторника также начинается пением тропаря Се Жених грядет. В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1—13). Воспоминанию о ней и посвящено богослужение Великого Вторника. В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении о десяти девах: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Вместе с образом десяти дев, стоящих у чертога брачного, в этом Евангелии предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф.25, 14—46). Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд. Таким образом, мы видим, как отдаленные и как бы предостерегавшие нас голоса в Трипеснеце и Евангельском чтении Великого Понедельника, в богослужении Великого Вторника звучат, уже сильно и грозно и, словно стражи в нощи, перекликаются между собою вечерние и утренние Трипеснецы. Вновь раздается песнь о Чертоге и вновь смятенная душа скорбит о нечистоте своей и в тайниках своих вопиет: Се тебе талант Владыка вверяет, душа моя, страхом приими дар, заимствуй давшему, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную его, егда приидет во славе, и услышиши блаженный глас: Вниди рабе в радость Господа твоего. Душа — неплодная смоковница, душа — злой виноградарь, душа — дева неразумная, душа — лукавый и ленивый раб, сокрушаясь и трепеща, предстоит ныне пред своим Божественным Судьей, созерцая свои дела и лютые помышления. Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой, — взывает стих прокимна, и сладостным утешением звучит ответный глас: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление.
Продолжается ветхозаветное чтение, и пока длится наше покаянное стояние пред вечным Судьей и Господом, и пока текут исторические события на земле, — собирается совет книжников и фарисеев на Иисуса и подвигают на предательство Иуду, — вновь проносится пророческое слово Иезекииля: огненное видение Престола и Славы Господней окрест его. Но от грозного видения замирных судеб Господь призывает нас к тому, что должно сейчас свершиться на земле, и заканчивает описание Страшного Суда словами, предсказывающими Свою скорую смерть: Через два дня Пасха будет и Сын Человеческий предан будет на пропятие. На вечерне повторяются утренние стихиры и продолжается чтение Исхода, а затем — чтение Иова о том, как пустынный ветер налетел и обрушил на детей его храмину, и как Иов сказал: Господь даде, Господь отъят… и не даде безумия Богу (Иов. 1:21,22). Многострадальный Иов, прообраз Христа, оставленный людьми и Богом, изнемогающий под бременем страданий, прославляет Господа в своих страданиях и сам прославляется Им.
В. Зандер - "Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи"

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
"Верую"

"Верую"

ЛентаТемы 20 573Фото 20 654Видео 638Участники 33 591
  • Подарки
Левая колонка
Всё 20 573
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться