Учение Живой Этики утверждает вечность и беспредельность Вселенной, которая не имеет ни начала, ни конца. Эволюция Вселенной представляет непрерывное движение к совершенствованию. На этом пути составляющие ее структуры и элементы могут “терпеть неудачу”, разрушаться, гибнуть, но затем снова и снова начинать свое становление.
Учение признает периодичность, или цикличность, бытия Вселенной, Земли, других планет, человека и всего сущего. Цикличность эволюции человечества понимается не как “чередование иллюзий”, в чем иногда упрекают всех сторонников этого тезиса, и не как повторяемость “кругообращения в мире постоянно пребывающем”, но как спираль его восхождения “в велении Космоса”. Вселенная, по Учению, и есть Природа во всей ее видимости и незримости; весь мир предстает наполненным жизнью, целесообразно-смысловым началом. Она имеет свои циклы деятельности и отдыха, поэтично названные индусами “Днями и Ночами Брамы”.
Когда же последователи “Живой Этики”, как и теософы, и ведантисты, говорят о Божественном, о Едином Начале – Основе Бытия, они имеют в виду “Божественный принцип, неизреченный и вечно постигаемый” – как форму существования всего сущего. Его же определяют и как “Единый Вселенский Закон всякого существования”, и как “Единую Всемирную Жизнь”, как всепроникающую, вездесущую и всемогущую, а также равно всезнающую, творческую потенциальность; это Огонь и его Свет (или тот же Божественный Дух), проникающий все и вся. Он находится в каждом атоме и видимого, и не постигаемого человеком Космоса, “внутри, поверх и вокруг каждого невидимого атома и делимой молекулы”. Этот Божественный принцип, или Закон, “именуется также Абсолютом, как содержащий в себе ВСЕ”, все сущее и не сущее, как Абсолютное Все, о котором никакие рассуждения невозможны.
Частица этой Всемирной жизни, или творческой всеведающей потенциальности, эта Божественная искра находится и в сердце человека. Раскрыть ее в себе и слиться в своем сознании с нею, то есть – с Божественным Огнем, своим Прародителем – значит исполнить свое истинное назначение в миропорядке Вселенной. На протяжении нашего планетного цикла существования путь этой Божественной искры проходит через каждую начальную форму проявленного мира, “подымаясь через все степени разума”: от минерала и растения до высшего Архангела или Дхиана Будды – Богочеловека или Совершенного человека, восхождение которого также беспредельно.
“Истинно, Божественная Сила нисходит на Землю и божественно в духе человеческом устремляется ввысь. Это Божественное Общение есть явление союза Миров, союза Духа, союза Кармического. Много общений можно проследить на плане земном.
Много Божественных Искр рассыпано, но есть Божественное Общение, которое вечно. Источник Общения Вечного – дух и действия, связанные мощным явленным законом Космическим” [6,ч.3, §63].
Два космических закона – причинно-следственный, или закон Кармы, и закон перевоплощений, суть которых, при достижении стадии человеческой жизни, в личных усилиях самого человека, – определяют успех или неуспешность прохождения божественного начала каждого в ритме с общей эволюцией Космоса.
Обращаясь к характеристике причинно-следственного закона, мы приведем несколько ярких высказываний, раскрывающих принципы его действия.
Касаясь изложения закона Кармы в Упанишадах, С.Радхакришнан, один из крупнейших индийских философов XX века, писал: “Закон Кармы – это закон сохранения моральной энергии. Характер закона и порядка раскрыт в «Рите»[5] Ригведы. Согласно принципу Кармы, нет ничего неизвестного или случайного в моральном мире. Мы пожинаем то, что сеем. Хорошие семена приносят хороший урожай, плохие – плохой. Каждый незначительный поступок имеет свое влияние на характер… Мы не можем задерживать процесса моральной эволюции так же, как мы не можем остановить ход морского прилива и отлива или движения звезд. Человек становится хорошим не через жертвоприношения, а благодаря своим хорошим делам… Человек – создание воли… Карма, правильно понятая, не расхолаживает моральные усилия, не связывает разум и не сковывает волю”.
“Человек не просто продукт природы. Он могущественнее своей Кармы… Закон Кармы, управляющий низшей природой человека, не имеет никакого отношения к его духовному началу… Для того, чтобы человек был свободным, его поступки должны быть выражением не просто силы привычки или воздействия внешних обстоятельств, а свободы внутренней души его” [7, т. 1, с. 204-205].
“Но, – как подтверждает Е.И.Рерих в одном из писем, – пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто бы мог простить ему его грехи и воздать по заслугам и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью” [1, т. 1, с. 281; п. 12.09.34; выделено в тексте].
Закон перевоплощения[6] утверждает непрерывность жизни. Физическая смерть человека не означает его уход в небытие; умирает и разлагается лишь его физическое тело. Истинный же или “внутренний человек”[7] после “отдыха” в трансцендентальных мирах, вновь и вновь рождается на Земле. Здесь он очищает свою душу и извлекает уроки в своем продвижении к Высшему. Здесь он должен стремиться к совершенствованию своего сознания, к тому, чтобы каждый его новый земной облик был прекраснее предыдущего. Цель, величайший подвиг земных жизней, духовное слияние с божественным – преображение в Творца Огненного – Богочеловека.
Ясно поэтому, какое огромное значение придавали Рерихи знанию космических законов эволюции и места в ней каждого человека. Главная цель Учения Живой Этики, собственно, и состоит в том, чтобы дать это знание современному человеку, помочь его совершенствованию, а в сущности, его Спасению на стыке эпох.
Следует добавить также, что вся система этой древней мировой космологии исходит из непривычного для материалистического мышления содержания таких терминов, как “Материя”, “атом”, “сознание” и т. п. Здесь важно понять, что в основе материи, как и всего проявленного сущего, находится то самое Единое Начало, или тот самый Единый Всемирный Элемент: Дух-Материя. Ибо в этом знании Дух и Материя – неделимы, одно без другого – ничто.
“Космическая субстанция, Дух-Материя, простирающаяся в Беспредельности, есть Божественная Основа или Потенциал всего Сущего, и в своих бесконечных проявлениях, дифференциациях и сменах форм она стремится к беспредельному совершенствованию и самосознанию в них, в этих формах” [1, т. 1, с. 335; п. 16.01.35].
“Вся Вселенная, все Бытие имеет существование лишь благодаря этому жизнедательному Началу. Именно совершенство и вечность Божественного Начала в его потенциале является залогом того, что и человек, носитель его, может вечно совершенствоваться” [1, т. 2, с. 277; п. 19.06.37].
Мы можем констатировать также, что “Живая Этика” открыта любому духовно устремленному человеку, все дело в степени ее осознания. Причем восприятие Учения может быть различным – через призму устремлений, наиболее близких каждому. Для одних это, главным образом, “Единая Истина” древней мудрости; она вмещает заповеди великих Учителей человечества: Кришны (“Бхагавадгита”), Будды, Иисуса Христа, Майтрейи, наставления Зороастра и Лао-цзы, Конфуция и Платона, Мухаммада и св. Франциска, преподобного Сергия Радонежского, Рамакришны и Вивекананды… Ибо, как утверждает Учение, этика всех величайших духовных Учителей, выражая вечные истины, едина.
Для людей, устремленных к научному познанию, Учение предстает и как введение в науку будущего или, как сказано в книге “Община”, как “научный космический метод”, раскрывающий законы эволюции человечества в масштабах космического величия. Со временем эти законы должны быть переведены на язык научных парадигм. В текстах Учения понятия макрокосмоса (нашей вселенной) и микрокосмоса (человека) обретают очевидную и закономерную взаимосвязь. В таком видении Мир оказывается необъятной иерархической энергосистемой со своими взаимозависимыми структурами и центрами, осуществляющими каждый свое назначение в бесконечном стадийном процессе эволюции. В этом мире немаловажное место отведено человеку, который также может рассматриваться как энергосистема, неразрывно связанная с пульсацией энергий Мироздания[8].
Но какова бы ни была направленность устремлений каждого, подходящего к Учению, от него ожидается “самое серьезное, самое углубленное отношение ко всем жизненным вопросам, при постепенном осознании своей полной ответственности «не только за каждое действие, но и за каждую мысль»”.
“Живая этика, выдвигая, прежде всего, нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себе обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении” [1, т. 2, с. 423].
Сторонники этого Учения не занимаются миссионерством; они знают, что, по законам Космоса, с пробуждением духа сердце каждого человека подсказывает наиболее близкий ему путь духовного совершенствования.
Учение, как неоднократно указывается в его книгах, обращено в будущее; оно дано как “Узловое Учение”, как своеобразный камертон для духовного и психологического настроя и преображения сознания людей Нового мира.
“Духовная культура строится нами и вами”, – было сказано Рерихам их Учителем в июне 1921 года. Эти слова полностью отвечали внутренним устремлениям Рерихов. В поднятом ими “Знамени Мира, Культуры и Красоты” они видели “заложение новой ступени сознания человечества” для Нового Мира – века справедливости и правды на Земле. Служению этой цели они посвятили свои жизни.
М.Н. Егорова. «О Сокровенных Истинах Учения Жизни»


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев