Предыдущая публикация
АНТИАМЕРИКА.

АНТИАМЕРИКА.

16 июл 2016

ИНДЕЙСКАЯ ДУША -2

ИНДЕЙСКАЯ ДУША -2 - 836805939911
Скальп первоначально брался только лидером военного отряда, и в тот период никаких других увечий не практиковалось. Это был маленький клок волос, квадрат не больше трёх дюймов, который носили только в течение празднования тридцати дней с победы, и после с почестями захоранивали. Буйная жестокость и более варварские военные обычаи усилились с прибытием белого человека. Он принес с собой свирепое спиртное и смертельные оружие, которые пробудили наихудшие страсти индейца, вызывая в нём месть и алчность, ведь белый человек даже предложил премии за скальпы невинных людей, женщин и детей. Убийство внутри племени было тяжелым проступком, искупление за которое назначалось советом, и часто случалось, что убийца платил за вину собственной жизнью. Он не делал попыток убежать или уйти от правосудия. То, что преступление совершилось в лесной глуши или глубокой ночью и не было засвидетельствовано ни одним человеческим глазом, не имело разницы для его ума. Убийца был всецело убежден, что всё известно «Великой Тайне», и поэтому он непоколебимо держал испытание перед старыми и мудрыми людьми из рода жертвы. Его собственные семья и род никоим образом не могли попытаться извинить или защитить его, но судьи рассматривали все известные обстоятельства, и если оказывалось, что он убил, обороняясь, или вследствие подстрекательства, его могли освободить после тридцатидневного траура в одиночестве. В ином случае ближайшие родственники убитого были уполномочены взять его жизнь; и если они отказывались от этого, как часто случалось, он оставался изгоем рода. Умышленное убийство было редким происшествием до дней виски и пьяных драк, ибо мы – не жестокий и не вздорный народ. Хорошо помнят, что Вороний Пёс, убивший вождя сиу Крапчатого Хвоста в 1881 году, хладнокровно сдался, был допрошен и осужден судами в Южной Дакоте. После осуждения ему была дадена значительная свобода в тюрьме, какой, возможно, не пользовался ни один белый человек, находящийся под смертным приговором. Причиной такого его поведения было торжественное дозволение, полученное от его народа почти тридцатью годами ранее, когда Крапчатый Хвост, опираясь на военных, которым он помогал, захватил место вождя. Вороний Пес дал клятву убить вождя, в случае, если тот когда-нибудь предаст или опозорит имя Брюле Сиу. Нет сомнений, что Крапчатый Хвост совершал преступления, и публичные и частные, был виновен в злоупотреблении служебным положением и в грубых нарушениях морали; поэтому его смерть была делом не личной мести, а именно возмездия. За несколько дней до своей казни Вороной Пёс попросил разрешения посетить дом и попрощаться со своей женой и близнецами-сыновьями, которым было тогда около девяти или десяти лет. Странно говорить, но просьба была удовлетворена, и осужденный человек отправился домой под эскортом помощника шерифа, а сам шериф остался в индейском агентстве, просто предложив своему заключенному сообщить о себе на следующий день. Когда тот не появился в указанное время, шериф послал за ним индейскую полицию. Полиция не нашла его, а жена просто сказала, что Вороной Пёс пожелал ехать в тюрьму один и прибудет туда в назначенный час. Все сомнения исчезли на следующий день, когда пришла телеграмма из Рапид-Сити, в двух сотнях миль оттуда, которая гласила: «Вороной Пёс только что сообщил о себе у нас». Инцидент привлек общественное внимание к индейскому убийце, и его неожиданным результатом было, что дело повторно открыли и Вороного Пса оправдали. Он всё еще жив, крепкий человек лет семидесяти пяти, и очень уважаем среди своего народа. Говорят, когда-то, давным-давно, и ложь была у нас уголовным преступлением. Преднамеренный лжец, как считалось, способен на любое злодеяние за ширмой трусливого вранья и двуличия, разрушитель взаимного доверия приговаривался к смерти за всё разом, чтобы зло не могло пойти дальше. Даже наихудшие враги индейцев, обвиняющие его в вероломстве, кровожадности, жестокости и похоти, не отрицали его храбрость, но в их умах эта храбрость была невежественной, зверской и фантастической. Индеец же считал храбрость наивысшей моральной добродетелью, для него она состояла не столько в агрессивном отстаивании своих прав, сколько в полном самообладании. Истинный храбрец, мы заявляем, не уступает ни гневу, ни страху, ни желаниям и ни мукам; он – всегда хозяин себе; его храбрость поднимается на высоты рыцарства, патриотизма, и настоящего героизма. «Пусть ни холод, ни голод, ни боль, ни боязнь их, ни клыки опасности, ни сами челюсти смерти не препятствуют тебе в выполнении доброго дела», – сказал старый вождь разведчиков, которые отправились искать бизонов в середины зимы, чтобы помочь голодающим людям. Это было его простодушное понимание храбрости. V. НЕПИСАНЫЕ СКРИЖАЛИ Миссионер однажды принялся учить нескольких индейцев истинам своей священной религии. Он рассказал им о создании земли за шесть дней, и о падения наших первых предков, вкусивших яблоко. Учтивые дикари слушали внимательно, а потом, поблагодарив его, рассказали в свою очередь очень древнюю легенду о происхождения кукурузы. Но миссионер открыто выразил свое отвращение и недоверие, сказав негодующе: «Я поведал вам священные истины, а то, что вы говорите мне – просто небылицы и ложь». «Мой брат, – серьезно ответил оскорбленный индеец, – кажется, тебя плохо обучали правилам вежливости. Ты видишь, что мы, приверженцы этих правил, поверили твоим историям; почему ты отказываешь в доверии нашим?» У каждой религии есть своя Священная Книга. Наша была смешением истории, поэзии и пророчества, наставления и народного знания, наподобие тех, которые современный читатель находит под обложкой Библии. Эта наша Библия была всей нашей литературой, живой Книгой, засеянной драгоценными семенами наших мудрецов, и прорастающей заново в вопрошающих глазах и на невинных губах маленьких детей. В древней мудрости её поговорок и басен, её мистических и легендарных знаниях, свято сохраняемых и передаваемых от отца сына, была заключена основная часть наших обычаев и философии. От природы великодушный и восприимчивый красный человек предпочитал веру, где Божественный Дух дышит не только в человеке, – вся созданная вселенная поровну разделяет бессмертную безупречность ее Творца. Богатое воображение индейцы и его поэтический ум закреплял, подобно грекам, за каждой горой, деревом или ручьем своего духа, нимфу и божество, благодетельное или озорное. Герои и полубоги индейской традиции отражали характерное направление его мысли, и он приписывал индивидуальность и волю стихиям, солнцу и звёздам, всей одушевленной или неодушевленной природе. У сиу Великое Таинственное в истории творения не выведено прямо на сцену и не показано антропоморфно, но величественно остаётся на заднем плане. Солнце и Земля, мужское и женское начала, – основные стихии в его творении, другие планеты второстепенны. Зажигающее тепло Солнца входит в лоно нашей матери Земли, и она немедленно принимает его, давая жизнь и растениям и животным. Наконец появляется таинственный Иш-на-е-ха-ге, «Перворожденный», он похож на человека, но всё же больше чем человек, он странствует в одиночестве среди звериного народа, узнавая их обычаи и язык. Они созерцали его с удивлением и страхом, поскольку они не могли делать ничего, чего бы он не узнал. Он поставил палатку в центре земли, и не было места, куда бы он не мог попасть. Наконец, подобно Адаму, «Перворожденный» сиу устал жить один, и создал себе товарища – не супругу, а брата, и не из своего ребра, а из занозы, которую он вытащил из большого пальца ноги! Маленький Мальчик был создан не взрослым, а невинным ребенком, доверчивым и беспомощным. Его Старший Брат был учителем Маленького Мальчика на каждой стадии человеческого развития от младенчества до возмужания, и эти заложенные им правила и советы мы находим в самых древних наших верования и наиболее священных обычаях. Самым главным среди звериного народа был Унк-то-ми, Паук, самый первый нарушитель спокойствия. Он зорко следил за ростом мальчика в остроумии и изобретательности и посоветовал животным покончить с ним; «ибо, – сказал он, – если Вы не сделаете это, однажды он станет хозяином нас всех!» Но все любили Маленького Мальчика за дружелюбие и игривость. Только чудовища из глубокого моря послушались и взяли его жизнь, скрыв тело в глубинах моря. Однако своей волшебной силой Перворожденный нашел тело брата и дал ему новую жизнь в священной паровой бане, как описано в предыдущей главе. И снова наш первый предок радостно бродил среди зверей, которые были в те дни могучим народом. Он узнавал их обычаи и язык – у них тогда был общий язык; он учился петь подобно птицам, плавать подобно рыбам, и взбираться устойчиво по скалам подобно горным баранам. Но хотя он был хорошим товарищем и никому не причинял вреда, Унк-то-ми снова посеял раздоры среди зверей, и послания были отправлены во все концы земли, моря и воздуха, чтобы все племена объединились и объявили войну одинокому человеку, которому было предназначено стать их хозяином. Вскоре юноша обнаружил заговор и пришел домой в сильной печали. Он любил своих друзей-зверей, и огорчился тому, что они объединяются против него. Кроме того, он был наг и безоружен. Но его Старший Брат вооружил его луком и кремневыми стрелами, каменной палицей и копьем. Ещё он подбросил гальку четыре раза в воздух, и каждый раз она становилась утесом или скальной стеной вокруг типи. «Теперь, – сказал он, – время сражаться и доказать своё верховенство, ибо это они причинили тебе вред, а не ты им!» День и ночь Маленький Мальчик подстерегал врагов на вершине утеса и, наконец, заметил, что прерия черна от стад бизонов и лосей, собиравшихся на окраине леса. Медведи и волки приближались со всех сторон, и тотчас же с неба Гром издал свой ужасающий военный клич, отвечая долгому волчьему вою. Барсуки и другие обитатели нор начали сразу подкапываться под скалистую крепость, а скалолазы забирались на её отвесные стены. Тогда впервые на земле был натянут лук, и сотни кремневых стрел нашли свою цель в телах зверей, и каждый раз, когда Маленький Мальчик взмахивал своей каменной палицей, его враги падали бессчетно. Наконец насекомые, маленький воздушный народ, атаковали его, заполняя глаза и уши и, муча ядовитыми жалами и приводя тем его в отчаяние. Он призвал на помощь своего Старшего Брата, и тот приказал ему бить по скалам каменной палицей. Едва Маленький Мальчик поступил так, искры огня сразу полетели на сухую траву прерии и разожгли пламя. Сильный дым поднялся и прогнал назойливый рой насекомых, а огонь испугал и рассеял всех остальных. Тогда впервые разделились пути человека и звериного народа, и когда животные запросили мира, было заключено соглашение, что впредь они должны всегда снабжать человека мясом для еды и шкурами для одежды, пусть даже они достанутся ему в трудах и опасности. Маленькие насекомые отказались идти на любые уступки, и с тех пор стали мучителями человека; однако, птицы в небе объявили, что накажут их за упрямство, и делают это до сего дня. Наши люди всегда утверждали, что именно первый человек пользовался в своем сражении со зверями теми каменными стрелами, которые находят по всей стране. Ни в наших традициях, ни тем более в памяти наших стариков не отмечено, чтобы мы когда-либо делали или использовали подобные наконечники стрел. Некоторые пробовали пользоваться ими, чтобы стрелять рыбу под водой, но с небольшим успехом, и они совсем бесполезны для индейского лука, который был в употреблении, когда открыли Америку. Возможно, они были сделаны какой-то доисторической расой, которая пользовалась более длинными и сильными луками и работала с камнем, чего не делал наш народ. Их каменные орудия были просто булыжниками или кремневыми осколками, которые с помощью шлифовки подгонялись к деревянным или кожаных рукояткам. Только трубки вырезались из черной мягкой породы, которая добывалась самой первой, потому что легко обрабатывалась наиболее примитивными инструментами. Фактически все кремневые стрелы, которые мы видим в музеях и в других местах, были подняты или вырыты из земли, а некоторые продавались непорядочными индейцами и другими людьми, которые врезали их в дерево и кость. В нашей религии не было ни дьявола, ни ада, пока белый человек не принес их нам, но всё же Унк-то-ми, Паук, был, несомненно, сродни тому старому Змею, кто искусил мать Еву. Он всегда описывается как хитрый, коварный, и одновременно любезный и очаровательный, не без дара остроумия, пророчества и красноречия. Он – ловкий фокусник, способный принять почти любую форму по желанию, и невосприимчив к насмешкам и оскорблениям. Как представляется, мы имеем здесь элементы истории Книги Бытия; первобытный Рай, искуситель в звериной форме, и появление на земле горя и смерти через первородные грехи зависти и ревности. Предупреждение истории о Унк-то-ми всегда с успехом использовалось индейскими родителями, и особенно бабушкой и дедушкой, когда они поучали детей. Ишн-на-е-ча-ге, с другой стороны, был полубог и мистический учитель, кто должен был ввести первого человека в его заботы и радости на земле. После сражения со зверями последовала битва со стихиями, которая в какой-то мере параллельна ветхозаветной истории потопа. В этом случае целью, кажется, было уничтожить злой звериный народ, слишком многочисленный и сильный для одинокого человека. Легенда сообщает нам, что с началом ливня Перворожденный посоветовал младшему брату сделать себе тёплую палатку из бизоньих шкур, и заготовить много еды. Едва он так поступил, начался снегопад, и снег падал непрерывно в течение многих лун. Маленький Мальчик сделал себе снегоступы, которые позволяли ему легко охотиться, тогда, как животные убегали от него с трудом. Наконец, волки, лисы и вороны пришли к его двери попрошайничать, и он помог им едой, но много самых свирепых диких животных умерли от холода и голода. Однажды, когда появились голодные, снег стал выше верхушек жердей типи, но огонь Маленького Мальчика горел в яме открыто и ясно. Они заглянули в эту яму и увидели, человек растер пепел на своем лице по совету Старшего Брата, и они оба легли тихо и неподвижно вокруг костра. Тогда лис затявкал, и ворон карканьем рассказал об этом бродящим племенам, и все сказали с радостью: «Теперь они оба умирают или мертвы, и у нас больше не будет хлопот!» Но появилось солнце, и теплый ветер растопил сугробы, так что край был затоплен. Юноша и его Учитель сделали каноэ из коры березы, которое плыло по водной глади, тогда как из животных спаслись лишь немногие, оказавшиеся на самых высоких пиках. Юноша победно прошёл через разные суровые испытания его мужественности. И однажды Старший Брат обратился к нему: «Ты победил звериный народ и противостоял силе стихий. Ты подчинил землю своей воле, и, тем не менее, Ты один! Настало время отправиться и найти женщину, которую ты сможешь полюбить, и с её помощью продолжить свой род». «Но как я сделаю это? – ответил первый человек, который был только неопытным мальчиком. – Я здесь один, как Вы говорите, и я не знаю, где найти женщину или супругу!» «Иди вперед и ищи её», ответил Великий Учитель; и сразу же юноша отправился в странствия на поиски жены. Он понятия не имел, как ухаживать, поэтому первое ухаживание было со стороны милых и кокетливых девушек из племен Птиц, Бобров и Медведей. Несколько трогательных и причудливых историй любви богатое воображение индейца вплело в эту старую легенду. Говорят, например, что в своем первом лагере Маленький Мальчик построил себе жилище из зеленых веток посреди леса, и в нём его мечты были прерваны голосом из глуши. Голос этот был неотразимо и глубоко сладостным. Словно по волшебству душа юноши дрогнула, чего никогда не бывало с ним прежде, ибо этот призыв утонченной нежности и обольщения был голосом вечной женщины!
ИНДЕЙСКАЯ ДУША -2 - 836805959623
Вскоре очаровательная маленькая девушка, в скромном сером платье и с легким румянцем на милом лице, встала робко у двери его вигвама из сосновых сучьев. Она застенчиво предложила юноше корзинку с дикими вишнями. Скиталец был покорен, и любовь охватила своими путами мир, чтобы создавать и уничтожать! А когда она оставила его, юноша взглянул через дверь, но увидел только порхающую среди деревьев малиновку, чья головка искоса лукаво посматривала на него. Его следующий лагерь был около чистого бегущего ручья, где пухленькая и трудолюбивая девица деловито рубила дерево. Он также быстро полюбил её, и они долго жили вместе в её удобном доме на берегу. Когда родился их мальчик, странник очень захотел вернуться к Старшему Брату и показать ему жену и ребенка. Но женщина-бобриха отказалась идти, и он отправился один с коротким визитом. Когда он вернулся, только струйка воды текла возле сломанной плотины, красивый дом был заброшен, а жена и ребенок ушли навсегда! Покинутый муж сидел один на берегу, без сна, слабея от горя, пока его не утешила миловидная молодая женщина в глянцевом черном, она посочувствовала его бедам и успокоила его едой и любовью. Это было женщина-медведиха, с которой он снова был позже разлучён каким-то несчастьем. История рассказывает, что у него были дети от каждой из его многих жен, некоторые походили на отца и стали предками человеческой расы, другие отличались особенностями матери и возвращались к её роду. Также говорят, что людям ненормального или чудовищного вида запрещалось продолжать их род, и всякая любовь и супружество между человеком и зверями было с того времени строго запрещено. Есть некоторые любопытные традиции, когда юноши и девушки нарушали этот закон, невольно соблазненные и обманутые великолепным самцом оленя, или изящной оленихой, и их падение было наказано смертью. Животные тотемы, всеобщие среди племен, по преданию приходят к ним от рода их прапрабабушек, и легенду часто цитировали в поддержку нашей близкой дружбы со звериным народом. Я иногда задавался вопросом, почему научная доктрина происхождения человека не усилила таким же образом уважение белого человека к этим нашим смиренным сородичам. О многих более поздних героях или Хай-ватах упоминалось в этой нашей пространной неписаной книге, и каждый представлял эпоху в долгой истории человека и его окружения. Есть, например, Мститель Невинных, кто появился из сгустка крови; маленький оборванец, выигравший славу и жену, когда убил Красного Орла по роковому предзнаменованию; и Звездный Мальчик, кто был отпрыском смертной девы и Звезды. Он был последним, кто сражался за людей против самих сильных своих врагов, вроде Вазийя, Холодного или Северного ветра. Отчаянное сражение было между ними, и сначала преимущество было у одного, затем у другого, пока оба, устав, не объявили о перемирии. И пока он отдыхал, Звездный Мальчик продолжал обмахиваться своим большим опахалом из перьев орла, и снег шел так быстро, что Северный ветер был вынужден заключить мирный договор, по которому мог управлять только одной половиной года. Так был основана смена времен года, и каждый год Звездный Мальчик с его опахалом из перьев орла приводит в движение теплые ветры, которые возвещают о весне. VI. НА ПОГРАНИЧЬЕ СТРАНЫ ДУХОВ Отношение индейца к смерти, мерилу и подоплеке жизни, всецело совпадало с его характером и философией. Смерть не ужасала его. Индеец встречал её просто и с настоящими хладнокровием, он искал только почетного конца, последнего дара семье и предкам. Поэтому он добивался смерти в бою. С другой стороны, он посчитал бы позором быть убитым в частной ссоре. Если он умирал дома, его постель с приближением конца по обычаю выносили наружу, чтобы дух его мог уйти под открытым небом. Следующее, что волновало его больше всего – разлука с близкими, особенно, если у него были маленькие дети, остававшиеся испытывать нужду. Привязанность его к семье была очень прочной, и он сильно горевал об утрате, даже когда у него была неограниченная вера в духовное товарищество. Внешние признаки траура по мертвых гораздо более спонтанны и убедительны, чем правильный и хорошо организованный чёрный цвет цивилизации. У нас и мужчины и женщины распускали волосы и отрезали их в зависимости от родства или привязанности. Согласуясь с идеей пожертвовать всякой личной красотой и украшениями, они обрывали с одежды бахрому и узоры, коротко обрезали или разрывали пополам накидку или одеяло. Мужчины раскрашивали лица черным, а вдовы или родители, понесшие тяжёлую утрату, порой глубоко ранили руки и ноги, пока те не покрывались кровью. Отдаваясь полностью горю, они больше не интересовались никакими земными владениями, и часто раздавали первым посетителям всё, что они имели, даже постель и кров. И стенания о мертвых продолжались ночь и день почти до полной потери голоса; музыкальный, сверхъестественный, пронзающий сердце звук мог быть сравним с кельтским «плачем» на похоронах. В старые времена степных индейцев хоронили на помосте, или площадке среди сучьев дерева – единственном месте, где тело не достали бы дикие звери, поскольку тогда у нас не было никаких орудий, чтобы вырыть подходящую могилу. Тело одевали в самые прекрасные одежды и вместе с какими-то личными вещами и украшениями заворачивали в несколько накидок и наконец в надежные покровы из сыромятной кожи. Как особый знак уважения, тело молодой женщины или воина иногда с большой торжественностью клали в новом типи для прощания, оставляя возле них обычный домашний скарб и даже блюда с едой, не потому что считали, что дух может пользоваться орудиями или есть, но как последнюю дань. Тогда всё селение снималось лагерем и отбывало прочь, оставляя мертвого в благородном одиночестве. Не было предписанной церемонии похорон, хотя тело несли с большей или меньшей торжественностью выбранные юноши; иногда известные воины несли покров уважаемого человека. Обычно выбирали высокий холм с хорошим обзором для последнего места отдыха наших мертвых. Если человек был убит в сражении, по старому обычаю его тело усаживали напротив дерева или скалы, всегда лицом к врагу, чтобы показать его неустрашимость и храбрость даже в смерти. Я вспоминаю трогательный наш обычай, который должен был тепло сохранять память об ушедшем в оставленном им жилище. Локон волос дорогого умершего заворачивали в милую тряпицу, какую он или она, как считалось, хотели бы носить при жизни. Эта «связка духа», как её называли, подвешивалась на треножник, и занимала заметное и почетное место в жилище. Во время каждой трапезы блюдо с едой помещалось под нею, и человека того же пола и возраста, что и ушедший, позже приглашали разделить обед. Через год с момента смерти, родственники устраивали публичный пир и раздавали одежду и другие подарки, а локон волос предавали земле с соответствующими церемониями.
ИНДЕЙСКАЯ ДУША -2 - 836805983943
Индеец никогда не сомневался в бессмертной природы духа или души человека, но он не задумывался о вероятном её положении или условиях в будущей жизни. Идея о «землях счастливой охоты» является современной и вероятно заимствована или изобретена белым человеком. Примитивный индеец удовлетворялся верою, что дух, которым «Великая Тайна» дышит в человеке, возвращается к Тому, Кто дал его. И, освободившись от тела, этот дух повсюду и наполняет всю природу, но всё же часто задерживается около могилы или «связки духа» ради утешения друзей и способен слышать молитвы. Столько уважения оказывалось освободившемуся духу, что у нас не в обычае было даже называть мертвых громко. Хорошо известно, что американский индеец, так или иначе, развивал оккультную мощь, и хотя в последние дни было много мошенников, а, учитывая тщеславие и слабость человеческой натуры, справедливо предположить, что, наверно, были такие и в давние дни, всё же есть подтвержденные случаи замечательных пророчеств и другой мистической практики. Пророк сиу полностью предсказал прибытие белого человека за пятьдесят лет до самого события, и даже точно описал предметы его одежды и оружие. Прежде чем был изобретён пароход, другой пророк нашего народа описал «Огненную Лодку», которая будет плавать по великой реке, Mиссиссипи, и дату этого пророчества подтверждает термин, который является давно устаревшим. Без сомнения, много предсказаний было приукрашено, чтобы потворствовать новому времени, а ложные пророки, ловкачи и фокусники стали бичом племён в переходный период. Но даже в этот период порой встречались люди старого типа, кому верили безусловно до последнего. Известным среди них был Та-чанк-пи Хо-танк-а, или Его Боевая Палица Говорит Громко, кто заранее предсказал год и детали большого военного похода против оджибва. И было семь битв, все успешные, кроме последней, когда сиу были захвачены врасплох и потерпели сокрушительное поражение. Это было записано. Наши люди атаковали и убили много оджибвеев в их поселках, но в свою очередь были хитро пойманы в засаду, откуда немногие вышли живыми. Это было лишь одно из его замечательных пророчеств. Другой известный «знахарь» родился на Ром-Ривер около ста пятидесяти лет назад, и прожил более века. Он родился во время отчаянного сражения с оджибва, в момент, когда казалось, что сиу вступили в бой только чтобы погибнуть. Поэтому бабушка ребенка воскликнула: «Раз мы все должны умереть, дайте ему погибнуть смертью воина в поле!», и она отнесла колыбель под огнем к месту, где сражались его дядя и деды, поскольку у него не было отца. Но когда старик обнаружил новорожденного ребенка, он приказал женщинам заботиться о нем, «ибо, – сказал он, – мы не знаем, чем драгоценная сила даже одного воина может однажды стать для его народа!» Этот ребенок выжил и стал среди нас великим, как и было заявлено суеверными обстоятельствами его рождения. В возрасте около семьдесят пять лет, он спас свой народ от полного уничтожения их родовыми врагами, получив во сне внезапное предупреждение о приближении большого военного отряда. Люди немедленно отправили разведчиков, и срубили деревья для частокола, как раз вовремя, чтобы встретить и отразить предсказанное нападение. Пятью годами позже, он повторно сохранил свой народ от ужасной резни. У него не было путаных образов или предзнаменований, как с менее сильными знахарями, но всегда при проверке знамений, какими бы они ни были, они оказывались неизменно верными. Отец Маленького Ворона, вождь, устроивший «миннесотскую резню» 1862 года, был другим довольно заметным пророком. Одно из его характерных пророчеств было сделано всего за несколько лет до его смерти, когда он объявил, что, несмотря на свою старость, он еще раз выйдет на военную тропу. На последнем военном пиру он заявил, что убьёт троих врагов, но сильно горевал и не хотел предсказывать, что он потеряет двух родственников. Трое оджибва были убиты, как он сказал, но в сражении старый военный пророк погиб вместе с двумя своими сыновьями. Много заслуживающих доверия людей, и даже христиан, заверили эти и другие события, встречающиеся как предсказания. Я не в состоянии объяснить их, но знаю, что наши люди обладали замечательной способностью к сосредоточению и рассеиванию сознания, и иногда я предполагал, что такая близость к природе, какая мною описана, делает дух чувствительным к необычным впечатлениям в соприкосновении с невидимыми силами. Некоторые из нас словно обладали своеобразной интуицией находить могилы, и они объясняли это тем, что получили связь с ушедшим духом. Моя собственная бабушка была одной из них. Я ещё помню, как мы вставали лагерем в чужом краю, и я с братом разыскивали и находили человеческие кости там, где она чувствовала древнее погребение или место гибели одинокого воина. Конечно, все внешние признаки могилы были давно стерты. Шотландка, конечно, объявила бы, что у неё «второе зрение», поскольку у бабушки были и другие замечательные предупреждения или интуиция, как я помню. Я слышал, что она говорила об особом ощущении в груди, которое по её словам советовало ей что-нибудь важное об её отсутствующих детей. Другие дикарки заявляют, что и у них есть такой советчик, но я никогда не слышал, чтобы кто-то истолковывал бы это с подобной точностью. Однажды стоя лагерем у озера Манитоба, мы получили новости, что мой дядя и его семейство были убиты несколько недель назад, в форте за две сотни миль оттуда. В то время как весь наш род стенал и оплакивал их потерю, моя бабушка спокойно предложила прекратить это, говоря о приближении своего сына, которого они вскоре увидят. Хотя у нас не было никаких причин сомневаться в печальной вести, но это – факт, что мой дядя пришел в лагерь через два дня после сообщения о его смерти. В другой раз, когда мне было четырнадцать лет, мы только что оставили Форт Эллис на реке Ассинибойн, и мой самый младший дядя выбрал прекрасное место для нашего ночного лагеря. Дело было уже после заката, но моя бабушка стала беспричинно нервничать и решительно отказалась ставить свою палатку. Поэтому мы неохотно спустились ниже по реке, и разбили лагерь после наступления темноты в укромном месте. На следующий день мы узнали, что семья, последовавшая вскоре вслед за нами, остановилась в месте, которое первоначально выбрал мой дядя, но была захвачена ночью бродячим военным отрядом и вырезана до последнего человека. Этот случай произвел большое впечатление на наших людей. Многие из индейцев верили, что можно рождаться не один раз, а некоторые утверждали, что знают всё о прежнем воплощении. Были и те, кто беседовал с «духом-близнецом», рожденным в другом племени или народе. Был у сиу известный военный пророк, живший в середине прошлого столетия, его до сих пор помнят наши старики. По достижении среднего возраста, он объявил, что у него есть духовный брат среди оджибва, извечных врагов сиу. Он даже назвал род, к которому принадлежал его брат, и сказал, что тот также военный пророк у своего народа. На одной из охот на пограничье между двумя племенами, вождь сиу однажды вечером созвал вместе своих воинов и торжественно объявил, что они скоро встретят похожий отряд охотников оджибва во главе с его духом-близнецом. Поскольку это было их первой встречей, ведь они были рождены как чужеземцы, вождь искренне просил молодых людей воздержаться от искушения вступить в битву с племенными врагами. «Вы узнаете его сразу, – сказал им пророк, – ибо он будет не только похож на меня лицом и телом, но покажет тот же самый тотем, и даже споёт мои военные песни!» Они выслали разведчиков, которые скоро возвратились с новостями о приближении отряда. Тогда известные люди отправились с трубкой мира к лагерю оджибва, и когда они были совсем близко, дали три отчетливых залпа, сигнал о желании мирной встречи. Пришел такой же ответ, и они вступили в лагерь с трубкой мира в руках пророка. О чудо! – незнакомый пророк вышел навстречу им, и все были очень поражены сходством этих двух людей, встретившихся и обнявших друг друга с необычным пылом. Оба отряда быстро решили, что должны вместе встать лагерем на несколько дней, и вечером сиу дали «военный пир», куда пригласили много оджибвеев. Пророк попросил, чтобы его брат-близнец спел одну из его священных песен, – и смотри! – это была та самая песня, которую привык петь вождь сиу. Это развеяло последние сомнения воинов в словах их провидца. *** Чарльз Александр Истмэн (1858-1939) был смешанной крови сиу. Бабушка его матери, дочь вождя Облачного Человека из мдеванктон сиу, вышла замуж за известного западного художника, Капитана Сета Истмэна, и в 1847 г. их дочь Мэри Нэнси Истмэн стала женой Вождя Много Молний, вахпетон сиу. Их пятому ребенку, Чарльзу Александру Истмэну, в возрасте четырех лет дали имя Охайеза (Победитель). Во время Восстания Сиу в 1862 г. Охайеза был разлучен с отцом – его мать умерла вскоре после его рождения – и сбежал из резервации в Mиннесоте в Канаду под защитой его бабушки и дяди. Его учили индейскому образу жизни до пятнадцати лет, а потом он воссоединился с отцом, который взял его назад на свою ферму в нынешнем штате Южная Дакота. Истмэн стал одним из известнейших индейцев своего времени, получив степень бакалавра естествознания в Дартмоте в 1887 г. и медицинскую степень в университете Бостона тремя годами позже. С момента его первого назначения врачом в Агентстве Пайн-Ридж, где он стал свидетелем событий, в итоге завершившихся резней Вундед-Ни, он стремился найти понимание между коренными и некоренными американцами. В дополнение к двум автобиографическим трудам, «Детство индейского мальчика» (1902) и «Из Глуши Лесов к Цивилизации» (1916), Чарльз Истмэн написал девять других книг, некоторые в сотрудничестве с его женой, Элам Гудейл Истмэн (она рассказала свою историю в «Сестре Сиу», или Книге Бизона). В «Индейской душе», впервые опубликованной в 1911 г., цель автора была «нарисовать религиозную жизнь типичного американского индейца, какой она была до его знакомства с белым человеком».
ИНДЕЙСКАЯ ДУША -2 - 836806016711
Американские индейцы - мифы и реальность (из путевых заметок Владислава Кирбятьева) Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья. Из истории. Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке — День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война… Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» – объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»
ИНДЕЙСКАЯ ДУША -2 - 836806040263
Здесь я не удержусь и расскажу анекдот , который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» – спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» – ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» – поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» – спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» – сказал индеец. «А можно поговорить?» – спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец – и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…» Индейцев называют коренными жителями Америки. Они действительно сохраняют свои корни, передают их следующим поколениям. В их традиции почитание предков – это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они постоянно обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер. Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню — экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом. Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва. Прародитель, Посмотри на нашу разбитость. Мы знаем, что во всём Творении Только семья людей сбилась со Священного Пути. Мы знаем, что мы – те, кто разделился И мы – те, кто должен вернуться, Чтобы вместе идти по Священному Пути. Прародитель, Святой Единый, Учи нас любви, состраданию, почтению, Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга. http://rustimes.com/blog/post_1297114847.html
Индейская душа
Оказавшись в бедственном положении и в изгнании в Нидерландах, английская община пуритан решила отправиться в Америку, чтобы обрести лучшую жизнь и религиозную свободу. Они отплыли из Голландии сначала в Великобританию, а затем уже из ...
rustimes.com
начало: https://ok.ru/antiamerik/topic/65638603746247

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
АНТИАМЕРИКА.

АНТИАМЕРИКА.

ЛентаТемы 338 804Фото 84 468Видео 339Участники 9 077
  • Подарки
Левая колонка
Всё 338 804
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться