Как только забудется - и мира не станет» Май Данциг.
Май Данциг «И помнит мир спасенный» 1975-85 гг. Коллекция «Русское искусство», Лондон, Англия.
Май Вольфович Данциг (бел. Май Вольфавіч Данцыг; 1930 - 2017) - советский и белорусский живописец-монументалист. Окончил в 1952 году Минское художественное училище, в 1958 году — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1958 года преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне Белорусская государственная академия искусств). С 1980 года — профессор. Писал портреты Анатолия Аникейчика, Алеся Адамовича, Василя Быкова, Алексея Косыгина, Михаила Суслова и многих других современников.
Рафаэль Санти "Сикстинская мадонна" 1514 г. Дрезденская картинная галерея, Германия.
Рафаэль Санти да Урбино (итал. Raffaello Santi da Urbino; 1483 - 1520) - итальянский художник, живописец, рисовальщик и архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы. Один из представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или «римского классицизма» начала XVI века. Он прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма, сумев соединить вечные, восходящие к античности, представления о красоте и новое христианское мироощущение. С 1501 года Рафаэль учился и работал в мастерской Пьетро Перуджино в Перудже (Умбрия). Затем он выработал свой стиль живописи. Историческая заслуга Рафаэля состояла в том, что в своём искусстве он связал в одно целое два разных мира — мир христианский и мир классический». «Сикстинская Мадонна» — одна из знаковых картин в творчестве Рафаэля, его визитная карточка. Сегодня она хранится в Дрезденской галерее, куда попала в 1754 году при короле Августе III. Однако почти десять лет работа провела в СССР. Дело в том, что в феврале 1945 года Дрезден был превращен в пыль бомбардировкой американской и английской авиации. Но галерея была к тому времени эвакуирована, заминирована и спрятана немецкими войсками. В мае того же года советские войска нашли картины, в том числе «Сикстинскую Мадонну», в товарном вагоне в заброшенной каменоломне. Вместе с другими немецкими сокровищами, в том числе троянским «золотом Шлимана», они были вывезены в СССР.
Юлия Трузе-Терновская «Встреча с Рембрандтом» (Спасение картин Дрезденской галерии) 1958 г. Частная коллекция.
Юлия Николаевна Трузе-Терновская (1917 - ?) – художник, график. Обучалась во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1934–1939) в мастерской Рудольфа Френца. Вместе с академиком живописи В.Н. Яковлевым в 1954 году восстанавливала панораму «Оборона Севастополя». Написала ряд картин на революционную и военную тему. Много работала в жанре натюрморта, портрета. Работы находятся во многих музеях России и за рубежом, в частности, в Ивановском художественном музее, в Военно-историческом музее в С-Петербурге, в Пензенской картинной галерее. По личному указанию маршала Конева и стараниями лейтенанта Рабиновича была создана группа, которой поручили расшифровку карты и поиск тайников. 9 мая 1945 года в 30 км от Дрездена был обнаружен заминированный вход в старую каменоломню. После того, как саперы выполнили свою работу, группа советских солдат смогла войти внутрь. В темном тоннеле стоял обычный товарный вагон, доверху набитый бесценными полотнами - Рубенс, Рембрандт, Тициан, Вермеер..
Юлий Ятченко «С мечтой о мире» (Спасение шедевров Дрезденской галереи в 1945 г.) 1959 г. Запорожский художественный музей, Украина.
Юлий Николаевич Ятченко (1928 - 2020) — советский и украинский художник. В 1953 году окончил Киевский художественный институт, учителями были М. Шаронов и С. Григорьев. С 1963 года поступил на работу в Альма-матер на кафедру рисунка. В 1979 году получил звание профессора. Работал в области станковой живописи. Работы художника экспонируются в музеях Киева, Донецка, Запорожья, Чернигова, Харькова, а также хранятся в частных собраниях.
Михаил Володин «Спасение картин Дрезденской галереи» 1972-1978 гг. Каширский краеведческий музей
Володин Михаил Филиппович (1912-1987) – художник. В 1934-38 гг. учился в подготовительных классах российской Академии художеств в Ленинграде у А.Д.Зайцева и В.М.Орешникова. В 1938 г. Володин стал студентом Московского государственного художественного института им. Сурикова, учился у С.В.Герасимова, А.А.Осмеркина, И.И.Чекмазова. В 1945 году в числе членов бригады художников выполнял особое задание Советского правительства, участвовал в спасении картин Дрезденской галереи. Картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Центральном музее Советской Армии, Музее МВД СССР, в музеях Симферополя, Якутска, Смоленска, Казани, Выборга, Ульяновска, Охты и др. городов России и СНГ, в музеях Италии, Сша, а также в частных коллекциях Германии, Чехословакии, Китая, Италии, Франции, Великобритании и США.
Корнецкий Михаил Владимирович «Спасённая Мадонна» 1985 г. Третьяковская галерея, Москва.
Михаил Владимирович Корнецкий (1926 – 2005) – живописец и педагог. Не имея предварительной художественной подготовки, Корнецкий не смог тем же летом поступить в Латвийскую академию художеств (ЛАХ). Но, проявив рвение и настойчивость, был зачислен на первый курс Отделения живописи Академии в феврале 1952 года. Корнецкий исполнял множество художественных заказов, поступавших к нему со всего Советского Союза, его работы часто репродуцировались во всесоюзных журналах. В 1963 году Корнецкому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. Писал людей труда, коммунистов, представителей интеллигенции. Важное место в его творчестве занимала тема войны – Великой Отечественной и Гражданской. В течение 10 лет картины, спасенные из Дрезденской галереи в 1945 году хранились и реставрировались в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1955 году Дрезденской галерее было возвращено 1240 картин. Первоначально экспозицию в Дрездене предваряла памятная табличка, рассказывающая, что сокровища Дрезденской галереи были спасены Советской армией.
Величественное и пронзительное полотно Мая Данцига «И помнит мир спасенный...» не просто историческая картина, это крик о важности памяти. На фоне руин войны, среди фигур солдат-освободителей, художник поместил спасенную ими Сикстинскую Мадонну ,как символ всего, что удалось защитить от фашистского варварства.Вместе с картиной прозвучала и главная мысль художника: «Спасенному миру главное - помнить. Как только забудется - и мира не станет».Смотря на эту картину сегодня, в XXI веке, когда в мире снова бушуют войны, становится невыносимо горько. Кажется, что человечество, несмотря на страшный урок Великой Победы, страдает болезнью короткой памяти.Мы забыли, какую невообразимую цену заплатили за мир. Забыли, что война – это не парады и лозунги, а миллионы загубленных жизней, слезы, пепел и разрушение. Забыли, что величайший подвиг – это не победить в войне, а не дать ей начаться снова.Картина Данцига - это горькое напоминание: каждый новый конфликт, каждая новая кровь, проливаемая за ложн...ЕщёВеличественное и пронзительное полотно Мая Данцига «И помнит мир спасенный...» не просто историческая картина, это крик о важности памяти. На фоне руин войны, среди фигур солдат-освободителей, художник поместил спасенную ими Сикстинскую Мадонну ,как символ всего, что удалось защитить от фашистского варварства.Вместе с картиной прозвучала и главная мысль художника: «Спасенному миру главное - помнить. Как только забудется - и мира не станет».Смотря на эту картину сегодня, в XXI веке, когда в мире снова бушуют войны, становится невыносимо горько. Кажется, что человечество, несмотря на страшный урок Великой Победы, страдает болезнью короткой памяти.Мы забыли, какую невообразимую цену заплатили за мир. Забыли, что война – это не парады и лозунги, а миллионы загубленных жизней, слезы, пепел и разрушение. Забыли, что величайший подвиг – это не победить в войне, а не дать ей начаться снова.Картина Данцига - это горькое напоминание: каждый новый конфликт, каждая новая кровь, проливаемая за ложные идеалы, доказывает, что пророчество художника сбывается.Память – это наша единственная защита от повторения прошлого. Пока мы не признаем этот урок, мы обречены возвращаться в кровавый кошмар.
Комментарии 1