Сообщается, что Абу Суфйан сказал:— Я слышал, как Джабир (ибн ‘Абдуллах), да будет доволен им Аллах, говорил: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, между человеком и многобожием и неверием – оставление молитвы”».
Этот хадис передали Ахмад 3/370, Муслим 82, Абу Дауд 4678, ат-Тирмизи 2620, ан-Насаи 1/232 и Ибн Маджах 1078. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2848. Здесь приводится версия Муслима.
____________________________
Имам ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал:
«Что касается оставляющего молитву, то, если он отвергает её обязательность, то он неверный/кафир/, по единогласному мнению мусульман, вышедший из религии Ислам. Исключением из этого является, если он новообращенный в Ислам и не был вместе с мусульманами достаточное время, в котором до него дойдёт, что молитва для него является обязательной. Но если оставление её стало из-за лени и в то же время он верит в её обязательность, каковым является положение многих людей (в 7 веке хиджры), то учёные разошлись (во мнениях) о нём.
Малик, Шафи’и, да помилует их Аллах, и большинство праведных предшественников/саляф/ и тех, кто следовал за ними придерживались мнения, что его не обвиняют в неверии, а называют нечестивцем/фасикъ/ и потребуют от него, чтобы он покаялся. Если он покается, (его оставят), в противном же случае мы казним его в наказание/хадд/, как это делают с женатым человеком, который совершил прелюбодеяние. Однако, его следует казнить мечом.
(Другая) группа из числа праведных предшественников придерживалась мнения, что его следует обвинить в неверии. Это передано от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и это одно из мнений Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах. Этого же мнения придерживались Абдуллах ибн аль-Мубарак и Исхакъ ибн Рахавайх и это мнение некоторых сподвижников Шафи’и, да будет доволен ими Аллах. Абу Ханифа, группа учёных из числа жителей Куфы, аль-Музани, сподвижник Шафи’и, да помилует их Аллах, считали, что не следует обвинять его ни в неверии, ни казнить, а его следует наказать и заключить в тюрьму, пока он не станет совершать молитву. Те, кто считали, что он становится неверным, опирались на внешний смысл второго упомянутого хадиса и къияс со словами единобожия». См. «Шарх Сахих Муслим» 2/93.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
— Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, Ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахавайх говорили: «Кто оставит одну молитву сознательно, так, что вышло её время, без причины, и отказался её возмещать и сказал: “Я не буду молиться”, тот кафир, и его имущество и кровь дозволены, мусульмане не наследуют ему и не наследуют от него». См. «ат-Тамхид» 4/226.
Разобрав вопрос относительно оставления молитвы, имам аш-Шаукани, подводя итог, сказал: «Истина состоит в том, что оставивший молитву кафир, которого следует казнить! А что касается его куфра, то достоверно передается в хадисах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал оставившего молитву этим именем. И он сделал преградой между человеком и нареканием его именем куфра молитву, и её оставление дозволяет именование такого человека кафиром. Но, несмотря на то, что приводили в довод первая группа (что оставление молитвы большой куфр) нам ничего не мешает считать, что некоторые виды куфра не препятствуют заслужить прощение и заступничество, как это обстоит с некоторыми грехами, которые шариат именует куфром». См. «Нейлюль-аутар» 1/254.
Имам Ибн Къудама, один из самых знающих имамов в ханбалитском мазхабе, разбирая вопрос оставления молитвы, привёл сообщение Шакъикъа[1], но несмотря на это и на то, что одним из мнений Ахмада было то, что оставивший молитву кафир, Ибн Къудама отдал предпочтение мнению, что оставивший молитву не является кафиром. Более того, он сказал, что единогласное мнение/иджма’/ в обратном, что оставивший молитву не становится кафиром. Он сказал: «Второе мнение состоит в том, что оставившего молитву казнят в качестве наказания, но, не выводя его из Ислама. И на это указывает иджма’ мусульман». См. «аль-Мугъни» 2/444.
Имам Ибн Батта, говоря о том, что с оставившим молитву не обращаются так, как с вероотступником/муртад/, сказал: «В этом иджма’ мусульман! Поистине, мы не знаем, чтобы в какое-либо поколение оставившего молитву не купали и не совершали над ним молитву-джаназа или чтобы не хоронили его на кладбище мусульман, или чтобы запрещали наследовать от него, или чтобы разводили такого человека с его женой, несмотря на то, что оставляющих молитву было много. И если бы такой человек был бы кафиром, то все эти положения обязательно применялись бы в отношении них!»
Эти же слова Ибн Батты передал имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 2/446.
И эти же слова передал шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваххаб, согласившись с ними полностью. См. «Хашия ‘аля аль-Мукъни’» 1/95-96.
Сообщается, что когда Ибрахим ибн Са’ид аз-Зухри спросил Ибн Шихаба о человеке, оставившем молитву, он ответил: «Если он оставляет молитву, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить. Если же нет (т.е. оставляет молитву не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!» аль-Халляль в «аль-Джами’» 2/546. Иснад достоверный.
Это сообщение от Ибн Шихаба разбивает так называемое единогласное мнение в вопросе оставления молитвы. Ведь имам Ибн Шихаб аз-Зухри – это один из самых знающих таби’инов, родившийся во время правления Му’авии, о котором Суфьян ас-Саури говорил: «Он был самым знающим человеком в Медине». А ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал: «Придерживайтесь этого Ибн Шихаба, поистине, вы не встретите никого, кто знал бы Сунну так, как он!» См. «ас-Сияр» 4/320.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Если человек не желает совершать молитву, несмотря на то, что его за это казнят, то он не является тем, кто считает её внутри обязательной. И такой человек кафир по единогласному мнению мусульман, как указывают на это известные сообщения от сподвижников, а также достоверные хадисы». См. «Маджму’уль-фатава» 22/48.
Истина состоит в том, что относительно не совершения молитвы по лени есть разногласие среди ахлю-Сунна, и большинство учёных не считает это большим неверием. Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Большинство учёных считает, что не совершающий молитву не является кафиром, если он не отрицает его обязательность. И это мнение Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и также одно из мнений имама Ахмада». См. «Тарх ат-тасриб» 2/149.
Достоверно известно, что имам Ахмад говорил: «Человек не выходит из Ислама, кроме как по причине большого многобожия или отрицания чего-либо из того, чем обязал Аллах. А что касается того, кто оставил что-либо из обязанностей по лени, то его положение зависит от Аллаха, и если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, простит!» См. «Табакъат аль-ханабиля» 1/343.
Указание на то, что было ранним мнением Ахмада, а что поздним — нет И это мнение имама Ахмада, где он не считал кафиром оставившего молитву, является весьма распространённым мнением в его мазхабе, чему отдали предпочтение такие известные ханбалиты, как Ибн Батта, Абу Я’ля, Ибн Хамид, Ибн Къудама и др. См. «Маджму’уль-фатава» 7/369.
Ханбалитский имам аль-Мардави в своей известной книге под названием: «Правильное мнение относительно спорного вопроса в мазхабе имама Ахмада» сказал: «Оставивший молитву не становится кафиром согласно наиболее правильному мнению в нашем мазхабе!» См. «аль-Инсаф» 1/402.
Также для пользы можно привести слова имама ат-Тахави, который говорил: «Указанием на то, что оставивший молитву не является кафиром, является и то, что мы не повелеваем неверному молиться. И если бы оставивший молитву стал неверным, то мы повелели бы ему принять Ислам, и если он примет Ислам, то затем мы велим ему молиться. Однако мы этого не делаем и велим ему молитву, ибо он итак из числа мусульман». См. «Мушкилюль-асар» 4/228.
Аш-Шаукани сказал: «Хадис указывает на то, что оставление молитвы ведёт к неверию. Мусульмане единогласны в том, что человек, оставляющий молитву и отрицающий при этом её обязательность является неверующим. Исключение составляют лишь те, кто принял Ислам недавно или общался с мусульманами слишком мало и потому не знает об обязательности молитвы. Если же человек оставил молитву из лени, как поступают сегодня многие люди, то мнения учёных о нем различны…». См. «Нейлюль-аутар» 1/369.
[1] Имеется ввиду сообщение, в котором говорится: «Сподвижники не считали оставление чего-либо из деяний куфром, кроме молитвы».
Источник: http://hadis.info/xadis-mezhdu-chelovekom-i-mnogobozhiem-i-neveriem-ostavlenie-molitvy/25086/


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 36
والذي يظهر من الأدلة: أنه لا يكفر إلا بترك الصلاة دائما بمعنى أنه وطن نفسه على ترك الصلاة فلا يصلي ظهرا ولا عصرا ولا مغربا ولا عشاء ولا فجرا فهذا هو الذي يكفر فإن كان يصلي فرضا أو فرضين فإنه لا يكفر؛ لأن هذا لا يصدق عليه أنه ترك الصلاة؛ وقد قال النبي صلى الله عليه وسلم: بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة ولم يقل: ترك صلاة وأما ما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: من ترك صلاة مكتوبة متعمدا فقد برئت منه الذمة ففي صحته نظر ولأن الأصل بقاء الإسلام فلا نخرجه منه إلا بيقين لأن ما ثبت بيقين لا يرتفع إلا بيقين فأصل هذا الرجل المعين أنه سلم فلا نخرجه من الإسلام المتيقن إلا بدليل يخرجه إلى الكفر بيقين
«Из доводов становится очевидным, что оставляющий намаз не становится неверным кроме как при постоянном оставлении. В том смысле, что он приучил себя оставлять намаз. Не делает ни обеденный, ни предвечерний, ни вечерний, ни ночной, ни утренний. Такой становится неверным. А если он совершает один обязательный намаз или два, то такой не становится неверн...ЕщёШейх аль-'Усаймин сказал:
والذي يظهر من الأدلة: أنه لا يكفر إلا بترك الصلاة دائما بمعنى أنه وطن نفسه على ترك الصلاة فلا يصلي ظهرا ولا عصرا ولا مغربا ولا عشاء ولا فجرا فهذا هو الذي يكفر فإن كان يصلي فرضا أو فرضين فإنه لا يكفر؛ لأن هذا لا يصدق عليه أنه ترك الصلاة؛ وقد قال النبي صلى الله عليه وسلم: بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة ولم يقل: ترك صلاة وأما ما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: من ترك صلاة مكتوبة متعمدا فقد برئت منه الذمة ففي صحته نظر ولأن الأصل بقاء الإسلام فلا نخرجه منه إلا بيقين لأن ما ثبت بيقين لا يرتفع إلا بيقين فأصل هذا الرجل المعين أنه سلم فلا نخرجه من الإسلام المتيقن إلا بدليل يخرجه إلى الكفر بيقين
«Из доводов становится очевидным, что оставляющий намаз не становится неверным кроме как при постоянном оставлении. В том смысле, что он приучил себя оставлять намаз. Не делает ни обеденный, ни предвечерний, ни вечерний, ни ночной, ни утренний. Такой становится неверным. А если он совершает один обязательный намаз или два, то такой не становится неверным, потому что не соответствуют его положению слова, что он оставил намаз. Передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Между человеком и неверием с многобожием оставление намаза», — и не сказано: «Оставление какого-то намаза». А что касается передаваемых от пророка, мир ему и благословение Аллаха, слов: «Кто намеренно оставил какой-либо из предписанных намазов, тот лишился неприкосновенности», — то в достоверности этого хадиса есть сомнение. И основа — это то, что человек остаётся в Исламе, и мы не выводим его из Ислама кроме как на основе несомненного знания. То, что утверждено несомненным знанием отменяется только несомненным знанием. Основа этого конкретного человека в том, что он — мусульманин, и мы не выводим его из очевидного Ислама кроме как при наличии несомненного довода, который выводит его в неверие».
Шарх аль-Мумти" 2/27-28.
Ибн Хиббан передал также со слов Джабира: «Нет ничего между рабом и неверием, кроме оставления молитвы»[«Сахих ибн Хиббан би тартиб ибн Балбан» №1453, муасасат рисаля, Бейрут, шейх Шуайб Арнаут отметил, что цепочка передатчиков достоверна согласно условиям Муслима.]
Сказал имам Ибн Абдуль Барр: "И в этом – а Аллах знает лучше – доказательство на то, что тот, кто не молится – тот не мусульманин" см. "Ат-Тамхид", 4-224
Сказал Аллах: "Первые опередившие, из числа мухаджиров и ансаров, и те, кто искренне последовали за ними - Аллах доволен ими, и они довольны Им. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние" (Тауба, 100)
كُلُّ أَحَدٍ مِنْ النَّاسِ يُؤْخَذُ مِنْ قَوْلِهِ وَيُتْرَكُ إلَّا رَسُولَ اللَّهِ ﷺ
«Любого человека слова могут быть приняты или же отвергнуты, кроме слов посланника Аллаха (ﷺ)».
См. «Маджму’уль-фатауа» 3/347
"И из самых больших порицаемых дел (дурных, мункаратов), которые распространились среди мусульман, и стал опороченным и запятнанным по этой причине Ислам и увеличился чуждостью и слабостью - это потеря молитвы и пренебрежение к совершению коллективной молитвы. И большинство из причисляющих себя к исламу пренебрегают молитвой и невнимательны к ней.
Некоторые оставляют ее полностью, а некоторые из них совершают одну молитву и оставляют другие. И некоторые совмещают молитвы за неделю и совершают ее, клюя и быстро, и некоторые молятся пятничную молитву и оставляют все остальные молитвы. Все это - куфр, как было упомянуто прежде постановление этого с доказательствами из Корана и Сунны и иджма сподвижников да будет доволен ими Аллах".
— См: "Гурбат уль Ислям, 2/635
Аллаhу Акбар ! ! !
Аллаhу Акбар ! ! !