.
Какой силой воли и целеустремлённостью обладал Иван Яковлевич Зайцев, что, несмотря на все материальные трудности, тяжёлый труд и унижения, его вера в себя и страсть к знаниям не угасали. Они стали его путеводной звездой. Каждая преграда, каждое испытание приближали его к мечте — стать учителем. В итоге, пройдя через множество препятствий, он достиг своей цели, став педагогом, посвятил свою жизнь просвещению.
.
Вы только посмотрите его послужной список:
• с 24 сентября 1882 года по 14 октября 1883 года - Кушниковское земское училище Чебоксарского уезда.
• с 14 октября 1883 года по 20 сентября 1884 года - Большешемякинское земское училище Тетюшского уезда.
• с 20 октября 1884 года по 10 сентября 1886 года Новотинчуринское земское училище Тетюшского уезда.
• с 10 сентября 1886 года по 5 сентября 1899 года - Большетаябинская земская школа Тетюшского уезда.
• с 5 сентября 1899 года по 1942 год - Полевосундырская земская школа Тетюшского уезда.
.
Противоречивая информация в разных источниках об окончании педагогической деятельности Ивана Яковлевича, где-то пишут 1936, в другом месте – 1942 год. И если взять за основу последнюю дату, получается, что учительский стаж его составляет 60 лет! Представляете? Он никогда не прогуливал и не болел. Шесть десятилетий, тысячи грамотных крестьян и специалистов, сотни учителей, учёных, руководителей и активная общественная деятельность. За годы своей жизни, Иван Яковлевич поистине оставил о себе доброе имя. Среди его учеников — М. Андреев профессор, А. Голубев инженер, В. Вишняков финансист, учителя П. Шатилов, И. Салмин, И. Ласточкин, З. Быков, В. Вишнев, К. Сорокин и многие другие уважаемые люди.
.
И это не просто цифры и имена, это целая жизнь, посвящённая просвещению и воспитанию. Каждый год, каждый урок — это вклад в будущее, в развитие целого народа. Иван Яковлевич не просто учил, он вдохновлял, открывал двери в мир знаний, помогал найти свой путь. Его преданность делу, его любовь к ученикам — это пример для всех нас.
Эти 60 лет — это не только годы работы, это история, полная труда, терпения и любви к своему призванию. И каждый из тех, кого он обучил, нёс в себе частичку его души, его мудрости, его стремления к лучшему.
.
И если бы он просто учил. А ведь ему до всего было дело. Вскоре после назначения учителем он познакомился с инспектором Е. К. Магницким, изучавшим этнографию чуваш, и членом общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Соловьевым. И по их совету Зайцев с 1880-х годов тоже начал работать по археологии и этнографии. Вскоре свет увидели его многочисленные работы, в которых он описал множество памятников и опубликовал в «Трудах общества археологии, истории и этнографии», в том числе о найденном им надгробном памятнике на могиле Шатьман-бике Ибрагимовой. Одной из исследовательских работ Ивана Яковлевича является «Жизнь и быт чуваш в этнографическом и юридическом отношении». В 1892 году он написал очерк о селе Большая Таяба. В нём подробно описал историю деревни, открытие школы и церкви, жизнь и быт ее жителей, план деревни. В эти же годы Иван Зайцев изучил древние крепости близ деревень Большое Шемякино и Степановка, которые были расположены по берегу реки Свияга. С 1884 года Иван Яковлевич был членом-корреспондентом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Работами исследователя И. Я. Зайцева очень интересовались, благодарили за описание развалин старинных городов Тетюшского уезда, пригласили участвовать и в работе Московского общества археологов. По настоящее время эти работы хранятся в библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета. Он оставил воспоминания и о Симбирской чувашской школе, И. Я. Яковлеве, И. Н. Ульянове и других.
.
Иван Яковлевич Зайцев встречался и переписывался с революционером, соратником и женой В.И. Ленина Надеждой Константиновной Крупской. Одно из писем, написанное им в 1937 году, приводится в книге немецкого исследователя Б. Орса-Койдановской «Интимная жизнь Ленина: Новый портрет на основе воспоминаний, документов, а также легенд» (Минск: БАДППР, 1994, С. 9-11). Н. К. Крупская получила письмо от чуваша – учителя Полево-Сундырской неполной средней школы Батыревского района Чувашской АССР – Ивана Яковлевича Зайцева. Тогда ему было 77 лет. На его письмо к Крупской обратила внимание Бронислава Орса-Койдановская:
«…Иван Яковлевич Зайцев рассказывает, как однажды в первый год его пребывания в школе, на урок арифметики пришел Илья Николаевич Ульянов. Он вызвал его к доске: Зайцев хорошо решил и объяснил задачу. Илья Николаевич сказал: «Хорошо, иди на место!»
«После обеда, - рассказывает в своем письме Иван Яковлевич, - ученикам была дана самостоятельная письменная работа-сочинение. Учитель задал тему «Впечатление сегодняшнего дня». При этом он объявил, что мы можем писать о любом случае из своей школьной жизни, которой сами считаем особенно важным. Одним словом, о чем угодно.
Все ученики на несколько минут призадумались, подыскивая подходящую тему. Некоторые вспомнили довольно смешные случаи из школьной жизни, а другие старались выдумывать из головы. Мне не пришлось долго искать тему, так как у меня не выходило из головы посещение урока математики директором Ильёй Николаевичем и его объяснение плана решения задачи. Я и решил писать об этом.
Я написал: «Сегодня, в 9 часов утра, во время урока математики, пришел к нам г. директор, Илья Николаевич. Вызвали меня к классной доске и задали задачу, в которой несколько раз повторялось слово «гривенник». Я записал задачу, прочитал ее и стал планировать ход решения. Г. директор, Илья Николаевич, задал мне наводящие вопросы, и тут я заметил, что Илья Николаевич чуточку картавил и слово «гривенник» выговаривал «ггивенник». Это врезалось мне в голову и заставило думать: «Я ученик, и то умею правильно произносить звук «р», а он, директор, такой большой и ученый человек, не умеет произносить звук «р», а говорит «гг».
Далее я писал о кое-какой мелочи и на этом кончил сочинение. Дежурный собрал тетради и сдал учителю, В. А. Калашникову.
Через два дня, после обеда, на уроке должно было быть изложение прочитанной статьи. Нам раз-дали наши тетради. Все бросились смотреть отметки. Одни радовались, другие так себе, не высказывали ни радости, ни горя.
Учитель Калашников умышленно оставил мою тетрадь у себя. Потом, швырнув мне тетрадь в лицо, с возмущением сказал: «Свинья!».
Я взял тетрадь, раскрыл ее и увидел, что моё сочинение перечёркнуто красным крестом, а в конце его стоит отметка «0» - ноль. Потом подпись. Я чуть не заплакал. Слёзы выступили из глаз. Я от природы был прост, наивен, впечатлителен и правдив. Таким я и остался на всю жизнь.
Во время письменной работы в класс вошел Илья Николаевич. Поздоровались и продолжали рабо-ту. Илья Николаевич ходил между партами, кое-где останавливался, наблюдая за работой. Дошёл и до меня. Увидел на моём прошлом сочинении красный косой крест и отметку ноль, положил одну руку мне на плечо, другой взял мою тетрадь, стал читать. Читает и улыбается. Потом подозвал учителя, спросил: «За что вы, Василий Андреевич, наградили этого мальчика орденом красного креста и огромнейшей картошкой? Сочинение написано грамматически правильно, последовательно, и нет здесь ничего выдуманного, искусственного. Главное – написано искренно и вполне соответствует данной вами теме».
Учитель замялся, сказал, что в моём сочинении есть места, не совсем удобные для начальствующих, что будто он… Директор И. Н. Ульянов, не дав ему договорить, перебил его и сказал: «Это сочинение – одно из лучших. Читайте заданную вами тему: «Впечатление сегодняшнего дня». Ученик написал именно то, что произвело на него наибольшее впечатление во время прошлого урока. Сочинение отличное». Потом он взял мою ручку и в конце сочинения написал: «Отлично» - и подписался «Ульянов».
Этот случай я никогда не забуду: его нельзя забыть. Илья Николаевич доказал, насколько он был добр, прост, справедлив».
.
В семейном архиве потомков как реликвия хранится фото Н.К. Крупской с автографом и поздравлением с 55-летием педагогической деятельности Ивана Яковлевича и её ответ на письмо.
.
Комментарии 12