«О провокаторшах и антисоветских агитаторшах, монахинях бывшего Раковского монастыря, проживавших в г. Мелекесс»
Дело начато 12 февраля 1930 г. и окончено 10 марта 1930 г. Мелекесским окротделом ОГПУ.
По делу приговорены к заключению в концлагерь СРОКОМ НА З ГОДА:
- монахиня Августа (Блинова Анна Акимовна)
- монахиня Параскева (Мартазинова Прасковья Федоровна)
- монахиня Екатерина (Шишкова Екатерина Николаевна).
Три бывшие насельницы Раковского монастыря Самарской губернии после его закрытия проживали в г. Мелекессе. Ходили по обычаю в храм, молились, чем могли зарабатывали себе на жизнь.
Монахиня Екатерина добывала себе пропитание тем, что шила тапки для покойников. Две других нанимались к кому-либо в помощницы по хозяйству за малую плату и еду. Так и жили.
В январе 1930 года решением местных властей было решено снять с Мелекесского Никольского храма колокола. К моменту приезда исполнителей этого святотатства возле храма собралась большая толпа народа - и те, кто возмущался и пытался помешать кощунникам, и члены местной организации воинствующих безбожников. Плач и причитание верующих, дикий хохот доморощенных отморозков - все смешалось в этой человеческой массе. В стороне стояли три монахини и со слезами на глазах говорили одна другой: «Вот и дожили, матушки, до дня антихристова! Стащили колокола, а скоро и сам храм закроют, да превратят нас в бусурман». Эти горькие сетования кое-кто услышал и донес в соответствующие органы.
В деле есть показания и еще одного «доброжелателя», который «вспомнил», как незадолго до снятия колоколов, когда «местная общественность» повела антирелигиозную компанию об изъятия их у храма, одна из монахинь обратилась к остальным со словами: «Нужно будет пойти на собрание и постоять за веру православную. Можно и пострадать за это святое дело, но если бы встать всем и не отдавать колокола, то так и будет - не отберут!». Закончил доносчик свои показания словами: «Я в этот момент удивился - как эти кликуши не боятся гражданской власти и такую смуту вносят в среду верующих?».
Власти все услышали. И приняли соответствующие меры - матушек арестовали, предъявив им обвинения в том, что «бывшие монашки-лишенки тесно связаны между собой, и на почве религии...в целях борьбы с мероприятиями Сов. власти, вели злостную агитацию, созывали сборища, в своей деятельности были крепко связаны, образуя антисоветскую группу».
Приговором «тройки» все три монахини были заключены в концлагерь. Две из них пропали бесследно. Вернувшуюся из заключения монахиню Екатерину через четыре года вновь арестуют и расстреляют.
Блинова Анна Акимовна (монахиня Августа), родилась в 1874 году в с. Русская Хмелевка Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне Мелекесский район) в семье врача. Окончила сельскую школу, одинокая, 30 лет прожила в Раковском монастыре. После закрытия обители в 1927 году проживала в г. Мелекессе в семье сестры, без определенных занятий. Арестована 11.02.1930 г. Ульяновским окротделом ОГПУ и осуждена 21.03.1930 г: «тройкой» при ПП ОГПУ по СВК по ст. 58-10 УК РСФСР к 3 годам концлагеря. Сведений о дальнейшей судьбе нет.
Мартазинова Прасковья Федоровна (монахиня Параскева), родилась в 1880 году в д. Тарнасовка Казанской губернии (нынешняя Татария), в крестьянской семье. Чувашка, неграмотная, одинокая. С 1912 по 1928 год была насельницей в Раковском монастыре. Затем проживала в г. Мелекессе. ул. Садовая, д. 81, домохозяйка. Арестована 11.02.1930 г. Ульяновским окротделом ОГПУ и осуждена 21.03.1930 г. «тройкой» при ПП ОГПУ по СВК по ст. 58-10 УК РСФСР к 3 годам концлагеря. Сведений о дальнейшей судьбе нет.
Шишкова Екатерина Николаевна (монахиня Екатерина), родилась в 1884 году в с. Тинарка Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне Мелекесский район) в крестьянской семье. Русская, малограмотная, одинокая. С 1904 по 1927 год находилась в Раковском монастыре, затем, после закрытия обители, вернулась в родное село. Затем переехала в г. Мелекесс и проживала по ул. Чувашская, д. 78, без определенных занятий. В 1930 году была осуждена «тройкой» при ПП ОГПУ по СВК по ст. 58-10 УК РСФСР к 3 годам концлагеря. Наказание отбыла полностью. После отбытия наказания возвратилась в Мелекесс, где была арестована и расстреляна в 1937 году.
Осужденные по этому делу монахини были реабилитированы 28.10.1988 г. Ульяновским облсудом за отсутствием в их действиях состава преступления.
Протоиерей Алексий Скала
Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы). - ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2007. - 968 стр.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев