Предыдущая публикация
село Комсомольское 1565Владимир Бахматов

село Комсомольское 1565

9 декпредложил 
Владимир Бахматов

Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело .

Осень, промозглая и поздняя, окутала всё вокруг серым покрывалом. Идём к старому кладбищу деревни Полевой Сундырь, навстречу пронизывающему холодному ветру, который ворошит высокую пожухлую траву и волосы на голове. Вдали, среди древних могил, заросших травой и кустарником, и кое-где стоящих покосившихся крестов, виден надгробный гранитный памятник в виде стилизованного столба с раскрытой книгой наверху. Возможно, по аналогии с надгробием Ильи Николаевича Ульянова на кладбище Покровского мужского монастыря в Ульяновске, представляющим собой аналой с раскрытым Евангелием, который венчал небольшой право-славный крест, но его утратили и раскрытую книгу какое-то время трактовали как символ просвещения. Восстановили крест после реставрации в 1956 году.
.
А этот памятник перед нами словно маяк в тумане времени, хранящий память о том, кто ушёл, но оставил неизгладимый след в истории. Стоит он на могиле уникального педагога Ивана Яковлевича Зайцева – одного из основоположников чувашской советской школы, первого Героя труда из чувашских учителей, краеведа, метеоролога, статистика.
.

Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583146104
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583177592
.
«Зайцев Иван Яковлевич 1860.11.24 – 1948.09.19. Народному учителю, Герою Труда», - читаем эпитафию. И стоим у могилы, чтобы почтить память человека, который посвятил свою жизнь просвещению и развитию чувашского народа. Это пробудило глубокое уважение и благодарность к его наследию, позволило не только услышать о нём, но и лично прикоснуться к его истории, сделав день памяти более личным и значимым. Осознавая, каким колоссальным и разносторонним человеком был Иван Яковлевич, находясь под ярким, эмоциональным впечатлением от вечера памяти «Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело», посвящённого 165-летию со дня его рождения, который прошёл 25 ноября 2025 года в Нюргечинской средней школе.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583217784
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583232120
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583278968
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583299192
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583341688
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583371128
.
Мероприятие было организовано муниципальным архивом в рамках специальной программы сохранения памяти о знаменитых земляках, прославивших своим трудом наш родной край, малую родину. Сотрудники архива в содружестве с краеведами провели огромную творческую, исследовательскую работу. Была подготовлена выставка документов, фотографий, хранящихся в личном архиве правнука Игоря Милославовича Зайцева, ныне проживающего в доме прадеда в деревне Полевой Сундырь.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583446392
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583452024
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583465592
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583479672
.
Богатый материал для презентации и выставки был представлен краеведом Виталием Семёновичем Хораськиным.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583376504
.
Учащиеся, учителя, краеведы, ветераны, принявшие участие в вечере памяти получили неизгладимые впечатления и представления, насколько многогранной и насыщенной была жизнь, не побоюсь этого слова – великого педагога Ивана Яковлевича Зайцева.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583392120
.
Иван Яковлевич родился 24 ноября 1860 года в деревне Новое Булаево Тетюшского уезда (ныне Яльчикского района Чувашии) в семье бедного крестьянина. Был старшим ребёнком. Свой благородный путь просвещенца начал в 8 лет, когда пошёл в Байдеряковскую земскую школу, проучившись в которой 4 года, в 12 лет, в 1872 году стал помощником учителя в младшем отделении Тетюшского уездного училища. За год работы Иван получил от земства 12 рублей, которые отец потратил на одежду ему и на домашнее хозяйство.
.
Весной в хозяйстве отца пала лошадь, и он отдал сына пасти гусей около реки Малая Була, где было засеяно просо. Сам он нанялся в караульщики, чтобы накопить денег на нового коня. Сидя в одиночестве на берегу и приглядывая за гусями, Иван мечтал стать учителем. К концу августа, когда просо убрали, он ощутил свободу, вместе с тем осознал, что к тому времени его счастливые товарищи уже собрались учиться в Казанской учительской семинарии или Симбирской центральной чувашской школе. Зная о мечте Вани, окончить чувашскую школу и стать учителем на селе, они жалели его, звали вместе с ними отправиться в город. Но отец был непоколебим, хозяйство надо было поднимать - он и слышать не хотел, когда сын просился отпустить его учиться.
.
Осенью 1873 года Иван вопреки воле отца решил тайно сбежать в город, чтобы стать учителем. Сказал об этом матери. Она, поплакав, благословила его, дала хлеба, десяток яиц и полотенце. И утром, положив в его карман 50 копеек, проводила до околицы.
.
Представляете, каково это было матери, отпускать свою кровиночку в самостоятельную жизнь в таком возрасте? А каково в те времена было 13-летнему мальчику идти за своей мечтой? Это был не просто шаг, это был прыжок в неизвестность, полный надежд и страхов. Мать, стоя у дороги, смотрела вслед уходящему сыну, в сердце которого жила надежда на лучшее будущее. Пожалуй, её слёзы были не только от грусти разлуки, но и от гордости за его смелость и решимость. Сколько в ней было веры в сына и то, что этот путь приведёт его к успеху и счастью, и что однажды он вернётся, полный новых знаний и опыта.
.
Иван, шагая по пыльной дороге, наверное, чувствовал, как сердце бьётся быстрее. В его кармане были скудные съестные припасы, но в душе — пламенная мечта, которая вела его вперёд. Он знал, что впереди ждут трудности, но вера в себя и желание учиться придавали ему сил. Каждый шаг приближал его к цели, к тому, чтобы стать тем, кем он всегда мечтал быть — учителем, несущим свет знаний в мир. Шёл он два дня и 25 сентября 1873 года оказался в городе Симбирск. Переночевал на постоялом дворе и утром нашел Центральную чувашскую школу на Кирпичной улице.
.
Его товарищи очень обрадовались его приходу, и пошли доложить об этом заведующему школой В. А. Калашникову, который вскоре вышел к нему. Со слезами Иван рассказал о своём бегстве из дома и в ноги поклонился, просил принять его в школу. «Я всё равно домой обратно не пойду: отец запорет меня за моё бегство, а отец мой был очень строгий и я боялся его, как огня», - впоследствии записал Иван Яковлевич свои слова, вспоминая этот эпизод своей жизни. И хотя занятия начались две недели назад, пришедшие после обеда попечитель школы Горбунов и инспектор Ульянов пожалели мальчонку и приняли в школу. «Радости моей не было предела – наконец смогу получить звание учителя», - ликовал Иван.
.
Проучился он в Центральной чувашской школе два с половиной года, которые ему казались самыми счастливыми. Учителя его любили за отличные успехи. Даже на каникулах домой он не возвращался – боялся наказания отца. Оставался при школе, работал на огороде и в мастерской, учился сапожному и токарному ремеслу.
.
Перед рождественскими каникулами стало известно, что ученики из Тетюшского уезда должны платить 30 рублей в год за содержание в школе, так как земство отказалось давать пособие Чувашской школе, и те, кто не мог платить, должны были уйти. У Ивана средств не было. Он, покинувший свою деревню без разрешения родителей, не мог вернуться туда, и вынужден был отправиться на поиски работы.
.
Не имея ни крова, ни пищи, на третий день скитания по улицам Симбирска, нашел работу в лавке мещанки Зеленцовой - пришлось полгода жить тяжёлым трудом, терпеть оскорбления, унижения и наказания. Затем, вновь подыскивая работу, он попал в гостевой дом Н. Д. Эбулдина, где счастливо прожил год, преподавая гимназистам-постояльцам. Вскоре брат хозяина мировой судья М. Д. Эбулдин, приехав из Буинска в Симбирск по делам, забрал Ивана к себе для обучения письмоводству. У него он прожил год и в надежде поменять свою жизнь, обратился к присяжному поверенному о поиске работы и вскоре получил предложение о работе в транспортной конторе, но когда добрался туда, место уже было занято, и вернулся к прежнему хозяину Н. Д. Эбулдину.
.
Через месяц нашел работу письмоводителя судебного пристава. Так прошло три года. Когда судебный пристав вышел в отставку, Иван Яковлевич опять остался не удел. Но по его рекомендации получил должность в Нижнем Новгороде в конторе пароходства. Через год вернулся в деревню Булаево для отбывания воинской повинности. В призыв 1881 года, как льготный по семейному положению, Зайцев был зачислен в ратники ополчения.
.
После службы вернулся в деревню и решил остаться среди чуваш. В 1882 году сдал экзамен на звание учителя и был назначен вторым учителем в село Кушниково на Волге Чебоксарского уезда. Наконец-то его мечта сбылась. «Я всегда высоко ценил работу в школе, - говорил Иван Яковлевич. – Учащиеся – мои друзья, а школа – верная жена. С этого дня я мог гордо заявить, что я человек-работник».
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583502712
.
Какой силой воли и целеустремлённостью обладал Иван Яковлевич Зайцев, что, несмотря на все материальные трудности, тяжёлый труд и унижения, его вера в себя и страсть к знаниям не угасали. Они стали его путеводной звездой. Каждая преграда, каждое испытание приближали его к мечте — стать учителем. В итоге, пройдя через множество препятствий, он достиг своей цели, став педагогом, посвятил свою жизнь просвещению.
.
Вы только посмотрите его послужной список:
• с 24 сентября 1882 года по 14 октября 1883 года - Кушниковское земское училище Чебоксарского уезда.
• с 14 октября 1883 года по 20 сентября 1884 года - Большешемякинское земское училище Тетюшского уезда.
• с 20 октября 1884 года по 10 сентября 1886 года Новотинчуринское земское училище Тетюшского уезда.
• с 10 сентября 1886 года по 5 сентября 1899 года - Большетаябинская земская школа Тетюшского уезда.
• с 5 сентября 1899 года по 1942 год - Полевосундырская земская школа Тетюшского уезда.
.
Противоречивая информация в разных источниках об окончании педагогической деятельности Ивана Яковлевича, где-то пишут 1936, в другом месте – 1942 год. И если взять за основу последнюю дату, получается, что учительский стаж его составляет 60 лет! Представляете? Он никогда не прогуливал и не болел. Шесть десятилетий, тысячи грамотных крестьян и специалистов, сотни учителей, учёных, руководителей и активная общественная деятельность. За годы своей жизни, Иван Яковлевич поистине оставил о себе доброе имя. Среди его учеников — М. Андреев профессор, А. Голубев инженер, В. Вишняков финансист, учителя П. Шатилов, И. Салмин, И. Ласточкин, З. Быков, В. Вишнев, К. Сорокин и многие другие уважаемые люди.
.
И это не просто цифры и имена, это целая жизнь, посвящённая просвещению и воспитанию. Каждый год, каждый урок — это вклад в будущее, в развитие целого народа. Иван Яковлевич не просто учил, он вдохновлял, открывал двери в мир знаний, помогал найти свой путь. Его преданность делу, его любовь к ученикам — это пример для всех нас.

Эти 60 лет — это не только годы работы, это история, полная труда, терпения и любви к своему призванию. И каждый из тех, кого он обучил, нёс в себе частичку его души, его мудрости, его стремления к лучшему.
.
И если бы он просто учил. А ведь ему до всего было дело. Вскоре после назначения учителем он познакомился с инспектором Е. К. Магницким, изучавшим этнографию чуваш, и членом общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Соловьевым. И по их совету Зайцев с 1880-х годов тоже начал работать по археологии и этнографии. Вскоре свет увидели его многочисленные работы, в которых он описал множество памятников и опубликовал в «Трудах общества археологии, истории и этнографии», в том числе о найденном им надгробном памятнике на могиле Шатьман-бике Ибрагимовой. Одной из исследовательских работ Ивана Яковлевича является «Жизнь и быт чуваш в этнографическом и юридическом отношении». В 1892 году он написал очерк о селе Большая Таяба. В нём подробно описал историю деревни, открытие школы и церкви, жизнь и быт ее жителей, план деревни. В эти же годы Иван Зайцев изучил древние крепости близ деревень Большое Шемякино и Степановка, которые были расположены по берегу реки Свияга. С 1884 года Иван Яковлевич был членом-корреспондентом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Работами исследователя И. Я. Зайцева очень интересовались, благодарили за описание развалин старинных городов Тетюшского уезда, пригласили участвовать и в работе Московского общества археологов. По настоящее время эти работы хранятся в библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета. Он оставил воспоминания и о Симбирской чувашской школе, И. Я. Яковлеве, И. Н. Ульянове и других.
.
Иван Яковлевич Зайцев встречался и переписывался с революционером, соратником и женой В.И. Ленина Надеждой Константиновной Крупской. Одно из писем, написанное им в 1937 году, приводится в книге немецкого исследователя Б. Орса-Койдановской «Интимная жизнь Ленина: Новый портрет на основе воспоминаний, документов, а также легенд» (Минск: БАДППР, 1994, С. 9-11). Н. К. Крупская получила письмо от чуваша – учителя Полево-Сундырской неполной средней школы Батыревского района Чувашской АССР – Ивана Яковлевича Зайцева. Тогда ему было 77 лет. На его письмо к Крупской обратила внимание Бронислава Орса-Койдановская:
«…Иван Яковлевич Зайцев рассказывает, как однажды в первый год его пребывания в школе, на урок арифметики пришел Илья Николаевич Ульянов. Он вызвал его к доске: Зайцев хорошо решил и объяснил задачу. Илья Николаевич сказал: «Хорошо, иди на место!»
«После обеда, - рассказывает в своем письме Иван Яковлевич, - ученикам была дана самостоятельная письменная работа-сочинение. Учитель задал тему «Впечатление сегодняшнего дня». При этом он объявил, что мы можем писать о любом случае из своей школьной жизни, которой сами считаем особенно важным. Одним словом, о чем угодно.
Все ученики на несколько минут призадумались, подыскивая подходящую тему. Некоторые вспомнили довольно смешные случаи из школьной жизни, а другие старались выдумывать из головы. Мне не пришлось долго искать тему, так как у меня не выходило из головы посещение урока математики директором Ильёй Николаевичем и его объяснение плана решения задачи. Я и решил писать об этом.
Я написал: «Сегодня, в 9 часов утра, во время урока математики, пришел к нам г. директор, Илья Николаевич. Вызвали меня к классной доске и задали задачу, в которой несколько раз повторялось слово «гривенник». Я записал задачу, прочитал ее и стал планировать ход решения. Г. директор, Илья Николаевич, задал мне наводящие вопросы, и тут я заметил, что Илья Николаевич чуточку картавил и слово «гривенник» выговаривал «ггивенник». Это врезалось мне в голову и заставило думать: «Я ученик, и то умею правильно произносить звук «р», а он, директор, такой большой и ученый человек, не умеет произносить звук «р», а говорит «гг».
Далее я писал о кое-какой мелочи и на этом кончил сочинение. Дежурный собрал тетради и сдал учителю, В. А. Калашникову.
Через два дня, после обеда, на уроке должно было быть изложение прочитанной статьи. Нам раз-дали наши тетради. Все бросились смотреть отметки. Одни радовались, другие так себе, не высказывали ни радости, ни горя.
Учитель Калашников умышленно оставил мою тетрадь у себя. Потом, швырнув мне тетрадь в лицо, с возмущением сказал: «Свинья!».
Я взял тетрадь, раскрыл ее и увидел, что моё сочинение перечёркнуто красным крестом, а в конце его стоит отметка «0» - ноль. Потом подпись. Я чуть не заплакал. Слёзы выступили из глаз. Я от природы был прост, наивен, впечатлителен и правдив. Таким я и остался на всю жизнь.
Во время письменной работы в класс вошел Илья Николаевич. Поздоровались и продолжали рабо-ту. Илья Николаевич ходил между партами, кое-где останавливался, наблюдая за работой. Дошёл и до меня. Увидел на моём прошлом сочинении красный косой крест и отметку ноль, положил одну руку мне на плечо, другой взял мою тетрадь, стал читать. Читает и улыбается. Потом подозвал учителя, спросил: «За что вы, Василий Андреевич, наградили этого мальчика орденом красного креста и огромнейшей картошкой? Сочинение написано грамматически правильно, последовательно, и нет здесь ничего выдуманного, искусственного. Главное – написано искренно и вполне соответствует данной вами теме».
Учитель замялся, сказал, что в моём сочинении есть места, не совсем удобные для начальствующих, что будто он… Директор И. Н. Ульянов, не дав ему договорить, перебил его и сказал: «Это сочинение – одно из лучших. Читайте заданную вами тему: «Впечатление сегодняшнего дня». Ученик написал именно то, что произвело на него наибольшее впечатление во время прошлого урока. Сочинение отличное». Потом он взял мою ручку и в конце сочинения написал: «Отлично» - и подписался «Ульянов».
Этот случай я никогда не забуду: его нельзя забыть. Илья Николаевич доказал, насколько он был добр, прост, справедлив».
.
В семейном архиве потомков как реликвия хранится фото Н.К. Крупской с автографом и поздравлением с 55-летием педагогической деятельности Ивана Яковлевича и её ответ на письмо.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583589240
.
Просто неимоверно большую работу проводил Иван Яковлевич вне школы, принося пользу государству и населению. С 1893 года он стал статистиком Казанского губернского земства, выполняя важные работы по переписям населения и промышленности. По поручению Центрального статистического управления 5 лет обследовал крестьянский бюджет (гнездовое обследование), и выполнял другие статистические работы.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583595128
На фото: партия агентов Оценочного Бюро Казанского губернского земства, участвовавших в экспедиционном статистическом исследовании лесов, земель и имущества, принадлежащих сельским общинам, частным лицам, казне для переоценки их в уездах – Чебоксарском, Свияжском, Царево-Кокшайском (ныне Йошкар-Олинском), 1901 год.
.
В 1897 году за активное участие во Всероссийской переписи населения Иван Яковлевич награжден медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения», в 1902 году – за труды по сельскому хозяйству и статистике – серебряной медалью, за работу в области народного просвещения - бронзовой медалью.
.
Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров ЧАССР 30 мая 1927 года Центральное статистическое управление выразило Ивану Яковлевичу благодарность за 45 лет бескорыстной добровольной работы по статистике, присудило денежную награду 48 рублей и удостоило звания квалификационного статистика. Как выдвиженец он работал волостным статистиком Ново-Шимкусской волости, а по упразднению волостей – в качестве статуполномоченного при Полево-Сундырском сельсовете.
.
В 1895 году в селе Большая Таяба Иван Яковлевич открыл первую в Тетюшском уезде метеорологическую станцию, данные с которой передавались в Казанскую обсерваторию и Главную географическую обсерваторию в Санкт-Петербурге. После перехода на работу в Полевосундырскую школу, такую же метеорологическую станцию он создал и там. В 1906 году он стал корреспондентом Главной физической обсерватории и обладателем серебряной медали, в 1907 году – значка за ценные метеорологические наблюдения. Главная географическая обсерватория в г. Санкт-Петербург в 1913 году за организацию метеорологической станции II разряда и за метеорологические наблюдения наградила Ивана Яковлевича бронзовой медалью.
.
И.Я. Зайцев на метеорологической станции
И.Я. Зайцев на метеорологической станции
.
В период работы в Полевосундырской школе Иван Яковлевич Зайцев построил новую школу. Видя, что население нуждается в агротехнической грамотности, в каникулярное время обучился на месячных курсах по садоводству, огородничеству и пчеловодству Казанского земледельческого училища, заложил пришкольный участок с садом и огородом, огородив их на свои средства. И щедро дарил саженцы, деревца, молодые кустики, всем, кто пожелает. Вёл практические занятия с учащимися по садоводству и огородничеству, за что получил от земства благодарность и денежное вознаграждение. Иван Яковлевич приучил крестьян сажать капусту – главный продукт питания крестьян после картофеля, и много других овощей.
.
И.Я. Зайцев с учениками на фоне построенной им школы
И.Я. Зайцев с учениками на фоне построенной им школы
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583641720
.
Много труда Иван Яковлевич вложил в кооперирование населения. Ещё за 14 лет до революции участвовал в организации общества потребителей в селе Малые Яльчики, где он работал членом ревкомиссии. После Октябрьской революции по его инициативе были открыты потребительские об-щество в с. Н. Шимкусы, в д. П. Сундырь и других. Организовал в с. Н. Шимкусы кредитное товарищество, где был председателем и счетоводом, за неимением опытных специалистов.
.
В 1920-1922 годах работал инструктором по внешкольному образованию и тогда же в Полевом Сундыре открыл детский сад, культурно-просветительский кружок молодёжи.
.
В 1929 году в деревне Полевой Сундырь организовал сельхозкредитное товарищество «Коммунар». В 1931 году это товарищество преобразовали в сельхозартель, колхоз «Коммунар», в организации которой принимал самое активное участие и где был председателем ревизионной комиссии. Было организовано немало сельских организаций, и ячеек: птичья артель, противотрахомная ячейка, пожарная дружина, местные организации Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), Российского общества Красного Креста (РОКК). Иван Яковлевич неоднократно избирался членом районного и сельского Советов и других организаций. Как в дореволюционные годы, так и после был председателем местного комитета союза работников просвещения.
.
Иван Яковлевич Зайцев с молодыми учителями Батыревского района, уроженцами деревень Полевой Сундырь, Нюргечи, Полевое Шептахово, середина 1930-х гг.
Иван Яковлевич Зайцев с молодыми учителями Батыревского района, уроженцами деревень Полевой Сундырь, Нюргечи, Полевое Шептахово, середина 1930-х гг.
Иван Яковлевич Зайцев с педсоставом Полевосундырской начальной семилетней школы, 1 сентября 1936 года
Иван Яковлевич Зайцев с педсоставом Полевосундырской начальной семилетней школы, 1 сентября 1936 года
.
Благородный труд педагога-ульяновца Ивана Яковлевича Зайцева на протяжении всей его учительской деятельности неоднократно оценивался по достоинству. Он получал награды от земства, включая денежные премии и пособия на образование детей. В 1908 году, когда исполнилось 25 лет его педагогической деятельности, ему вручили 100 рублей. В 1916 году он удостоен серебряной медали в честь 50-летия земства.
.
13 ноября 1924 года за успешную 40-летнюю работу педагогом Чувашский облпрофсовет присвоил Ивану Яковлевичу Зайцеву звание «Герой труда». 11 июля 1930 года постановлением IV сессии Чувашского центрального исполнительного комитета за успехи в многолетней педагогической деятельности Ивану Яковлевичу второй раз было присвоено почетное звание «Герой Труда».
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583712120
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583717752
Копии решений о присвоении звания «Герой Труда»
.
Для справки: звание «Герой Труда» стало активно использоваться в Советской России с 1921 года — тогда грамоты с этим словосочетанием начали вручать передовым рабочим с большим трудовым стажем. Присвоение производилось губернскими Советами профсоюзов по представлению рабочих собраний. 27 июля 1927 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О героях труда», которым было учреждено почётное звание «Герой Труда». Звание присваивалось в СССР «лицам, имеющим особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы, проработавшим в качестве рабочих или служащих не менее 35 лет». После учреждения 27 декабря 1938 года звания «Героя Социалистического Труда» присвоение звания «Герой Труда» было прекращено. Исторически и фактически так сложилось, что звание «Герой Социалистического Труда» стало преемником звания «Герой Труда».
.
Иван Яковлевич принимал активное участие во всех политико-экономических кампаниях. Будучи председателем сельского штаба по ликвидации неграмотности и малограмотности работал по-ударному и добился по Полево-Сундырскому сельсовету сплошной грамотности и 1 мая 1932 года Иван Яковлевич был удостоен звания «Ударника-просвещенца». В 1932 г. в честь 50-летия учительской работы он был премирован деньгами в сумме 900 рублей. В 1939 году в числе 40 учителей Чувашской АССР Иван Яковлевич Зайцев награждён медалью «За трудовое отличие» за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и коммунистического воспитания детей сельской школы.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583745656
На фото: 28 июня 1939 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве Михаил Иванович Калинин, председатель Верховного Совета СССР вручил государственные награды педагогам со всей страны. Среди награжденных были наши земляки Иван Яковлевич Зайцев (в центре рядом с М.И. Калининым во втором ряду четвёртый слева) и, так же как и Иван Яковлевич, с громадным трудом пробившая себе при царизме путь в учительницы, тогда депутат Верховного Совета СССР и председатель Комсомольского райисполкома Ольга Тихоновна Харитонова (орденом Ленина, в первом ряду шестая слева).
.
Иван Яковлевич был замечательным семьянином. 16 сентября 1884 года он женился на русской девушке Александре Григорьевне. Они вырастили и воспитали 11 детей: 3 сыновей и 8 дочерей:
1. Раиса Ивановна 1885 года рождения,
2. Валентина Ивановна 1889 года рождения,
3. Александра Ивановна 1892 года рождения,
4. Мария Ивановна 1894 года рождения,
5. Вера Ивановна 1896 года рождения,
6. Вячеслав Иванович 1901 года рождения,
7. Геннадий Иванович 1905 года рождения,
8. Анатолий Иванович 1907 года рождения,
9. Зоя Ивановна 1910 года рождения,
10. Лидия Ивановна 1912 года рождения,
11. Галина Ивановна 1912 года рождения,
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583761272
На фото дочери Ивана Яковлевича и Александры Григорьевны Раиса, Валентина, Александра, Мария, Вера.
На фото дочери Ивана Яковлевича и Александры Григорьевны Раиса, Валентина, Александра, Мария, Вера.
Почти все дети Ивана Яковлевича Зайцева, следуя его примеру, выбрали педагогическую стезю. Это свидетельствует о том, насколько сильным было его влияние на семью, и насколько важной он считал профессию учителя. Воспитанные в атмосфере любви к знаниям и стремления к просвещению, его дети продолжили его дело, неся свет образования новым поколениям.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583798136
.
Иван Яковлевич Зайцев умер 19 сентября 1948 года в деревне Полевой Сундырь Комсомольского района Чувашской АССР. Он один из тех людей, чьё влияние, значимый вклад в чувашскую педагогику, историю, развитие образования в Чувашии мы осознаём спустя многие годы. Его имя символ высокого профессионализма и преданности своему делу. И не только его дети, но внуки и правнуки продолжили его дело. Известно, что общий стаж педагогической династии Зайцевых на сегодняшний день составляет более 3000 лет. Это не просто ошеломляющая цифра, это свидетельство того, как любовь к знаниям и стремление к просвещению могут передаваться по наследству из поколения в поколение, формируя крепкую и вдохновляющую династию учителей. Эта династия, начатая Иваном Яковлевичем Зайцевым, оставляет неизгладимый след в истории образования нашей республики.
.
Более 20 лет изучал жизнь и деятельность Ивана Яковлевича Зайцева педагог, краевед, внештатный корреспондент научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР Алексей Кириллович Краснов, но и этого срока не хватило в полной мере постичь глубину и значимость вклада народного педагога. Нам предстоит вернуть имя Ивана Яковлевича из забвения и сделать так, чтобы его наследие, его преданность делу просвещения и любовь к чувашскому народу продолжали вдохновлять новые поколения педагогов на достижение высоких результатов в своей работе и на сохранение традиций чувашской педагогики. Чтобы его имя светило через века, как маяк, указывающий путь к знаниям и мудрости, и чтобы его пример служил напоминанием о том, как важно сохранять и передавать дальше культурное наследие.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583816056
В Ульяновске есть памятник-бюст Илье Николаевичу Ульянову, установленный в 1957 году. На уступе его пьедестала, в неглубокой нише, поставлена фигура крестьянского мальчика в подпоясанной рубахе и лаптях.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583822968
.
В руках он держит букварь и пастушеский посох, у ног брошена верхняя одежда, свидетельствующая о проделанном долгом пути. По замыслу скульптора, этот пастушок — собирательный образ, символ тысяч крестьянских детей, таких же, как Иван Яковлевич Зайцев, получивших доступ к образованию благодаря усилиям Ильи Николаевича Ульянова. Нет достоверной информации о том, кто послужил прообразом бронзовой фигуры мальчика, но очень хочется верить легенде, что это наш пастушок, наш Ваня Зайцев. И надо, чтобы и у нас в Комсомольском районе, которому он отдал половину своей жизни, достойно увековечили его имя как дважды Героя Труда.
.
Быть народным учителем – самое высокое и благородное дело - 5373583868024
.
#Комсомольское1565#БольшиеКошелеи1565#КомсомольскиймуниципальныйокругЧувашии#земляилюди#КаçалЕн#КошелеевскийКрай#ИванЯковлевичЗайцев1860_1948#педагог_легенда#ПолевойСундырь#советкраеведовКомсомольскогоокруга#архивКомсомольскогоокруга#НовоеБулаевоЯльчикскогорайона#Нюргечинскаясредняяшкола

Комментарии 12

Геннадий Воробьев
Геннадий Воробьев
Большую работу Вы проделали Владимир Алексеевич.Чувствуется вложили всю душу в сказания о Иване Яковлевиче Зайцеве.Очень интересны и фотографии,которые как бы переносят нас в те времена.Слава богу,что лишь мысленно..Думаю на основании этого материала мы краеведы ,- в полной мере можем гордится ,что нашим куратором являетесь именно Вы,- Владимир Алексеевич.Необходимо такое же мероприятие провести и в районной библиотеке.Лично я всегда с большим уважением и восхищением относился к многолетней , продуктивной и всеобъемлющей деятельности Ивана Яковлевича Зайцева.Он и метеоролог и географ и садовод ,овощевод,пчеловод ,мед .работник и наверное нет такого ремесла ,к которому он ,не приложил бы своё усердие и не передал бы своим ученикам и жителям окрестных сёл их начало .Если к примеру Яковлев И.Я.директорствовал в Симбирской учительской школе на всём готовом государственном и с большим педагогическим персоналом,то Зайцеву И.Я. приходилось начинать с нуля ,вспомните его сочинение и закончить ...ЕщёБольшую работу Вы проделали Владимир Алексеевич.Чувствуется вложили всю душу в сказания о Иване Яковлевиче Зайцеве.Очень интересны и фотографии,которые как бы переносят нас в те времена.Слава богу,что лишь мысленно..Думаю на основании этого материала мы краеведы ,- в полной мере можем гордится ,что нашим куратором являетесь именно Вы,- Владимир Алексеевич.Необходимо такое же мероприятие провести и в районной библиотеке.Лично я всегда с большим уважением и восхищением относился к многолетней , продуктивной и всеобъемлющей деятельности Ивана Яковлевича Зайцева.Он и метеоролог и географ и садовод ,овощевод,пчеловод ,мед .работник и наверное нет такого ремесла ,к которому он ,не приложил бы своё усердие и не передал бы своим ученикам и жителям окрестных сёл их начало .Если к примеру Яковлев И.Я.директорствовал в Симбирской учительской школе на всём готовом государственном и с большим педагогическим персоналом,то Зайцеву И.Я. приходилось начинать с нуля ,вспомните его сочинение и закончить свою 60 летнюю трудовую деятельность на пятёрку.Даже на две ,т.е. с присвоением ему звания Героя труда Чувашской АССР-дважды.
9 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Нина Анисимова
    Нина Анисимова
    Интересно,а сталкивался ли он со своим земляком Васильевым Сергеем,уроженца д.Починок- Быбыть или д. Степановка( до переименования).Был учителем пения,а потом приходским священником.Судьба священников изестна- умер в тюрьме.
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Нина Анисимова
    Нина Анисимова
    Тоже интересная судьба у него
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Нина Анисимова
    Нина Анисимова
    Тоже упомнался в биографии Яковлева
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Владимир Бахматов
    Владимир Бахматов
    Автор
    ответил Нине
    Даст Бог сил и времени, доберёмся и до его судьбы.
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Геннадий Воробьев
    Геннадий Воробьев
    Уважаемая Нина.Если у Вас есть какая либо информация о Сергее Васильеве ,не держите её не обнародованной.Прошлое это уже история ,а история должна быть народным достоянием.
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Зоя Прокопьева -Пикеева
    Зоя Прокопьева -Пикеева
    Жизнь замечательных людей -земляков- очень интересная публикация, ещё раз огромную благодарность хочу Вам выразить, Владимир Алексеевич.Бесценный вклад в сохранение и продолжение материалов о выдающихся людях нашего района.Фамилия одного из учеников Ивана Яковлевича Салмин И.Возможно,это тот самый директор Полевошептаховской средней школы в 80-ые годы,2 года я проработала в данной школе.Прекрасный учитель и человек был .
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Зоя Прокопьева -Пикеева
    Зоя Прокопьева -Пикеева
    10 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Николай Кузьмин
    Николай Кузьмин
    ВОЛОДЯ ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Я ЧТО ХОЧУ ССКАЗАТЬ ПЕРВЫЙ РЕКТОР ПЕДИНСТИТУТА БЫЛ ХАРИТОНОВ ВАРФАЛАМЕЙ ГЕРГИЕВИЧ МОЖЕТ Я ПУТАЮ ИМЯ ОЧЕСТВО ОН РОДИЛСЯ В ДЕРЕВНЕ ПОЛЕВЫЕ БУРТАСЫ ОН РОДНОЙ БРАТ МОЕЙ БАБУШКИ И УНАС ВСЕМЬЕ ЕСТЬ ПЕДАГОГИ КОТОРЫЕ ОКОНЧИЛ ПЕДИНСТИТУТ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ
    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Светлана Друзик(Вишнева)
    Светлана Друзик(Вишнева)
    👍👍
    14 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Римма Никифорова
    Римма Никифорова
    Читается на одном дыхании. Спасибо за публикацию, Володя. Было очень интересно и познавательно читать об уважаемом просветителе чувашского народа!
    14 дек
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Нина Сергеева (Нестерова)
    Нина Сергеева (Нестерова)
    Очень познавательно и интересно 👍, спасибо большое, какой человек, педагог.., удивительно...
    15 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    село Комсомольское 1565

    село Комсомольское 1565

    ЛентаТемы 737Фото 2 525Видео 153Участники 2 904
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 737
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться