730
6 — 8 декабря в окрестностях города Ардебиль состоялась Битва при Ардебиле — крупнейшее сражение между арабами и хазарами. Закончилось полным разгромом арабской армии.
С начала VIII века между Хазарией и Арабским халифатом шла непрерывная борьба за контроль над Закавказьем. Своего пика хазарская экспансия достигла в 730/731 году (112 год хиджры). Хазарская армия, возглавляемая сыном кагана Барджилем, вторглась в арабские владения через Дарьяльское ущелье, прошла Арран и вступила на территорию современного Ирана. Правитель области Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками, ранее уже неоднократно воевавший с хазарами, не имел достаточно сил для военного столкновения и отступил к Ардебилю. Там он первоначально занял неприступную позицию у горы Себелан, намереваясь дожидаться подкрепления из центральных областей Халифата. Однако затем по каким-то причинам (возможно, из-за угрозы Ардебилю) он решился на вылазку. Противники встретились на равнине. Армия арабов составляла 25 тыс. человек, хазарские силы многократно её превосходили. В арабских источниках называется цифра в 300 тыс. человек (она признаётся преувеличенной).
Сражение длилось два дня. Лучшие силы арабской армии погибли. Вечером второго дня с наступлением темноты многие из уцелевших в арабском стане покинули поле битвы. У Джарраха не осталось армии, и утром на третий день хазары пошли в последнюю атаку, в результате которой арабы обратились в бегство. По преданию, военачальникам удалось остановить панику призывом умереть за Аллаха, и воины бились насмерть. Джаррах погиб в бою. Хазарский предводитель отрезал ему голову и насадил её на пику в качестве трофея. Из всей арабской армии удалось спастись только нескольким сотням беглецов. Среди них был некто Скалаб (то есть славянин), который лично доложил халифу о катастрофе.
После разгрома арабского войска хазары осадили Ардебиль, окружив его катапультами. После недолгого сопротивления город сдался. Хазары перебили защитников и взяли множество пленных. Затем войско рассеялось по стране для грабежа. Хазарская конница двинулась дальше вглубь Халифата и достигла окрестностей Диярбакыра и Мосула, где была остановлена арабской армией.
Известие об успехе хазар нашло отражение в армянских и византийских источниках. Вероятно, с ним имеет непосредственную связь заключённый в 732 году династический брак сына византийского императора Константина с дочерью хазарского кагана Вирхора Чичак. В Еврейско-хазарской переписке взятие Ардебиля связывается с подвигами полководца Булана — будущего родоначальника династии беков.
Тем не менее, даже столь глубокое продвижение не могло обеспечить коренной перелом в ходе конфликта. К январю 731 года свежее арабское войско под началом полководца Саида ал-Хараши выбило хазар со всех захваченных позиций. Шесть лет спустя в 737 году арабский полководец Мерван ибн Мухаммед (будущий халиф) организовал ответный широкомасштабный поход вглубь Хазарии, в результате которого экспансия хазар в Закавказье была остановлена на долгое время.
1240
После долгой осады монголо-татарские войска Батыя ворвались в Киев. Киев был разорен. Номинальная столица Руси перестала существовать.
В.Н. Шевяков образно описывает штурм города:
«С помощью китайских метательных машин монголы швыряли в город камни, брёвна, трупы людей, горшки с подожженным жиром, метали так называемый греческий огонь. Город пылал, обе стороны со страшным криком вступали в рукопашную схватку. Стены Киева содрогались под ударами тяжёлых таранов. Враги подкатывали к стенам города турусы (дощатые башни на высоких колесах), и сидевшие в них воины пускали в дома зажжённые стрелы, выскакивали на стены и падали под ударами русских; турусы разлетались в щепки, изрубленные острыми русскими секирами. Шум битвы не умолкал с утра до ночи, с ночи до утра, сутки за сутками».
Тараны, беспрестанно бившие по Лядским воротам уже несколько дней, проломили стены. Отныне исход битвы не вызывал ни у кого сомнений. Тысяцкий Дмитр, лично руководивший обороной города, был ранен. Монголы, тесня киевлян, ворвались в город. Медленно двигались вперёд захватчики, преодолевая валы и оборонительные сооружения.
«Киевляне обороняли каждый дом, каждую улицу. Только по трупам защитников древней столицы, задыхаясь в дыму пожаров, теряя множество воинов убитыми и ранеными, завоеватели продвигались вперёд»
, — так рисует В.В. Каргалов борьбу внутри города.
Последним очагом сопротивления стала Десятинная церковь, где укрылись все те, кто даже в этот безнадёжный и беспросветный миг отказался встать на колени перед завоевателями. Озверевшие монголы подкатили к церкви тараны и пороки, которые разрушили её. Церковь рухнула, похоронив под собой последних защитников города.
Как отмечает летописец, Бату-хан, восхищённый мужеством и патриотизмом Дмитра, которого заарканили с оружием в руках, приказал оставить его в живых.
Таким образом, 6 декабря Киев был взят монголами. Непосредственным следствием поражения стала утрата Киевом статуса центра Руси.
1346
Начало эпидемии "Черная смерть"
Эпидемия чумы, ставшей известной под названием "Черная смерть" началась на границе христианского и мусульманского миров, в Северном Причерноморье, где заканчивался Великий шелковый путь и начинался морской маршрут в Западную Европу. Чума разразилась в 1346 г. во время осады ханом Золотой орды Джанибеком города Кафа - генуэзской фактории на побережье Крыма. Самым ранним зафиксированным свидетельством о начале чумы стало небольшое сочинение итальянского автора Габриэле де Мусси 1348 года. Текст был найден около 1840 г. Августом Хеншелом, профессором университета Бреслау, в университетской библиотеке. Оно открывалось заглавием: “Incipit Ystoria de Morbo sive Mortalitate que fuit anno Domini MCCCXLVIII. Compilata per Gabrielem de Mussis” (Начинается история мора или великой смертности, которая случилась в год Господа 1348. Составлена Габриэле де Мусси).
Что известно об авторе этого сочинения? Итальянский историк Гаэтано Тонони в конце XIX в. обнаружил в архиве Пьяченцы серию нотариальных актов, составленных Габриэле де Мусси с 1308 по 1356 год. Его находка позволила приоткрыть завесу тайны над личностью Мусси. Он родился около 1280 г., работал нотарием В Пьяченце вплоть до конца жизни в 1356 г. Историки спорят присутствовал ли Габриэле де Мусси в Кафе во время осады. Архивы Пьяченцы содержат дела, подписанные Мусси, охватывающие период 1344 г. и первой половины 1346 г., что не исключает его поездки в Кафу в конце 1346 г.
Что же записал Габриэле де Мусси в своей страшной «Истории мора»? «В год Господа 1346, — сообщал пьячентинский автор, — в странах Востока, в землях татар и сарацинов распространилась необъяснимая болезнь, которая заканчивалась скорой смертью. Обширные страны всех частей света, бескрайние земли, великолепные царства, города, крепости и поселения, многолюдные и изобилующие богатствами, оказались сраженными повальной болезнью и чудовищным мором, стремительно обезлюдели и пришли в полный упадок. На Востоке, к Северу от Константинополя, находился город Тана. В нем по соглашению с татарами был огорожен квартал, где расположились итальянские купцы. Из-за какого-то конфликта между итальянцами и татарами, [этот квартал] был осажден, беспощадно разрушен и полностью опустошен...»
«Беглые христиане, — продолжал далее Габриэле де Мусси, — напуганные мощью татар, укрылись со своим имуществом и людьми на вооруженном корабле и устремились за крепостные стены города Кафы, которые в той местности некогда возвели генуэзцы. Но, ах, Боже! Орды нечестивых татар собрались отовсюду, окружили город Кафу, осадили несчастных христиан, и эта осада длилась три года. И там итальянцы, бесконечно терзаемые вражеским войском, едва могли переводить дух, когда в город прибывал корабль с продовольствием и помощью.»
«И вот тогда напал на татар мор, — взволнованно пишет пьячентинский автор, — их войско уменьшалось, каждый день теряя тысячи; в этом увидели стрелы, пущенные небом, дабы умерить гордыню татар; на их телах появлялись нарывы, на сгибах суставов, в паху образовывались бубоны, они лопались, источая гной, люди бились в лихорадке и испускали дух, и никакие советы и помощь врачей не давали облегчения...». Здесь с методической пунктуальностью врача-диагноста, составителя истории болезни, фиксировались жуткие симптомы бубонной чумы. Но что же было дальше?
«Татары, — подводил к роковому исходу Габриэле де Мусси — измученные таким бедствием и чумным мором, были столь обессилены и подавлены, что почувствовали обреченность на смерть без какой-либо надежды на спасение; и тогда они решили класть тела умерших на свои камнеметательные машины и забрасывать их через крепостные стены в город Кафу. Повсюду распространился невыносимый смрад, были видны горы мертвецов, от чего христиане не могли ни спрятаться, ни бежать, ни в силах освободиться, и было решено мертвецов предать морю, бросив их в волны. Вскоре весь воздух был заражен, вода отравлена, охвачена гниением, усиливая заражение; едва ли один из тысячи мог, бросив войско, бежать, но, будучи зараженным, он повсюду разносил заразу, заражая других людей и поселения. Так страшный мор обрушился на весь мир, и никто не знал, как найти путь к спасению. Великая смертность поразила китайцев, индусов, персов, мидийцев, курдов, армян, тарсийцев, кавказцев, месопотамцев, нубийцев, эфиопов, туркменов, египтян, арабов, сарацинов, греков и весь Восток.»
Многие исследователи считают, что татары в данном случае впервые в мировой истории использовали биологическое оружие. Зараженные трупы, брошенные в город вполне могли передать чуму. Контакт с зараженным материалом является известным механизмом заражения, например, среди 284 случаев чумы в Соединенных Штатах в 1970-1995 гг., для которых известен механизм заражения 20% заразились именно таким способом. Такая передача была особенно вероятна в Кафе 1346 г., где трупы при бомбардировке ими стен города сильно калечились, возможно, попадая в защитников города нанося им ранения и тем самым заражая. Жуткая картина летящих за городские стены сотен чумных трупов должно быть заставляла кровь стынуть в жилах. Но это ноу-хау не принесло хану Джанибеку успеха. Осада окончилась ничем, так как ослабленное болезнью татарское войско вынуждено было отступить.
Существуют и сомнения в возможности такого контагиозного распространения чумы в результате контактов с телами умерших, поскольку подлинным возбудителем чумы является чумная палочка Yersinia pestis, вирус, разносимый блохами, паразитирующими на черных крысах. Татарское войско, осаждавшее Кафу, находилось примерно на расстоянии одного километра от крепостных стен. В его расположении могли обосноваться черные крысы, а с ними и смертельно опасные блохи, разносчики инфекции. Однако ни крысы, ни тем более блохи не способны преодолевать такое большое расстояние. Камнеметные орудия, использовавшиеся в татарском войске, могли метать камни весом до 100 кг, и их требовалось приближать к стенам на расстояние 200 м, но это тоже — пояс непреодолимости для вируса.
Возможно, крысы могли оказаться в Северном Причерноморье с восточными караванами, прибывавшими из Китая по Великому шелковому пути, конечными пунктами которого в северных широтах были Тана и Кафа. Из этих портовых городов крысы могли мигрировать дальше в трюмах итальянских судов, разнося смертельную инфекцию дальше на Запад. Как бы там ни было "Черная смерть" выйдя из Кафы начинала свою страшную жатву в Европе, Габриэле де Мусси заканчивает свой рассказ.
«Так случилось, что среди тех, кто сбежал из Каффы на кораблях, было несколько моряков, которые были заражены ядовитой болезнью. Некоторые корабли пришли в Геную, другие отправились в Венецию и в другие христианские страны. Когда матросы добрались до этих мест и смешались с людьми, казалось будто они принесли с собой злых духов: каждый город, каждое поселение, каждое место было отравлено страшным мором, а их жители, как мужчины так и женщины, умирали вдруг, внезапно. И когда один человек заболел, он заражал всю свою семью. Даже когда он умирал те, кто готовится похоронить его тело, были охвачены смертью. Таким образом смерть входила в дома. В опустошенных городах жителям оставалось оплакивать своих мертвых соседей...»
1370
Началась осада Москвы литовскими войсками. Это была уже вторая попытка князя Ольгерда взять каменные стены Кремля.
1741
Произошел государственный переворот, в результате которого на российский престол взошла Елизавета Петровна, дочь Петра I. Этот переворот стал самым бескровным в истории России.
Елизавета Петровна была любимицей Петра I и, взойдя на престол, она решила продолжать политику отца. При ее правлении прошло много реформ, поменялась система налогообложения, произошел отказ от смертельной казни, строились начальные школы, Академия художеств и Московский университет.
В годы ее царствования в армию были возвращены петровские традиции, восстановлен флот. Победой завершилась война России со Швецией. Русские полководцы неоднократно выигрывали сражения во время Семилетней войны у Фридриха Великого. Россия утвердилась в качестве одной из ведущих европейских держав. Успехам в развитии хозяйства, культуры и внешней политики России способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бестужева-Рюмина и других.
1917
Парламент Финляндии принял решение об отделении из состава России и получении статуса независимого государства. 18 декабря 1917 года Постановлением СНК РСФСР было предложено «признать государственную независимость Финляндской республики».
1921
Великобритания заключила с Ирландией компромиссный англо-ирландский договор, в котором признала Ирландию как английский доминион под названием Ирландское Свободное государство. Северная Ирландия вошла в состав Великобритании. Однако 16 декабря того же года, в день ратификации договора Северной Ирландии и Великобритании, лидер ирландцев Имон-де Валера, бывший сторонник договора, неожиданно выступил категорически против воссоединения с Великобританией.
Это привело к ирландской гражданской войне 1922—1923 годов, в которой погибли руководители ирландской делегации на переговорах и главные сторонники договора Артур Гриффит и Майкл Коллинз. Гриффит умер после кровоизлияния в мозг, вызванного переутомлением, а Коллинз через несколько дней погиб в перестрелке. Все же в итоге победу в войне одержали сторонники договора, и через год после его подписания (6 декабря 1922 года) было провозглашено создание Ирландского Свободного государства.
Несмотря на вековую давность этих событий, их актуальность сохраняется и сегодня. Именно они инициировали продолжение нескончаемого конфликта, который выражался теперь в политическом и идеологическом противостоянии. Он продолжается по сей день в шести районах Северной Ирландии, входящих в состав Великобритании.
#даты


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев