Как Эмиль Кио сделал балаганные фокусы высоким искусством
Эмиль Кио поднял искусство иллюзионизма на недосягаемую высоту. / Анатолий Гаранин / РИА Новости
Советская магия. Как Эмиль Кио сделал балаганные фокусы высоким искусством
60 лет назад, 19 декабря 1965 года, в киевской гостинице «Интурист» один человек «схватился за сердце и повалился на пол. Скорая помощь констатировала смерть. Вскрытие показало, что оторвавшийся тромб попал в сердце». Именно так описала уход из жизни «волшебника XX века» Эмиля Кио его невестка, https://aif.ru/culture/person/umerla_tiho_nikto_ne_znaet_kogda_proigrannaya_sudba_aktrisy_prohnickoy .
Другая невестка прославленного http://aif.ru/society/people/v_chem_raznica_mezhdu_fokusnikom_i_illyuzionistom , актриса цирка Иоланта Ольховникова , добавила, что его уход из жизни проходил в мистических декорациях: «Из гостиницы его тело сразу перевезли в цирк — чтобы утром устроить прощание. Но осветители что-то перепутали, и вместо того, чтобы включить внутреннее освещение в цирке, врубили на полную мощность подсветку рекламы. И тёмный, уснувший Киев вдруг осветился мигающими огромными буквами: «Кио, Кио, Кио...»
Такое своеобразное прощание полностью соответствовало образу Эмиля Теодоровича, над которым он трудился всю жизнь. В самом деле — он поднял искусство https://aif.ru/culture/showbiz/kak_chitat_mysli_fokusniki_iz_moskvy_raskryli_sekrety_masterstva на недосягаемую высоту. В 1960 году в Лондоне он был признан лучшим фокусником планеты — его имя стоит на Доске почёта Лондонского магического клуба, что объединяет профессионалов всего мира, на первом месте. Выше, чем имя знаменитого https://aif.ru/society/history/zagovor_ili_nelepyy_sluchay_kak_pogib_znamenityy_illyuzionist_garri_gudini . О https://aif.ru/culture/person/ischezat_i_prohodit_skvoz_steny_znamenitye_tryuki_kopperfilda_v_koubah , который сейчас считается чуть ли не королём иллюзионистов, тогда никто, кроме его родных, не знал — ему было четыре годика. Эмиль Кио. Фото: Commons.wikimedia.org А ведь всё это получилось в известной степени случайно. Тот же Копперфильд, если верить его семейным преданиям, свой первый фокус продемонстрировал как раз в четыре года. Вернее, не продемонстрировал, а воспроизвёл фокус с картами, который ему показал дед. К семи годам он уже начал придумывать свои. Эмиль Кио, будучи сыном коммивояжёра, по идее должен был продолжить дело отца на новом уровне — он учился в коммерческом училище. И к карьере артиста пришёл сравнительно поздно — в 1917 году, в возрасте 23 лет. Но то была именно что театральная карьера... Впрочем, «карьера» — слишком сильно сказано. Кио подрабатывал в московском театре миниатюр «Одеон» актёром на выходах, то есть исполнял совсем уж маленькие роли без слов.
Возможно, он дорос бы до чего-то большего. Но вышло так, что во время выступлений в Польше театр практически разорился, и Кио, не зная, куда податься, нанялся в цирк Александра Чинизелли . Сначала вообще билетёром. Потом стал воздушным гимнастом и прикипел к этому делу настолько, что, когда ему предложили попробовать себя в роли фокусника, отказался наотрез: «Кем? Фокусником? Ни за что!» И объяснил почему: «Первый раз я увидел выступление фокусника на сцене маленького, теперь уже не помню какого, театрика. Этот фокусник был, так сказать, с "кулинарным" уклоном. Он приготовлял в цилиндре яичницу, потом неведомо откуда доставал кремовый торт, мгновенно превращал кофейные зерна в горячий клокочущий напиток... Всё это показалось мне очень скучным».
В общем, будущую звезду пришлось уламывать. И хорошо, что дело всё-таки довели до конца. В противном случае, искусство иллюзионизма нипочём не стало бы искусством. Оно могло остаться банальным трюкачеством. Эмиль Кио. Фото: http://ria.ru/ Анатолий Гаранин
Собственно, поначалу грешил этим и сам Эмиль Теодорович. Вернувшись в Россию в 1921 году, он начал работать уже фокусником. И впоследствии признавался, что от коллег отличался мало чем: «Забавно, с нынешней точки зрения, выглядят мои афиши двадцатых годов. В них "европейский иллюзионист" Кио обещал показать на своих представлениях много чрезвычайно интригующего, вплоть до "казни через повешение". Наряду с "уничтожением закона о силе тяжести" (под этим я подразумевал "летающую даму"), предусматривались и такие сверхъестественные события, как "наводнение в зрительном зале" и "ловля живой рыбы среди публики"...» Тут невольно вспоминается, как продёрнули подобных трюкачей Илья Ильф и Евгений Петров . Помните, в https://aif.ru/culture/book/o-chem-kniga-zolotoy-telenok-ilfa-i-petrova-i-v-chem-ee-smysl великий комбинатор https://aif.ru/society/history/pravda_i_lozh_ostapa_bendera_chem_znamenit_prototip_geroya_12_stulevизвлекает из саквояжа «грязную, захватанную руками чалму», а перед ней — афишу, на которой значилось: «Индийский факир. Курочка-невидимка. Материализация духов и раздача слонов».
Кстати, выступали эти факиры преимущественно в театрах или на эстраде, а цирка боялись как огня. Причина проста — на эстраде есть задняя стенка и кулисы, закрывающие артиста с трёх сторон. С мелкими фокусами, которые не требуют реквизита крупнее, чем цилиндр, из которого достают хрестоматийного кролика, можно выступать и в цирке, где ты на манеже как на ладони. А вот чтобы показать что-то крупное, ту же «летающую женщину» или «распиливание женщины», не говоря уж о более масштабных номерах, обязательно нужно прикрытие.
Главная заслуга Эмиля Кио в том, что он рискнул и вывел иллюзионизм на арену. Хотя ему было не по себе: «Как я буду выступать на круглой, как блюдечко, арене, окруженный со всех сторон зрителями? Как буду обходиться без трёх стенок, да и не только стенок, но и потолка? Иначе говоря, как все мои необыкновенные появления, исчезновения и превращения, на которых построен иллюзионный номер, совершать в цирке, в обстановке манежа?» Но всё-таки ему это удалось. Каким образом — понятно не вполне. Ясно лишь одно — мастерство было доведено до невероятного совершенства.
Но лишь технической стороны было бы мало. Сын Эмиля, https://aif.ru/culture/person/zhenu_szhigayu_kazhdyy_den_istoriya_lyubvi_igorya_i_viktorii_kio , продолжатель династии иллюзионистов, вспоминал: «Отец всегда говорил, что фокусы — штука простая, их могут показывать все кто угодно, весь вопрос только в том, как показывать. Иллюзионист может показывать потрясающие трюки, но, если он не артист — трюки воспримутся всего лишь любопытными техническими опытами, не более того...»
И потому Эмиль Кио пошёл дальше, произведя настоящую революцию в иллюзионизме. Для начала была отброшена вся «магическая» восточная мишура вроде чалмы и халата — Эмиль Теодорович с 1940 года выступал только во фраке. А потом снята и вуаль «таинственности» — Кио часто и помногу общался со зрителями, вовлекая их в процесс. А к постановке номеров привлекал не только клоунов, но и целые клоунские группы, и лилипутов... В итоге получался не набор трюков, которыми перебивают «настоящие номера», а полноценное представление, которое целиком занимало одно из отделений цирковой программы.
И всё же тайна оставалась. Так, Кио бросил вызов одному из самых загадочных явлений — «индийскому канату». Это когда обычный канат подбрасывают в воздух, и он как бы застывает в вертикальном положении. Да так, что по нему, как по шесту, взбирается гимнаст. А потом по мановению руки фокусника канат вновь падает на землю. Считается, что это могут проделать лишь потомственные индийские факиры, обладающие особой связью с потусторонним миром и таинственными силами. Но Кио работал над номером в течение трёх лет и добился своего. Как именно — не вполне ясно. А, стало быть, тайна никуда не делась...
Telegram - https://t.me/scanos VK - https://vk.com/scanos_ru


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев