Ограниченно годен к воинской службе
После тех боёв вся дальнейшая жизнь Соммера была связана с танками.
Окончив в 1936-м курсы «Выстрел», он получил майора, окончил заочный факультет Академии им. Фрунзе.
В марте 1937-го он проводил полигонные учения. Танки не были радиофицированы, хотя командирские имели т.н. поручневые антенны, команды подавались флажками, цель указывалась посредством ракетницы.
Ракета подожгла сухую траву неподалёку от арсенала, создав угрозу взрыва боеприпасов.
Траву вовремя потушили, склад не пострадал, но чекисты вспомнили, что Соммер дворянин, бывший офицер, что был в плену, да к тому же, немец, обвинили его в попытке диверсии, и арестовали, а суд приговорил его к расстрелу.
Повезло, что приговор привели в исполнение не сразу, что друзья успели отвезти документы в Военную коллегию Верховного суда, что там не отмахнулись, смертную казнь заменили на 15 лет лагерей, а потом и вовсе уголовное преследование прекратили за отсутствием события преступления.
Пребывание в следственном изоляторе даром для здоровья не прошли и 42-летнего майора Соммера признали ограниченно годным к воинской службе.
Немного придя в себя, Соммер поехал в столицу добиваться в ЦК и в НКО восстановления в Армии.
После принятия 1 сентября 1939-го Закона о всеобщей воинской обязанности начался быстрый рост численности РККА, но подготовка грамотных командиров за этим не поспевала.
Соммера в армии восстановили и, учитывая ограниченную годность, назначили преподавателем в старейшее в РККА Орловское танковое училище.
Несколько рапортов об отправке на фронт
Когда началась война, подполковник Соммер был в Молдавской ССР – последней, 16-й союзной республике СССР, в 12-ти км от границы.
В качестве командира-наставника на военном полигоне он по поручению Генштаба помогал танковым экипажам осваивать новейшие танки Т-34.
Вечером 22 июня поступил приказ: Соммеру вернуться в Орёл.
Но в тылу он отсиживаться не собирался, подал несколько рапортов об отправке в Действующую Армию.
Начальник училища полковник Сергей Вармашкин объяснил Соммеру, что его фронт здесь и приказал рапорты больше не писать. Тот взял под козырёк, но уже назавтра подал новый рапорт.
Первая советская награда
Убыль командного состава на фронте была высокой, про Соммера вспомнили, и назначили начальником оперативного отдела 9-го мехкорпуса 3-й гвардейской танковой армии, которой командовал генерал-лейтенант Павел Рыбалко.
В сентябре 1943-го корпус вышел к Днепру в районе Великого Букрина и с ходу форсировала реку, ширина которой в этом месте более 600 метров, а глубина – 6–8.
Чтобы переправить на Букринский плацдарм основные силы армии, под постоянными бомбёжками навели мост, и на другой берег перешли сотни танков.
Однако за это время враг успел подтянуть резервы, и начались затяжные бои.
В штабе фронта решили перебросить основные ударные силы на Лютежский плацдарм севернее Киева.
Рыбалко назначил Соммера начштаба 70-й механизированной бригады, и он фактически руководил её скрытной переправой обратной переправой на левый берег Днепра и переброской на 200 км севернее. Когда 3 ноября началось наступление на Киев, 70-я бригада разгромила врага в районе Берковиц, ворвалась в Святошино, отрезав врагу пути отхода на Житомир.
6 ноября 1943 года Киев освободили, а Соммер получил свою первую советскую награду – орден Красного Знамени.
Комментарии 2
Настоящий Герой!