Начав свой трудовой путь в Россонском районе, врач общей практики Андрей Пуртов написал две книги о служителях Эскулапа этого края.
✔️Сохранить память
Андрей Пуртов появился на свет в семье военнослужащего. В школу пошел в Германии, куда отца отправили служить на пять лет, а в 1989-м перевели дослуживать в Лиду.
Когда подросток решал, кем быть, выбирал между военной службой и медициной (мама работала фармацевтом), остановился на последней. Окончив Барановичское медучилище с красным дипломом, понял, что сделал правильный выбор, и решил идти на следующую ступень медицинского образования. К поступлению в вуз готовился, работая заведующим ФАПом в Гродненской области. Окончив в 2004-м Витебский медуниверситет, по распределению попал в Россонский район, где и провел свои счастливые 18 лет, вспоминает доктор:
— Сначала работал в амбулатории, потом — в поликлинике. На Россонщине женился, родились две прекрасные дочки. Там же издал две книги.
Когда начинающий сельский врач ездил по деревням Россонского района, водитель медицинского авто попутно рассказывал, где когда-то была больница либо ФАП или жил всеми уважаемый фельдшер. Старожилы тоже вспоминали о былых докторах: один кого-то спас, другой роды принимал. Андрей Владимирович слушал эти рассказы с интересом. В какой-то момент ему захотелось сохранить память о врачах, фельдшерах, медсестрах, которые работали в районе, рассказать об исчезнувших сельских ФАПах и больницах.
Когда доктор начал собирать информацию, не думал, что через семь лет это станет книгой. Просто было интересно. Изучал материалы в архивах, библиотеках, музеях в Россонах, Витебске, Полоцке, Минске.
В процессе исследования темы отпочковался военный период. Россонский район был под оккупацией. Местные врачи, медсестры, санитары продолжали спасать жизни в партизанских отрядах.
✔️«Спасибо, доктор»
Спустя годы кропотливой работы на бумаге ожили истории медиков Россонско-Освейской партизанской зоны, спасавших жизни в 1941–1944 годах. Первую книгу, где с фотографий смотрят медработники тех лет, автор назвал «Они сражались со смертью». Через несколько лет увидела свет и вторая — «С милосердием в сердце»: очерки об истории развития здравоохранения района и в целом Витебской области с 1700-х годов до наших дней.
В книгах использовано много фотографий из газет и интернет-ресурсов, а также тех, что предоставляли жители и медработники Россонщины, их родственники.
Благодаря этим изданиям некоторые люди нашли информацию о своих близких, за что лично и в письмах благодарят автора.
Сегодня Андрей Пуртов работает врачом общей практики Боровухской амбулатории Новополоцкой центральной городской больницы, обслуживает два участка, а это более двух тысяч жителей. За профессионализм, внимательность и отзывчивость к взрослым и маленьким пациентам в городе и на селе доктора наградили в этом году дипломом лауреата II степени конкурса «Врач года Республики Беларусь».
— За что вы любите свою работу? — спрашиваю у Пуртова.
— Никогда не задумывался над этим. Наверное, просто нравится разгадывать медицинские загадки, клинические случаи, понять, чем болен человек. Я погружаюсь в проблему пациента и пытаюсь ее решить. Приятно, когда видишь результат. Нравится помогать человеку. А если скажет, закрывая дверь: «Спасибо, доктор», — так это лучшая награда.
✔️Как папа
У Пуртовых уже образовалась медицинская династия. Мама-фармацевт перестала работать всего полгода назад, в 73. У брата тоже фармацевтическое образование, с ним и думают о создании музея. По стопам Андрея Владимировича хочет пойти одна из его дочерей. С Ариной мы пообщались, когда девушка забежала к отцу на работу:
— Я очень горжусь своим папой. Да, он много времени уделяет работе, но и на меня хватает. Мы вместе путешествуем. Сейчас я поступила в 10-й класс Новополоцкого лицея, где буду углубленно изучать химию и биологию. Хочу стать врачом. Как папа.
✔️Время за стеклом
В свободное время Андрей Владимирович работает над очередной темой, которая может станет третьей книгой. Изучает историю медицинского стекла от древности до современности. Доктор увлеченно рассказывает про бутылочки, мензурки, пробирки:
— Стекло — первый материал, из которого стали изготавливать медицинскую посуду. Каждый аптекарь или химик, который выпускал лекарства, делал свой флакон. Было такое разнообразие фигур, форм, цветов! С вензелями, надписями. Иными словами, что ни баночка — произведение искусства.
Пуртов собирает и сами флаконы. Пока они лежат в коробках, но, кто знает, может, когда-нибудь эти причудливые пузырьки станут экспонатами нового музея медицинского стекла.
Елена Алимова


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12