Михаил Иванович Погодин (13.10.1884 - 18.08.1969) – организатор народного образования, музейного дела и охраны памятников старины, этнограф, краевед, один из создателей клуба «Родина». Он родился в дворянской семье.
Его отец был крестником Н.В. Гоголя. Дед - писатель, археолог, публицист, академик Михаил Петрович Погодин – друг Александра Сергеевича Пушкина.
М.И. Погодин окончил юридический факультет и три курса медицинского факультета Московского университета. В 1911 году Погодин переехал в родовое имение матери в селе Гнездилово Ельнинского уезда Смоленской губернии. Он участвовал в работе земских образовательных учреждений, преподавал, заведовал народным образованием в Ельнинской земской управе.
Сохранились воспоминания сподвижников и друзей, близко знавших самого Михаила Ивановича и его деятельность.
Это ученик и продолжатель дела Петра Дмитриевича Барановского Александр Михайлович. Пономарев, художник и искусствовед Владимир Александрович Десятников.
С начала 1920-х годов Погодина связывала тесная дружба и сотрудничество с выдающимся земляком – архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, с которым Погодин совершил несколько научных экспедиций по изучению памятников Русского Севера и Верхневолжья. История формирования коллекции деревянной скульптуры в музее «Болдин монастырь» относится к 20-м годам XX века. В это время в массовом порядке ликвидировались на территории Смоленщины, да и по всей России, церковные общины и закрывались храмы.
Созданием древлехранилища в Болдинском монастыре Пётр Дмитриевич начал заниматься с мая 1921 года параллельно с организацией реставрационных работ на Трапезной палате и шатровой церкви Введения. Особую актуальность это начинание получило в связи с принятием 2 января 1922 года Советом Народных Комиссаров Декрета о ликвидации церковного имущества. Музей в Болдине создавался как филиал Государственного музея в городе Дорогобуже, директором которого в этот период был Николай Иванович Савин. 16 февраля 1923 года П.Д. Барановский познакомился с М.И. Погодиным, работавшим в то время в Ельнинском уезде и занимавшимся педагогической и музейной деятельностью. Он привлек его к фотографированию памятников как профессионального фотографа. В фиксации деревянной скульптуры участвовала и супруга Михаила Ивановича – Мария Андреевна.
К сожалению, в ноябре 1929 г. работу по фотофиксации пришлось прервать, потому что Болдин монастырь был лишен музейного статуса, его экспонаты были вывезены, а следы их навсегда потеряны. Через два месяца, в январе 1930 г., был арестован хранитель Болдина Семен Федорович Бузанов, погибший в заключении. Директор головного музея в Дорогобуже Николай Иванович Савин в 1931 г., спасаясь от ареста, покинул пост директора и уехал из Дорогобужа. В 1934 г. Петр Дмитриевич Барановский был осужден решением Коллегии ОГПУ по ст. 58 п. 10, 11 и провел три года в Сиблаге. М.И. Погодин в 1936 году был снят с работы как «по социальному происхождению чуждый элемент», над ним нависла угроза ареста. Судьбы защитников русской культуры переплетались с судьбами памятников.
Переехав в Москву, Погодин поступил на работу в Московский институт химического машиностроения им. Д.И. Менделеева, став организатором и заведующим (до выхода на пенсию в 1958 году) институтской библиотеки – ныне одного из лучших вузовских книгохранилищ Москвы, насчитывающего сотни тысяч томов научно-технической литературы, и обширного фонда книг по гуманитарным областям знаний. В состав библиотеки входит уникальное собрание керамики, в т. ч. майоликовые работы М. А. Врубеля, спасенные Погодиным в 1930-х годах. В МИХМе 8 мая 1964 года на вечере, организованном П.Д. Барановским и художником И.С. Глазуновым, создан молодежный клуб любителей истории и древнерусского искусства «Родина», ставший предвестником Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). В 2001 году библиотеке МИХМа (ныне МГУИЭ) присвоено имя М. И. Погодина.
На фотоснимках коллекции М.И. Погодина запечатлены церковные скульптуры из храмов Дорогобужа, Дорогобужского и Ельнинского районов Смоленской губернии. Здесь представлены Распятия, фигуры Николая Чудотворца, Богоматери, Параскевы Пятницы, ангелов. Также есть фотографии интерьеров храмов с резными иконостасами, часовен и каплицы с резными скульптурами. Эта коллекция малоизученной провинциальной западнорусской пластики несет на себе признаки множества влияний – от барокко и классицизма до наивного лубка, от католической скульптуры соседних Польши и Германии до русской иконы.
К сожалению, в 1930-е годы большая часть скульптур безвозвратно погибла. Остались только эти фотографии, сделанные музейными работниками М.И. Погодиным и Н.И. Савиным. Из уничтоженной коллекции Болдина монастыря из более чем 200 экспонатов произведения запечатлены на 50 фотографиях.
Комплект фотографий храмовой скульптуры, видимо, существовал в нескольких экземплярах. 40 из них хранится в фонде П.Д. Барановского в Музее архитектуры имени Щусева в Москве.
#ЭнциклопедияДорогобужскийКрай


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев