Простите меня, пожалуйста, что я до сих пор не писал. Причина, во-первых, общая — моё всегдашнее ленивое отношение к писанию писем, во-вторых, я всё время собирался выехать к вам сам, но сейчас на железных дорогах никто не может ездить, кроме шпротов, привыкших к такой упаковке. А так как я ваш сын и брат, а не шпрот, то и сами понимаете.
Поздравляю вас с рождеством и двумя новыми годами сразу. Желаю вам первой категории неуплотнения и прочих благ. Я здесь работаю массу, здоров и вообще не жалуюсь. Пишите.
Целую вас всех. Надеюсь скоро увидеться. Любящий вас ваш Володя»
Да он бы, с его внешностью и не доехал бы до Грузии. Шел 1918 год. Начиналась Гражданская война, царские офицеры бежали на юг в Добровольческую Белую армию. Их на станциях ссаживали и пускали в "расход".
Задумалась над словами "работаю массу" Явно что-то не так... Работаю для массы? Воздействую на массу? Ищу ответ в его стихах. Этакие разговорчики у литераторов у нас часто заменяют знание масс. И идут дореволюционного образца творения слова, кисти и резца. И в массу плывет интеллигентский дар - грезы, розы и звон гитар. Прошу писателей, с перепугу бледных, бросить высюсюкивать стихи для бедных. ( Из "Массам непонятно" ) Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (Тут ключевые слова — «карта будня». Что это? По-русски, абсурд, бред. А вот по-французски будний день, день вообще — «jour». Теперь дословно переводим «карту будня» на французский язык. Получаем «Carte du jour» — так в XIX и первой половине XX века по всему миру именовались меню!) И неожиданно нахожу подтверждение у Ахматовой. Анна Ахматова Мая...ЕщёЗадумалась над словами "работаю массу" Явно что-то не так... Работаю для массы? Воздействую на массу? Ищу ответ в его стихах. Этакие разговорчики у литераторов у нас часто заменяют знание масс. И идут дореволюционного образца творения слова, кисти и резца. И в массу плывет интеллигентский дар - грезы, розы и звон гитар. Прошу писателей, с перепугу бледных, бросить высюсюкивать стихи для бедных. ( Из "Массам непонятно" ) Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (Тут ключевые слова — «карта будня». Что это? По-русски, абсурд, бред. А вот по-французски будний день, день вообще — «jour». Теперь дословно переводим «карту будня» на французский язык. Получаем «Carte du jour» — так в XIX и первой половине XX века по всему миру именовались меню!) И неожиданно нахожу подтверждение у Ахматовой. Анна Ахматова Маяковский в 1913 году Я тебя в твоей не знала славе, Помню только бурный твой расцвет, Но, быть может, я сегодня вправе Вспомнить день тех отдаленных лет. Как в стихах твоих крепчали звуки, Новые роились голоса… Не ленились молодые руки, Грозные ты возводил леса. Все, чего касался ты, казалось Не таким, как было до тех пор, То, что разрушал ты, — разрушалось, В каждом слове бился приговор. Одинок и часто недоволен, С нетерпеньем торопил судьбу, Знал, что скоро выйдешь весел, волен На свою великую борьбу. И уже отзывный гул прилива Слышался, когда ты нам читал, Дождь косил свои глаза гневливо, С городом ты в буйный спор вступал. И еще не слышанное имя Молнией влетело в душный зал, Чтобы ныне, всей страной хранимо, Зазвучать, как боевой сигнал. 1940 г.
Неслучайно главным новогодним пожеланием поэта родным было: "первой категории неуплотнения". Он имел ввиду советскую политику в сфере ЖКХ, которая заключалась в насильственном переселении (уплотнение первой категории) буржуев и "нетрудовых элементов" в коммунальные квартиры для заселения в их аппортоменты рабочих и крестьян. Эта политика под таким названием официально проводилась в те годы.
В новогоднем пожелании Маяковского родным содержится интересная информации о событиях 1918 г. Страна переходит на новое календарное время. В России впервые появилось понятие Старый новый год и рождался обычай праздновать сразу два Новых года - новый и старый. Ёлку пока не запретили. А ещё в СССР 1918 год - это День рождения Коммуналки. Декретом 1918 г. отменена частная собственность. Правительством принята программа по изьятию излишней жилой площади у населения. Это программа получила название Уплотнение. Маяковский желает своим родным в новом году, чтобы это уплотнение их не коснулось, т.е. " первой категории неуплотнения".
Похоже, что слово "шпрот" Маяковский активно осваивает и часто использует в своём лексиконе, даже в качестве фамилии: " Возьми разбольшущий дом в Нью -Йорке, взгляни насквозь на здание то. Увидишь - старейшие норки да каморки, совсем дооктябрьский Елец или Конотоп. ... Чтоб мир не забыл, хозяин,который на вывесках золотом "Вильям Шпрот". /В.Маяковский. "Небоскрёб в разрезе"/. "Лучшие республиканские селёдки! Незаменимы при всякой водке! - Сколько стоит эта килька? - Эта лососина стоит 2.60 кило. - 2.60 за этого шпрота - переростка? / В.Маяковский.Баня/. " Много вас тут шляется, запоздавших дипломатов Роты - прут как шпроты". / В.Маяковский. Дипломатическое/.
Неоднозначно. В то время, когда Блок переживает глубокий душевный кризис, связанный со сломом прежнего уклада жизни, а Есенин с головой уходит в имажинизм, ведя в это тяжелое время, признаем, довольно праздный образ жизни, Маяковский ориентируется на политику партии и страны Советов и стремится быть всячески полезным новой власти. Он приходит в РОСТА (Российское телеграфное агентство), потом в Главполитпросвет, где он полтора года будет работать над текстами и рисунками «Окон сатиры». Всё для масс, всё для страны! И так будет всегда. "Маяковский же именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, энергические, вульгарные ритмы, созданные митинговыми речами, выкриками газетчиков, возгласами драк и скандплов. "( Дж.Ренко) * Вот хроника деятельности поэта в ноябре-декабре 1918 года. ( Поздравление матери и сестрам написано 18 декабря) 7ноября в журнале «Пламя» (П.) напечатано стихотворение «Ода революции». 7 ноября — премьера «Мистерии-буфф» ...ЕщёНеоднозначно. В то время, когда Блок переживает глубокий душевный кризис, связанный со сломом прежнего уклада жизни, а Есенин с головой уходит в имажинизм, ведя в это тяжелое время, признаем, довольно праздный образ жизни, Маяковский ориентируется на политику партии и страны Советов и стремится быть всячески полезным новой власти. Он приходит в РОСТА (Российское телеграфное агентство), потом в Главполитпросвет, где он полтора года будет работать над текстами и рисунками «Окон сатиры». Всё для масс, всё для страны! И так будет всегда. "Маяковский же именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, энергические, вульгарные ритмы, созданные митинговыми речами, выкриками газетчиков, возгласами драк и скандплов. "( Дж.Ренко) * Вот хроника деятельности поэта в ноябре-декабре 1918 года. ( Поздравление матери и сестрам написано 18 декабря) 7ноября в журнале «Пламя» (П.) напечатано стихотворение «Ода революции». 7 ноября — премьера «Мистерии-буфф» в театре Музыкальной драмы 24 ноября — выступление на митинге об искусстве «Храм или завод?» во Дворце искусств (Зимнем дворце). «Большой успех имел поэт В. Маяковский. «Нам нужен, — сказал он, — не мертвый храм искусства, где томятся мертвые произведения, а живой завод человеческого духа... * 28 ноября — выступление в Выборгской партийной школе. «Были прослушаны: «Наш марш», отрывки из «Мистерии-буфф» и т. д. После чтения стихов и доклада были оживленные прения, в которых футуризм нашел и ярых защитников, и слушателей недоверчивых. Возражающие указывали главным образом на непривычную непонятность, — защитники на яркость и необычность. 7 декабря вышел первый номер газеты «Искусство коммуны» со стихотворением Маяковского «Приказ по армии искусства» вместо передовой. 7 декабря — второе выступление в Выборгской партийной школе (см. 2 декабря). 14 декабря — выступление в одном из рабочих клубов в Охтинском районе. 15 декабря в газете «Искусство коммуны», № 2, напечатано стихотворение «Радоваться рано». 17 декабря — выступление в Матросском театре (бывший Гвардейский экипаж). 21 декабря — выступление в Центральном районном клубе (Б. Монетная, 11-а) с чтением своих произведений (после лекции комиссара Отдела изобразительных искусств тов. Пунина «Что такое искусство?»)*. 22 декабря в газете «Искусство коммуны», № 3, напечатано стихотворение «Поэт рабочий». 22 декабря — выступление во Дворце труда на диспуте «Пролетариат и искусство».
Комментарии 21
Он же не шпрот.
Явно что-то не так...
Работаю для массы?
Воздействую на массу?
Ищу ответ в его стихах.
Этакие разговорчики
у литераторов
у нас
часто
заменяют
знание масс.
И идут
дореволюционного образца
творения слова,
кисти
и резца.
И в массу
плывет
интеллигентский дар -
грезы,
розы
и звон гитар.
Прошу
писателей,
с перепугу бледных,
бросить
высюсюкивать стихи для бедных.
( Из "Массам непонятно" )
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(Тут ключевые слова — «карта будня». Что это? По-русски, абсурд, бред. А вот по-французски будний день, день вообще — «jour». Теперь дословно переводим «карту будня» на французский язык. Получаем «Carte du jour» — так в XIX и первой половине XX века по всему миру именовались меню!)
И неожиданно нахожу подтверждение у Ахматовой.
Анна Ахматова
Мая...ЕщёЗадумалась над словами "работаю массу"
Явно что-то не так...
Работаю для массы?
Воздействую на массу?
Ищу ответ в его стихах.
Этакие разговорчики
у литераторов
у нас
часто
заменяют
знание масс.
И идут
дореволюционного образца
творения слова,
кисти
и резца.
И в массу
плывет
интеллигентский дар -
грезы,
розы
и звон гитар.
Прошу
писателей,
с перепугу бледных,
бросить
высюсюкивать стихи для бедных.
( Из "Массам непонятно" )
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(Тут ключевые слова — «карта будня». Что это? По-русски, абсурд, бред. А вот по-французски будний день, день вообще — «jour». Теперь дословно переводим «карту будня» на французский язык. Получаем «Carte du jour» — так в XIX и первой половине XX века по всему миру именовались меню!)
И неожиданно нахожу подтверждение у Ахматовой.
Анна Ахматова
Маяковский в 1913 году
Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой расцвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдаленных лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса…
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Все, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, — разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу,
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
1940 г.
Страна переходит на новое календарное время.
В России впервые появилось понятие Старый новый год и рождался обычай праздновать сразу два Новых года - новый и старый. Ёлку пока не запретили.
А ещё в СССР 1918 год - это День рождения Коммуналки.
Декретом 1918 г. отменена частная собственность.
Правительством принята программа по изьятию излишней жилой площади у населения. Это программа получила название Уплотнение.
Маяковский желает своим родным в новом году, чтобы это уплотнение их не коснулось, т.е.
" первой категории неуплотнения".
"Работаю массу"-много работаю
Очень правильно подмечено.
Даже фильм сняли "Уплотнение" :
К профессору подселяют слесаря.
"шпрот" Маяковский активно осваивает и часто использует в своём лексиконе, даже в качестве фамилии:
" Возьми
разбольшущий
дом в Нью -Йорке,
взгляни
насквозь
на здание то.
Увидишь -
старейшие
норки да каморки,
совсем
дооктябрьский
Елец или Конотоп.
...
Чтоб мир
не забыл,
хозяин,который
на вывесках
золотом
"Вильям Шпрот".
/В.Маяковский. "Небоскрёб в разрезе"/.
"Лучшие республиканские селёдки!
Незаменимы
при всякой водке!
- Сколько стоит эта килька?
- Эта лососина стоит
2.60 кило.
- 2.60 за этого шпрота - переростка?
/ В.Маяковский.Баня/.
" Много вас тут шляется,
запоздавших дипломатов
Роты -
прут как шпроты".
/ В.Маяковский. Дипломатическое/.
В то время, когда Блок переживает глубокий душевный кризис, связанный со сломом прежнего уклада жизни, а Есенин с головой уходит в имажинизм, ведя в это тяжелое время, признаем, довольно праздный образ жизни, Маяковский ориентируется на политику партии и страны Советов и стремится быть всячески полезным новой власти. Он приходит в РОСТА (Российское телеграфное агентство), потом в Главполитпросвет, где он полтора года будет работать над текстами и рисунками «Окон сатиры». Всё для масс, всё для страны!
И так будет всегда.
"Маяковский же именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, энергические, вульгарные ритмы, созданные митинговыми речами, выкриками газетчиков, возгласами драк и скандплов. "( Дж.Ренко)
*
Вот хроника деятельности поэта в ноябре-декабре 1918 года.
( Поздравление матери и сестрам написано 18 декабря)
7ноября в журнале «Пламя» (П.) напечатано стихотворение «Ода революции».
7 ноября — премьера «Мистерии-буфф» ...ЕщёНеоднозначно.
В то время, когда Блок переживает глубокий душевный кризис, связанный со сломом прежнего уклада жизни, а Есенин с головой уходит в имажинизм, ведя в это тяжелое время, признаем, довольно праздный образ жизни, Маяковский ориентируется на политику партии и страны Советов и стремится быть всячески полезным новой власти. Он приходит в РОСТА (Российское телеграфное агентство), потом в Главполитпросвет, где он полтора года будет работать над текстами и рисунками «Окон сатиры». Всё для масс, всё для страны!
И так будет всегда.
"Маяковский же именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, энергические, вульгарные ритмы, созданные митинговыми речами, выкриками газетчиков, возгласами драк и скандплов. "( Дж.Ренко)
*
Вот хроника деятельности поэта в ноябре-декабре 1918 года.
( Поздравление матери и сестрам написано 18 декабря)
7ноября в журнале «Пламя» (П.) напечатано стихотворение «Ода революции».
7 ноября — премьера «Мистерии-буфф» в театре Музыкальной драмы
24 ноября — выступление на митинге об искусстве «Храм или завод?» во Дворце искусств (Зимнем дворце).
«Большой успех имел поэт В. Маяковский. «Нам нужен, — сказал он, — не мертвый храм искусства, где томятся мертвые произведения, а живой завод человеческого духа...
*
28 ноября — выступление в Выборгской партийной школе.
«Были прослушаны: «Наш марш», отрывки из «Мистерии-буфф» и т. д. После чтения стихов и доклада были оживленные прения, в которых футуризм нашел и ярых защитников, и слушателей недоверчивых. Возражающие указывали главным образом на непривычную непонятность, — защитники на яркость и необычность.
7 декабря вышел первый номер газеты «Искусство коммуны» со стихотворением Маяковского «Приказ по армии искусства» вместо передовой.
7 декабря — второе выступление в Выборгской партийной школе (см. 2 декабря).
14 декабря — выступление в одном из рабочих клубов в Охтинском районе.
15 декабря в газете «Искусство коммуны», № 2, напечатано стихотворение «Радоваться рано».
17 декабря — выступление в Матросском театре (бывший Гвардейский экипаж).
21 декабря — выступление в Центральном районном клубе (Б. Монетная, 11-а) с чтением своих произведений (после лекции комиссара Отдела изобразительных искусств тов. Пунина «Что такое искусство?»)*.
22 декабря в газете «Искусство коммуны», № 3, напечатано стихотворение «Поэт рабочий».
22 декабря — выступление во Дворце труда на диспуте «Пролетариат и искусство».
При ТОМ, что одна из задач блога -- необычные факты о писателях, литературе и русской культуре.
Ганс Христиан Андерсен! Похоже на анекдот.