Компании, способные запустить добычу полезных ископаемых, могут заработать миллиарды долларов, даже если до получения прибыли пройдут годы. Технологические прорывы в области запуска и исследования происходят с головокружительной скоростью. В США стартап Interlune из Сиэтла в сотрудничестве с промышленным производителем Vermeer из Айовы разрабатывает электрический лунный экскаватор, предназначенный для добычи гелия-3.
Их прототип может перерабатывать до 100 метрических тонн лунного грунта в час. Компания Interlune планирует в 2027 году провести миссию для подтверждения концентрации гелия-3, а в 2029 году запустить экспериментальную установку.
Космическая компания Astrobotic из Питтсбурга разрабатывает посадочный модуль «Гриффин-1» для транспортировки лунохода, разработанного калифорнийской компанией Astrolab, с целью анализа поверхности. Другой посадочный модуль под названием Nova-C, созданный компанией Intuitive Machines в Хьюстоне, предназначен для анализа лунного грунта и горных пород в рамках программы NASA «Призма». «Призма» — это научно-техническая инициатива, направленная на поддержку различных аспектов исследования Луны.
Тем временем эксперимент НАСА по добыче льда в полярных регионах 1 (Prime-1), который в этом году был доставлен на Луну посадочным модулем Intuitive Machines, продемонстрировал буровую установку Trident компании Honeybee Robotics на поверхности Луны. Trident не только бурит, но и извлекает образцы лунного грунта.
Гигантская ракета Starship компании SpaceX, обладающая большой грузоподъемностью и многоразовой конструкцией, могла бы доставить на Луну несколько крупных экспериментальных установок и снизить стоимость запуска на 250–600 долларов США (188–451 фунтов стерлингов) за кг. Если Starship преодолеет свои первые трудности, она может стать революционным решением, которое сделает экономически выгодными крупномасштабные миссии по созданию лунной инфраструктуры и добыче ресурсов.
В то время как инициативы США в области исследования Луны стали привычным явлением, в мире появляются новые политические и корпоративные игроки. Китай стремится осуществить высадку людей на Луну к 2030 году и планирует роботизированное строительство лунных баз в партнёрстве с Россией и другими странами. К 2035 году будет создана международная лунная исследовательская станция.
Австралийский луноход 2026 года будет использовать свой опыт в добыче полезных ископаемых для извлечения кислорода и сбора грунта на Луне, в то время как японская миссия Slim нацелена на точную посадку в районах, богатых ресурсами. В то же время японская компания ispace разрабатывает мини-луноход для исследования лунных ресурсов.
В ЕС в рамках программы «Аргонавт» разрабатывается первый лунный посадочный модуль ЕКА (Европейского космического агентства) с участием растущего числа промышленных предприятий по всей Европе. Эти миссии имеют решающее значение для сбора данных и определения возможностей, необходимых для понимания того, что на самом деле есть на Луне и как мы можем добывать полезные ископаемые.
Замороженные договоры
Тем не менее, несмотря на развитие технических возможностей, международно-правовая база, регулирующая использование Луны, очень ограничена и заморожена в эпоху холодной войны.Договор о космосе 1967 года установил, что космос не может быть объектом национального присвоения, но до сих пор ведутся споры о том, распространяется ли этот запрет на частные организации, добывающие ресурсы.
В статье I договора говорится, что разведка полезных ископаемых должна приносить пользу «всему человечеству», однако не предусматривается обязательный механизм распределения выгод. Таким образом, страны, проводившие разведку, сами решают, как и будут ли они вообще делиться выгодами.
Соглашение о Луне 1979 года было направлено на то, чтобы объявить лунные ресурсы «общим наследием человечества» и установить международный режим их использования. Это соглашение было ратифицировано лишь 15 странами, и ни одна из них не была космической державой. Концепция «общего наследия» вызвала яростное сопротивление со стороны промышленно развитых стран, которые считали, что она ограничивает их технологическое преимущество.
Национальное законодательство, а также другие виды соглашений заполнили этот вакуум. Принятый в США в 2015 году Закон о конкурентоспособности коммерческих космических запусков предоставил американским гражданам право добывать космические ресурсы. Люксембург, ОАЭ и Япония приняли аналогичные законы.Соглашения Артемиды 2020 года, которые представляют собой необязательные к исполнению договоренности между США и другими странами, предусматривают добровольную координацию между государствами-единомышленниками. Они устанавливают принципы деятельности на Луне, включая прозрачность и создание зон безопасности.
Однако они больше похожи на коалиционное соглашение, чем на универсальный закон. Четкие международные нормы в области прав собственности определят, какие страны получат выгоду. Нынешняя неопределенность выгодна в первую очередь тем, у кого есть более четкие нормы и преимущества первопроходцев, и указывает на упущенную возможность справедливого распределения выгод от использования космических ресурсов.
Погоня за прибылью вызывает первостепенные опасения с научной и экологической точек зрения. Астрономы предупреждают, что крупномасштабная добыча полезных ископаемых может помешать текущим исследованиям и сохранению лунной среды, что приведёт к необходимости разработки всеобъемлющих законов и нормативных актов для ответственного управления этой деятельностью.
Стремление ЕКА к хартии по нулевому мусору, которая, как оно надеется, получит глобальное признание к 2030 году, отражает растущее осознание того, что добыча полезных ископаемых и использование ресурсов в космосе должны идти рука об руку с ответственным поведением.
По мере ускорения темпов добычи полезных ископаемых и исследования Луны вопросы безопасности становятся всё более сложными и напряжёнными, что может привести к конфликтам между странами. Ценные лунные ресурсы, такие как водяной лёд и редкие металлы, сосредоточены в ограниченных и спорных регионах.
В отсутствие юридически обязывающих соглашений об управлении существует реальный риск дублирования требований, вмешательства в работу и даже прямой конфронтации. Зоны отчуждения и зоны безопасности вокруг горнодобывающих предприятий могут стать очагами споров о доступе, правах на ресурсы и коммерческих интересах.
Возможность конкурирующих систем управления, таких как «Соглашения Артемиды» и Договор о космосе, для урегулирования претензий может ещё больше повысить риск возникновения конфликта. Острая необходимость в международном сотрудничестве и прозрачных, справедливых системах управления очевидна.
Международное сообщество стоит на распутье. Технологии, позволяющие добывать ресурсы на Луне, появляются быстрее, чем ожидалось. У политиков и законодателей остаётся всё меньше возможностей для разработки и внедрения системы управления, которая будет идти в ногу с инновациями и растущим спросом на лунные ресурсы.
Обязательные к исполнению международные соглашения — особенно между крупными космическими державами, — в которых особое внимание уделяется принципам рационального использования, уточняются права доступа и поддерживается принцип общей выгоды от освоения Луны, — обеспечат превращение Луны в испытательный полигон для справедливого и устойчивого освоения космоса.
The Conversation
Комментарии 2