Предыдущая публикация
Беречь речь

Беречь речь

7 дек

«Дорогие мои мамочка, Людочка и Оличка!

Простите меня, пожалуйста, что я до сих пор не писал. Причина, во-первых, общая — моё всегдашнее ленивое отношение к писанию писем, во-вторых, я всё время собирался выехать к вам сам, но сейчас на железных дорогах никто не может ездить, кроме шпротов, привыкших к такой упаковке. А так как я ваш сын и брат, а не шпрот, то и сами понимаете.

Поздравляю вас с рождеством и двумя новыми годами сразу.
Желаю вам первой категории неуплотнения и прочих благ.
Я здесь работаю массу, здоров и вообще не жалуюсь.
Пишите.

Целую вас всех. Надеюсь скоро увидеться.
Любящий вас ваш Володя»

Петроград, 1918 год
«Дорогие мои мамочка, Людочка и Оличка! - 5362074207015

Комментарии 21

Наталья Белоногова
Наталья Белоногова
Задвинул родных.
Он же не шпрот.
8 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Лидия Ковылина (Мичурина)
    Лидия Ковылина (Мичурина)
    То был период, когда разрушали все до основания, а затем наступило нескоро...
    8 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Александр Пантелеев
    Александр Пантелеев
    Да он бы, с его внешностью и не доехал бы до Грузии. Шел 1918 год. Начиналась Гражданская война, царские офицеры бежали на юг в Добровольческую Белую армию. Их на станциях ссаживали и пускали в "расход".
    8 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Мелания НеТрамп
    Мелания НеТрамп
    Задумалась над словами "работаю массу"
    Явно что-то не так...
    Работаю для массы?
    Воздействую на массу?
    Ищу ответ в его стихах.
    Этакие разговорчики
    у литераторов
    у нас
    часто
    заменяют
    знание масс.
    И идут
    дореволюционного образца
    творения слова,
    кисти
    и резца.
    И в массу
    плывет
    интеллигентский дар -
    грезы,
    розы
    и звон гитар.
    Прошу
    писателей,
    с перепугу бледных,
    бросить
    высюсюкивать стихи для бедных.
    ( Из "Массам непонятно" )
    Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?
    (Тут ключевые слова — «карта будня». Что это? По-русски, абсурд, бред. А вот по-французски будний день, день вообще — «jour». Теперь дословно переводим «карту будня» на французский язык. Получаем «Carte du jour» — так в XIX и первой половине XX века по всему миру именовались меню!)
    И неожиданно нахожу подтверждение у Ахматовой.
    Анна Ахматова
    Мая...Ещё
    Задумалась над словами "работаю массу"
    Явно что-то не так...
    Работаю для массы?
    Воздействую на массу?
    Ищу ответ в его стихах.
    Этакие разговорчики
    у литераторов
    у нас
    часто
    заменяют
    знание масс.
    И идут
    дореволюционного образца
    творения слова,
    кисти
    и резца.
    И в массу
    плывет
    интеллигентский дар -
    грезы,
    розы
    и звон гитар.
    Прошу
    писателей,
    с перепугу бледных,
    бросить
    высюсюкивать стихи для бедных.
    ( Из "Массам непонятно" )
    Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?
    (Тут ключевые слова — «карта будня». Что это? По-русски, абсурд, бред. А вот по-французски будний день, день вообще — «jour». Теперь дословно переводим «карту будня» на французский язык. Получаем «Carte du jour» — так в XIX и первой половине XX века по всему миру именовались меню!)
    И неожиданно нахожу подтверждение у Ахматовой.
    Анна Ахматова
    Маяковский в 1913 году
    Я тебя в твоей не знала славе,
    Помню только бурный твой расцвет,
    Но, быть может, я сегодня вправе
    Вспомнить день тех отдаленных лет.
    Как в стихах твоих крепчали звуки,
    Новые роились голоса…
    Не ленились молодые руки,
    Грозные ты возводил леса.
    Все, чего касался ты, казалось
    Не таким, как было до тех пор,
    То, что разрушал ты, — разрушалось,
    В каждом слове бился приговор.
    Одинок и часто недоволен,
    С нетерпеньем торопил судьбу,
    Знал, что скоро выйдешь весел, волен
    На свою великую борьбу.
    И уже отзывный гул прилива
    Слышался, когда ты нам читал,
    Дождь косил свои глаза гневливо,
    С городом ты в буйный спор вступал.
    И еще не слышанное имя
    Молнией влетело в душный зал,
    Чтобы ныне, всей страной хранимо,
    Зазвучать, как боевой сигнал.
    1940 г.
    8 дек
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Леонид Гриневич
    Леонид Гриневич
    Неслучайно главным новогодним пожеланием поэта родным было: "первой категории неуплотнения". Он имел ввиду советскую политику в сфере ЖКХ, которая заключалась в насильственном переселении (уплотнение первой категории) буржуев и "нетрудовых элементов" в коммунальные квартиры для заселения в их аппортоменты рабочих и крестьян. Эта политика под таким названием официально проводилась в те годы.
    8 дек
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Людмила Архипова-Протопопова
    Людмила Архипова-Протопопова
    В новогоднем пожелании Маяковского родным содержится интересная информации о событиях 1918 г.
    Страна переходит на новое календарное время.
    В России впервые появилось понятие Старый новый год и рождался обычай праздновать сразу два Новых года - новый и старый. Ёлку пока не запретили.
    А ещё в СССР 1918 год - это День рождения Коммуналки.
    Декретом 1918 г. отменена частная собственность.
    Правительством принята программа по изьятию излишней жилой площади у населения. Это программа получила название Уплотнение.
    Маяковский желает своим родным в новом году, чтобы это уплотнение их не коснулось, т.е.
    " первой категории неуплотнения".
    8 дек
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Наталья Белоногова
    Наталья Белоногова
    ответила Мелании
    Нет.
    "Работаю массу"-много работаю
    8 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Мелания НеТрамп
    Мелания НеТрамп
    ответила Людмиле
    Вы опередили меня, я этим как раз занималась.
    Очень правильно подмечено.
    Даже фильм сняли "Уплотнение" :
    К профессору подселяют слесаря.
    Фото
    8 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Людмила Архипова-Протопопова
    Людмила Архипова-Протопопова
    Похоже, что слово
    "шпрот" Маяковский активно осваивает и часто использует в своём лексиконе, даже в качестве фамилии:
    " Возьми
    разбольшущий
    дом в Нью -Йорке,
    взгляни
    насквозь
    на здание то.
    Увидишь -
    старейшие
    норки да каморки,
    совсем
    дооктябрьский
    Елец или Конотоп.
    ...
    Чтоб мир
    не забыл,
    хозяин,который
    на вывесках
    золотом
    "Вильям Шпрот".
    /В.Маяковский. "Небоскрёб в разрезе"/.
    "Лучшие республиканские селёдки!
    Незаменимы
    при всякой водке!
    - Сколько стоит эта килька?
    - Эта лососина стоит
    2.60 кило.
    - 2.60 за этого шпрота - переростка?
    / В.Маяковский.Баня/.
    " Много вас тут шляется,
    запоздавших дипломатов
    Роты -
    прут как шпроты".
    / В.Маяковский. Дипломатическое/.
    8 дек
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Мелания НеТрамп
    Мелания НеТрамп
    ответила Наталье
    Неоднозначно.
    В то время, когда Блок переживает глубокий душевный кризис, связанный со сломом прежнего уклада жизни, а Есенин с головой уходит в имажинизм, ведя в это тяжелое время, признаем, довольно праздный образ жизни, Маяковский ориентируется на политику партии и страны Советов и стремится быть всячески полезным новой власти. Он приходит в РОСТА (Российское телеграфное агентство), потом в Главполитпросвет, где он полтора года будет работать над текстами и рисунками «Окон сатиры». Всё для масс, всё для страны!
    И так будет всегда.
    "Маяковский же именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, энергические, вульгарные ритмы, созданные митинговыми речами, выкриками газетчиков, возгласами драк и скандплов. "( Дж.Ренко)
    *
    Вот хроника деятельности поэта в ноябре-декабре 1918 года.
    ( Поздравление матери и сестрам написано 18 декабря)
    7ноября в журнале «Пламя» (П.) напечатано стихотворение «Ода революции».
    7 ноября — премьера «Мистерии-буфф» ...Ещё
    Неоднозначно.
    В то время, когда Блок переживает глубокий душевный кризис, связанный со сломом прежнего уклада жизни, а Есенин с головой уходит в имажинизм, ведя в это тяжелое время, признаем, довольно праздный образ жизни, Маяковский ориентируется на политику партии и страны Советов и стремится быть всячески полезным новой власти. Он приходит в РОСТА (Российское телеграфное агентство), потом в Главполитпросвет, где он полтора года будет работать над текстами и рисунками «Окон сатиры». Всё для масс, всё для страны!
    И так будет всегда.
    "Маяковский же именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, энергические, вульгарные ритмы, созданные митинговыми речами, выкриками газетчиков, возгласами драк и скандплов. "( Дж.Ренко)
    *
    Вот хроника деятельности поэта в ноябре-декабре 1918 года.
    ( Поздравление матери и сестрам написано 18 декабря)
    7ноября в журнале «Пламя» (П.) напечатано стихотворение «Ода революции».
    7 ноября — премьера «Мистерии-буфф» в театре Музыкальной драмы
    24 ноября — выступление на митинге об искусстве «Храм или завод?» во Дворце искусств (Зимнем дворце).
    «Большой успех имел поэт В. Маяковский. «Нам нужен, — сказал он, — не мертвый храм искусства, где томятся мертвые произведения, а живой завод человеческого духа...
    *
    28 ноября — выступление в Выборгской партийной школе.
    «Были прослушаны: «Наш марш», отрывки из «Мистерии-буфф» и т. д. После чтения стихов и доклада были оживленные прения, в которых футуризм нашел и ярых защитников, и слушателей недоверчивых. Возражающие указывали главным образом на непривычную непонятность, — защитники на яркость и необычность.
    7 декабря вышел первый номер газеты «Искусство коммуны» со стихотворением Маяковского «Приказ по армии искусства» вместо передовой.
    7 декабря — второе выступление в Выборгской партийной школе (см. 2 декабря).
    14 декабря — выступление в одном из рабочих клубов в Охтинском районе.
    15 декабря в газете «Искусство коммуны», № 2, напечатано стихотворение «Радоваться рано».
    17 декабря — выступление в Матросском театре (бывший Гвардейский экипаж).
    21 декабря — выступление в Центральном районном клубе (Б. Монетная, 11-а) с чтением своих произведений (после лекции комиссара Отдела изобразительных искусств тов. Пунина «Что такое искусство?»)*.
    22 декабря в газете «Искусство коммуны», № 3, напечатано стихотворение «Поэт рабочий».
    22 декабря — выступление во Дворце труда на диспуте «Пролетариат и искусство».
    8 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Наталья Богданова (Востротюк)
    Наталья Богданова (Востротюк)
    ответила Лилии
    Да! Оличка! И Лиличка! Это не ошибка, это грамматика тех лет.
    9 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Вера Львовна Моисеева
    Вера Львовна Моисеева
    Я и теперь пишу подруге "Надичка"
    9 дек
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Лилия Артюшкевич
    Лилия Артюшкевич
    ответила Наталье
    Спасибо!
    9 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Лена Шульжик
    Лена Шульжик
    Причём здесь "беречь речь"?!
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Мелания НеТрамп
    Мелания НеТрамп
    ответила Лене
    * при чём
    При ТОМ, что одна из задач блога -- необычные факты о писателях, литературе и русской культуре.
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Эмилия Мартынова
    Эмилия Мартынова
    В поздравлении и история, и политика. А юмор!!!
    11 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Ганс Христиан Андерсен
    Ганс Христиан Андерсен
    Фото
    Фото
    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Людмила Архипова-Протопопова
    Людмила Архипова-Протопопова
    Это кто взял интервью у Маяковского в 1931 году, спустя год после его смерти?😈😈😈
    Ганс Христиан Андерсен! Похоже на анекдот.
    12 дек
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Марина Калистова (Кречетова)
    Марина Калистова (Кречетова)
    Он ещё помнил про Рождество.... Надо же...
    14 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Костюнина
    Галина Костюнина
    ответила Гансу
    Не ВАМ судить и не судимы будет будете!
    14 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Беречь речь

    Беречь речь

    ЛентаТемы 2 733Фото 3 535Видео 74Участники 51 277
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 2 733
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться