В начале 1900-х писатель внимательно следил за тем, как менялись настроения в деревне и столицах. В Российской империи накопились многолетние противоречия: неспособность правительства провести реформы, аграрный вопрос, бедность низших слоёв, отсутствие у них прав и другие. Безусловно, понятия свободы, справедливости были близки Бунину. Но он категорически не мог принять насилие, с которым эта справедливость насаждалась: крестьянские восстания, погромы, поджоги, захваты помещичьих земель... В частности, в канун революции 1905 года, настроения деревни изменились особенно сильно. Это были глубокая ненависть к помещикам, ожидание перемен. Бунин отразил их в художественном слове: тревожных стихотворениях, а также блестящих рассказах "Сны" и "Золотое дно" - впоследствии отмеченных Антоном Павловичем Чеховым, а также Шведской академией (Нобелевская премия).
Начавшаяся в январе 1905 года Первая русская революция фактически открыла второй фронт внутри страны - что осложнило ведение Русско-японской войны, которая в августе 1905 года закономерно завершилась поражением России. Страна погрузилась в экономический кризис. Осенью Москву охватили забастовки. Сотни тысяч рабочих требовали увеличения зарплаты, восьмичасовой рабочий день, политические свободы и реальных преобразований. В то же время, шествия проходили под лозунгом "Долой самодержавие!". Их инициаторами и организаторами являлись эсеры (социалисты-революционеры), большевики, меньшевики и анархисты. Новые органы самоорганизации - советы депутатов, в которых преобладали члены революционных организаций - фактически брали на себя не только агитацию, но и создание боевых дружин. Они готовили оружие, оборудовали тайники, учили рабочих тактике уличных боёв. Реакция правительства была недостаточной.
В декабре 1905 года в Москве, втором городе империи, многотысячная стачка рабочих вылилась в открытое вооружённое сопротивление самодержавию, закончившееся разгромом революционеров. В первый день рабочие покинули свои места, транспорт встал, мастерские замолчали. В результате столкновений вооружённых дружин рабочих с государственными силами улицы Москвы от севера до центра оказались перекрыты баррикадами из вагонов, брёвен и бочек. Первоначально дружины вступали в перестрелки с полицией, но бои становились всё ожесточённее. Протестующие использовали пулемёты, партизанскую тактику, удерживая инициативу даже при численном превосходстве армии. Город оказался фактически разделён. Вдобавок, бастовали и железнодорожники в Подмосковье, где взрывались мосты, перерезались линии связи. Положение правительственных сил во многом спасло то, что не был захвачен Николаевский вокзал, и в город вступали всё новые государственные войска, в том числе прибывший из Санкт-Петербурга Семёновский полк. Они начали действовать путём непрерывных артиллерийских ударов по местам скопления восставших, главным образом, заводам, очищая город от баррикад. Восстание было подавлено.
Однако политический смысл восстания оказался куда значимее военного исхода: это был первый масштабный бой пролетариата против самодержавия, опыт массового вооружённого сопротивления в крупнейшем городе страны, продемонстрировавший готовность рабочих дружин к организованной борьбе. Одновременно массовые восстания были подавлены и в ряде других городов. Тогда правительство погасило этот огонь, но искра от него разгорится снова в 1917 году - и события будут ещё злее, жёстче и беспощаднее. Ведь главным человеком, который сделал вывод из московских боёв, стал Владимир Ленин. Декабрь 1905 года он счёл "великой школой революции", опытом, который следовало развивать в смысле опоры на массовость, ведения наступательных действий, расчёта на союз рабочих, крестьян и армии. Тогда он писал, что новая вооружённая борьба, которая стала бы решительной, неизбежна. Большевики всячески распространяли опыт "декабря 1905 года". Спустя ещё одиннадцать лет страна полностью погрузится в пучину переворотов и вообще прекратит существование.
Иван Бунин стал свидетелем событий декабря 1905 года. Тогда 35-летний писатель, остановившийся в гостинице "Националь" в центре Москвы на третий день восстания, буквально наблюдал всё из окна. Вера Бунина позже вспомнит, как ему запомнились эти "грохот пушек и стук пулемётов". В первые дни восстания он несколько раз посещал квартиру своего друга Максима Горького, и вот что она пишет об этом: "Иван Алексеевич заходил иногда к Горькому, который со своей второй женой Марьей Фёдоровной Андреевой, артисткой Художественного театра, занимал квартиру на Воздвиженке. Квартира была забаррикадирована, и вооружённые кавказцы охраняли писателя от нападения чёрной сотни, но никакого нападения не произошло, и они (Горькие) вскоре покинули Москву, уехали через Финляндию в Америку". Отъезд Горького произошёл 13 декабря и был связан с опасениями о возбуждении полицией против него нового "дела", поскольку Горький занимал ярую антиправительственную позицию по крестьянскому вопросу*. Бунин оставался в Москве ещё одну неделю. "Иван Алексеевич купил тогда, - это делали почти все мужчины, - револьвер "на всякий случай", - продолжает Вера Бунина. - И после того, как Дубасов** с Мином*** усмирили Москву, ему не хотелось сдавать его в участок, как это было приказано. Он решил отвезти револьвер в деревню, когда отправлялся туда с братьями Пушешниковыми. Он положил его под свою высокую барашковую шапку, - потом удивлялся своему легкомыслию: "Всякий жандарм мог ударить по ней, а что тогда было бы?...". Ехал он в первом классе, и никто его не обыскивал". Действительно, в самый разгар событий, тогда ещё без каких-либо трудностей Бунин покинул город, направившись в деревню Глотово Орловской губернии, в имение двоюродной сестры С. Пушешниковой, где он подолгу жил и работал.
После событий тех лет писатель задумал "целый ряд произведений, резко рисующих русскую душу, её своеобразные сплетения, её светлые и тёмные, но почти всегда трагические основы". Главным образом, это были повести "Деревня" и "Суходол".
* Максима Горького арестовывали в январе 1905 года. В Петропавловской крепости писатель провёл около месяца, однако в этом же году опять оказался под угрозой задержания. Горький покинул Россию и уехал сначала в Нью-Йорк, а оттуда в Неаполь. В Италии небольшой остров Капри на семь лет стал для него пристанищем
** Фёдор Васильевич Дубасов - военный деятель, на посту Московского генерал-губернатора руководивший подавлением Декабрьского восстания
*** Георгий Александрович Мин - генерал, командир Семёновского полка, участник подавления революции 1905 года


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев