Когда в 1892 году умер прославленный поэт-лауреат Альфред Теннисон, 18-летний Моэм безошибочно оценил это частное событие как общий финал эпохи викторианской литературы.
Будучи англичанином до мозга костей и весьма начитанным в родной словесности человеком, он ясно понимал, что викторианские романы ― «эти полноводные реки текста, текущие по бескрайним бумажным равнинам» ― вот-вот выйдут из моды и лишатся читательского внимания, что времена переменились, что литературная техника и самый подход к литературе должны стать иными.
Если есть на свете писатель, по поводу сочинений которого ни один продвинутый критик не сможет предаться глубокомысленным умствованиям, то это Моэм.
В его прозе нет ни философских глубин, ни завиральных идей, ни темных подтекстов, ни изощренных формальных приемов, ни лихо закрученных сюжетов.
Есть только хорошо придуманные и хорошо рассказанные истории из жизни, яркие, запоминающиеся образы персонажей, меткие и точные авторские суждения и отступления.
Моэм не раз заявлял, что в литературном мастерстве превыше всего ценит простоту и естественность повествования, что стремится «писать книги, которые будут читать, иначе зачем тогда их вообще писать?».
И этим своим принципам следовал неукоснительно:
«Печешься о стиле. Оттачиваешь слог. Усиленно добиваешься простоты, ясности и выразительности. Бьешься над ритмом, гармонией. Читаешь фразу вслух, чтобы выверить ее звучание. Лезешь из кожи вон. А между тем четыре величайших романиста в истории человечества ― Бальзак, Диккенс, Толстой и Достоевский ― никогда не задумывались о том, каким они пишут стилем.
Значит, если писатель умеет рассказывать истории, создавать характеры, сочинять интригу, и если он вкладывает душу в свое произведение, то совершенно не важно, какой у него стиль. И все же стоит писать хорошо, а не скверно».
Нет комментариев