Святая великомученица Варвара. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. Конец XIII века
Святая великомученица Варвара – одна из наиболее известных и чтимых в Православной церкви святых. Она родилась в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана). Ее отец, язычник Диоскор, принадлежал к финикийской аристократии в царствование Римского Императора Максимиана (годы царствования 306–311). Рано потеряв супругу, Диоскор все свое внимание сосредоточил на дочери, которой очень гордился, видя ее необыкновенную красоту. Он мечтал, что Варвара составит выгодную партию, выйдя замуж за знатного вельможу, а, возможно, даже за племянника самого императора Максимиана. А пока Диоскор решил изолировать дочь от соблазнов и поселил её в высокой башне вместе с учителями и прислугой.
Житие святой повествует, что отроковица, любуясь из окна удивительной красотой природы, задавалась вопросом: «Кто создал такую красоту? Кто смог так прекрасно и разумно всё устроить в этом мире?» Она спрашивала об этом приставленных к ней воспитательниц, и те отвечали, что это сотворили боги, которых почитает ее отец. На это Варвара отвечала: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти бездушные истуканы могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий Собственное бытие». Так будущая мученица, созерцая этот мир, постепенно пришла к мысли о Едином истинном Творце всего земного. Идолы, коими был полон отцовский дом, приводили ее в недоумение и смущение.
Когда Варваре пришло время подумать о замужестве, многие знатные женихи приходили к Диоскору просить ее руки, но целомудренная девица на предложения отца выбрать жениха отвечала отказом от брака, говоря, что всю жизнь хочет оставаться девой. После долгих и бесполезных разговоров она стала угрожать отцу самоубийством в случае принуждения к браку. Испугавшись такого исхода, отец разрешил Варваре выходить из башни в город на прогулки: он надеялся, что, общаясь с подругами, которые станут хвалиться женихами, дочь поменяет свое решение. Но святая, получив свободу, познакомилась с местными христианами, которые тайно собирались в пещерах, расположенных в окрестностях города. От новых подруг-христианок она узнала о едином Боге, Создателе неба и земли, Боге Троице – Отце, Сыне и Святом Духе. Через некоторое время она приняла Крещение от одного пресвитера, который был проездом в Илиополе под видом купца (уже началась новая волна гонений на христиан).
Однажды Диоскор уехал по неотложным делам. Перед отъездом он начал постройку роскошной бани. Во время долгого отсутствия Диоскора Варвара приказала рабам устроить в новой пристройке с южной стороны третье окно – в честь Пресвятой Троицы. В купальне, при которой велась постройка бани, она начертила рукой на мраморных плитах крест (этот рисунок, вместе с отпечатком стопы Варвары, был чётко виден и долгое время сохранялся на полу бани; после кончины Варвары из следа ноги истекала целебная вода)[1].
Когда Диоскор вернулся и стал допытываться у строителей, почему здание построено не так, как он задумал, они сослались на приказ его дочери. «Три окна лучше, чем два, – отвечала родителю Варвара, – ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Отец пришел в ярость, узнав, что его дочь стала христианкой. Ревностный язычник, он ненавидел христиан, считая их врагами Римской империи, и эта ненависть была в нем сильнее любви к собственной дочери.
Он бросился к Варваре с мечом в руках, с намерением убить ее. Девушка убежала, но на ее пути оказалась неприступная скала. Варвара призвала Бога на помощь, и гора расступилась, открыв ей путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где укрылась Варвара, Диоскору указал один из пастухов. Отец жестоко избил Варвару и утром следующего дня отвел ее к правителю города Мартиану, перед которым отрекся от дочери и просил судить ее за пренебрежение языческими традициями. Мартиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее быть послушной отцовской воле и принести жертву идолам. Но на Варвару не подействовали долгие уговоры Мартиана: она осталась непреклонной в своем решении посвятить жизнь служению истинному Богу, а не бездушным истуканам. Тогда начались изощренные пытки. Разгневанный правитель велел выставить её обнаженной перед толпой. Затем святую били сырыми бычьими жилами, а глубокие раны растирали власяницей (грубая ткань из козьей шерсти) до тех пор, пока они не станут кровоточить. Однако мученица Варвара выдержала первую пытку, и Мартиан велел бросить ее в темницу. Всю ночь Варвара молилась Богу о том, чтобы Он укрепил её перед новыми страданиями. Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, на что Варвара отвечала, что ее исцелил Господь.
Одна христианка, Иулиания, видя это чудо, стала открыто исповедовать свою веру и пожелала так же пострадать за Христа. Обеих мучениц подвергли жесточайшим пыткам. Правитель приказал подвесить мученицу Варвару и строгать ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами тело и бить святую по голове молотом. Он велел отрезать Варваре и Иулиании сосцы. Потом приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару водить нагой по городу, но Господь послал ангела, и Божий посланник прикрыл ее наготу. Увидев тщетность уговоров и истязаний, тиран приговорил обеих женщин к усечению мечом. Варвару вызвался казнить ее собственный отец. В бессильной злобе Диоскор занес над дочерью меч. Перед тем как упасть мертвой к ногам палача, Варвара успела произнести: «Да будет воля Отца, и Сына, и Святого Духа!» Преклонив голову, она приняла мученическую смерть от отцовской руки за веру во Христа. Вместе со святой Варварой была казнена и святая Иулиания. Блаженная кончина святых мучениц последовала в 306-и году. Позднее Диоскора и правителя Мартиана постигло возмездие: оба они были сожжены молнией.
Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласий (Малая Азия). На этом месте был воздвигнут храм, и мощи святых исцеляли больных проказой.
Диоскора и правителя Мартиана постигло возмездие: оба они были сожжены молнией
По преданию, в VI веке, при Императоре Юстине, мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь. В 1108-м году Царевна Варвара Комнина, дочь византийского Императора Алексея Комнина, перед отъездом на Русь попросила у своего отца в дар целебные мощи. Муж ее, Великий князь Святополк Изяславич (в Крещении Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. На Руси житие Варвары получило распространение в списках XIV века, однако оно было известно уже в ХI веке: автор сказания о святых Борисе и Глебе (около 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца[2].
Комментарии 1