В это воскресенье в Сиднее, на пляже Бондай, два террориста-мусульманина открыли стрельбу по евреям, собравшимся у моря, чтобы отметить праздник Хануки – и вели огонь почти десять минут, выпустив 103 пули, прежде чем полиция сумела их остановить.
Были убиты полтора десятка человек – от десятилетней девочки до восьмидесятисемилетнего старика, пережившего нацистскую оккупацию и Холокост, но не пережившего теракт в «свободной стране первого мира» – вся вина которых заключалась в том, что они были евреями.
(и ещё несколько десятков человек были ранены – так что не исключено, что список убитых ещё не окончательный)
На мой взгляд, все мы можем вынести из этой истории четыре важных урока – вне зависимости от того, имеете ли Вы какое-то отношение к еврейскому народу.
1. Серьёзные проблемы редко случаются «вдруг».
Обычно первые признаки появляются задолго до того, как проблема станет по-настоящему серьёзной.
И решать проблему надо на этапе «первых симптомов», а не тогда, когда уже гремят выстрелы и льётся кровь.
Газовые камеры Освенцима начали работать в 1941 году. Но до этого был концлагерь Дахау, была «Хрустальная ночь» (1938), были приняты Нюрнберские расовые законы (1935), были нацистские факельные шествия с антисемитскими лозунгами (1933)...
И примерно так же развивались события в Австралии.
Сперва два года проходили массовые демонстрации с антисемитскими лозунгами – первая демонстрация, где призывали к убийству евреев, состоялась перед Сиднейской оперой 8 октября, ещё до того, как израильская армия вошла в Газу.
Два года бегали толпы с замотанными «арафаткой» лицами. Два года рисовали свастики на синагогах, на еврейских могилах и на домах евреев. Количество антисемитских инцидентов в Австралии в 2024-2025 годах исчислялось тысячами...
И всё это время власти не делали вообще ничего. «Ни-че-го! Диктую по буквам: Николай, Игорь, Харитон, Ульяна, Ярослав!»
Только говорили красивые слова о том, как важно бороться с насилием, и как они не допустят...
А потом «вдруг» случилось массовое убийство.
Почему, например, евреи сейчас чувствуют себя более безопасно в мусульманских Эмиратах, чем в США, Австралии или Англии?
Потому что в Эмиратах борются не с «пожарами», а с «непотушенными сигаретами» – стоит человеку выйти на улицу с флагом ХАМАСа или с антисемитскими лозунгами, и через несколько минут он будет арестован, и дальше его ждёт либо тюрьма, либо депортация с пожизненным запретом на въезд.
А в Австралии или в Англии полиция скорее действует по принципу «вот когда убьют, тогда и приходите, а до тех пор призывы к убийству – это свобода слова».
Поэтому если Вы хотите избежать серьёзных, масштабных проблем – неважно, говорим ли мы о государстве, о бизнесе, о семье или о здоровье – реагировать надо на «ранние симптомы», и бороться надо с первыми этапами проблемы.
Если хотите избежать пожара в своём доме – начинать бороться с огнём надо на уровне «искрящих розеток» или «непотушенных сигарет», а не тогда, когда дом уже в огне.
2. Бороться надо с настоящей проблемой, а не с тем, с чем бороться легче.
Премьер-министр Австралии после теракта объявил, что он будет решительно бороться с...
Нет, не с антисемитизмом. И не с исламизмом и джихадизмом. И не с восхвалением терроризма и призывами к насилию.
Бороться он будет с ружьями.
А не с теми людьми, которые берут ружьё, чтобы стрелять в других людей.
Даже умственно отсталому ежу понятно, что это никоим образом не решит проблему терроризма.
Потому что даже в странах с жёсткой регуляцией оружия – именно у бандитов и у террористов незаконное оружие почему-то всё равно оказывается. А регуляция бьёт только по законопослушным гражданам.
Но даже если предположить, что премьер-министру Австралии удастся взять под контроль каждый ствол на континенте, и что террористам не удастся заполучить ни одного ружья или пистолета...
Это всего лишь означает, что они будут совершать теракты другими способами. Въезжая в толпу на автомобиле, как в Германии, или используя зажигательную смесь, как в США, или самодельную взрывчатку, как в Израиле, или поджигая дома, как уже было в Мельбурне.
Поэтому бороться надо именно с антисемитизмом, джихадизмом и призывами к насилию – но это сложно, а власти Австралии не хотят делать то, что правильно, но сложно. Им комфортнее делать то, что бесполезно, но просто.
Есть известный анекдот о том, что если левый политик в четверг подскользнётся на обледенелом тротуаре и сломает ногу, он примет закон, запрещающий четверги.
Так и тут, вместо законов против антисемитизма и призывов к насилию – хотят принять закон, запрещающий ружья. Спасибо хоть, что не закон, запрещающий воскресенья.
И то же самое касается любой сферы в жизни, в бизнесе и т.п. Прежде, чем взяться за борьбу с проблемой – есть резон хорошенько подумать, ту ли проблему Вы вообще решаете, и не пытаетесь ли Вы «бороться с четвергами».
3. Недостаточно делать правильные вещи, надо доводить правильные вещи до конца.
Когда террористы-мусульмане вели стрельбу по «неверным», мимо проходил другой мусульманин, Ахмед аль Ахмед, владелец овощного магазина.
Он с риском для себя вмешался, бросился на одного из террористов и сумел отнять у него ружьё.
Потом направил ружьё на этого террориста и...
И остановился. И не сделал больше ничего.
Террорист просто ушёл. Просто взял и ушёл.
Причём ушёл он недалеко – прошёл пару десятков метров, до пешеходного мостика, с которого вёл стрельбу второй террорист. Взял у него другое ружьё. И продолжил стрелять.
Если бы Ахмед аль Ахмед не только обезоружил, но и застрелил террориста...
Или прострелил бы ему ногу...
Или дал бы ему ружьём по голове, как дубиной...
Или хотя бы, угрожая ружьём, заставил бы того лечь на землю и ожидать прибытия полиции...
То убитых было бы меньше и раненых было бы меньше.
Но, к сожалению, сделав правильную вещь – Ахмед аль Ахмед не довёл её до конца. И в итоге его действия не дали того результата, ради которого он рисковал жизнью.
Ах, да – и ещё, насколько я понимаю, взяв новое ружьё, террорист первым делом принялся стрелять в самого Ахмеда аль Ахмеда, и серьёзно ранил его. Чего тоже можно было избежать.
И это снова урок для всех нас. Недостаточно делать правильные вещи – надо ещё и доводить правильные вещи до результата.
Недостаточно сесть на диету, надо ещё и придерживаться её. Недостаточно запустить проект, надо ещё и закончить его. И так далее.
А иначе велик риск того, что ты потратишь время, силы и деньги (а может быть, даже подвергнешь риску своё здоровье и жизнь) – а вот результата так и не добьёшься.
4. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
Нельзя сказать, чтобы теракт в Сиднее стал совсем уж неожиданностью. Как я уже писал, количество антисемитских инцидентов в Австралии за последние два года исчислялось тысячами, на демонстрациях звучали призывы к убийству евреев, людей преследовали на улицах, на синагогах появлялись надписи с угрозами, дважды поджигали синагоги...
Поэтому организаторы праздника определённо имели все основания задуматься о безопасности мероприятия.
Если бы они заложили в бюджет мероприятия $10,000 на вооружённую охрану – или если бы с каждого из гостей собрали по $5 на вооружённую охрану – то на празднике контролировали бы периметр десять-пятнадцать охранников с пистолетами и винтовками.
Это либо предотвратило бы теракт как таковой – либо, как минимум, не позволило бы террористам в течение десяти минут невозбранно палить в толпу, как в тире или как в компьютерной игре.
Но вместо этого организаторы праздника понадеялись на премьер-министра, который клялся «искоренить ненависть и обеспечить безопасность еврейской общины» – и соврал.
Понадеялись на полицию, которая должна была предотвратить преступления – и не справилась.
И ничего не сделали сами ради безопасности своей – и других участников праздника.
И это тоже важный урок для нас с вами.
Искушение переложить ответственность за свою жизнь, здоровье и благополучие на кого-то другого – на родителей, на мужа, на государство – всегда очень велико. И многие поддаются этому искушению.
Но если тот, на кого мы положились, подведёт нас – мы окажемся в очень плохой, очень опасной ситуации.
Поэтому разумно будет везде, где это возможно, следовать принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и первым делом думать, что я сам могу сделать, чтобы защитить себя от тех или иных проблем, даже если в трудную минуту окажется, что никто другой мне не поможет.
Как Вы думаете, а чему ещё мы могли бы научиться на примере этой истории?
Александр Левитам

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3