11 декабря 1977 космический корабль «Союз-26» прибыл на станцию «Салют-6» с целью ремонта стык-узла
Космонавтам Юрию Романенко и Георгию Гречко пришлось совершить первый за восемь лет советский выход в открытый космос, чтобы осмотреть стыковочный узел «Салюта-6» на повреждения.
Экспедиция «Союза-26» на орбитальную станцию «Салют-6» открыла новую главу в освоении космоса. Именно тогда были заложены основы долговременного пребывания человека на орбитальном комплексе, без которых сегодня были бы невозможны полугодовые вахты на МКС.
Пилотируемый космический корабль «Союз-26» с экипажем из двух космонавтов – Юрия Романенко и Георгия Гречко, стартовал 10 декабря 1977 года. На следующий день, 11 декабря, он совершил успешную стыковку со станцией «Салют-6», выведенной на околоземную орбиту за несколько месяцев до этого, в сентябре 1977 года.
«Салют-6» был первой советской станцией, оснащенной двумя стыковочными узлами, что открывало совершенно новые возможности: теперь к ней могли одновременно причаливать два корабля, что делало возможным дозаправку, смену экипажей и доставку грузов.
Состав экипажа «Союза-26» стал прямым следствием урока, преподанного прошлой неудачей: всего за два месяца до этого корабль «Союз-25» с двумя космонавтами-новичками не смог состыковаться со станцией и был вынужден вернуться обратно. Тогда Госкомиссия приняла решение обязательно назначать в состав основных экипажей хотя бы одного опытного космонавта. Это правило стараются соблюдать в нашей космонавтике уже почти полвека.
Экипажу «Союза-26» пришлось совершить первый за восемь лет советский выход в открытый космос, чтобы осмотреть стыковочный узел на повреждения. 20 декабря 1977 года Георгий Гречко в скафандре нового типа «Орлан-Д», созданном еще для лунной программы в 1960-х, провел наружный осмотр, в то время как Юрий Романенко страховал его, держа за ноги.
Узел оказался абсолютно исправен, однако выход, длившийся 1 час 28 минут, не обошелся без происшествий. Когда Гречко вернулся в шлюз, Романенко, не пристегнув страховочный фал, тоже высунулся наружу и начал неуправляемо отплывать. Конечно, улететь в космос он не мог бы, поскольку его соединяла со станцией прочная “пуповина” многопроводного кабеля, по которому осуществлялись электропитание систем скафандров, радиосвязь и передача телеметрии о работе систем скафандра и состоянии космонавта. Тем не менее, бортинженер ухватился за свободно болтавшийся фал и втянул командира обратно на борт.
Гречко и Романенко стали первыми советскими космонавтами, отметившими Новый год на орбите. 11 января 1978 года к станции, к которой уже был пристыкован «Союз-26», прибыл «Союз-27» с первой в истории экспедицией посещения.
Впервые на борту станции работали сразу четыре человека. Чтобы освободить узел для ожидаемого «грузовика», космонавты обменялись кораблями, после чего основной экипаж остался с более новым «Союзом-27», а «гости» вернулись на Землю на «Союзе-26». Сегодня это стандартная практика, которая используется на МКС.
22 января 1978 года к «Салюту-6» пристыковался первый в мире автоматический грузовой корабль снабжения «Прогресс-1», доставив более двух тонн грузов: топливо, воду, пищу, оборудование и многое другое. Позже была опробована и система утилизации отходов: загруженный мусором «Прогресс» отстыковался и сгорел в атмосфере. Такая логистическая цепочка стала прообразом современной системы снабжения МКС.
Экспедиция «Союза-26» завершилась 16 марта 1978 года. Юрий Романенко и Георгий Гречко, вернувшись на Землю на корабле «Союз-27», установили новый мировой рекорд продолжительности полета – 96 суток, превзойдя достижение американского экипажа станции «Скайлэб».
Комментарии 1