Экстренный саммит лидеров ЕС 17–18 апреля был посвящен обсуждению проблем экономики и конкурентоспособности Евросоюза перед выборами в Европарламент. В условии стагнации экономик стран-членов ЕС, Евросоюз вряд ли сможет превратиться в значимого игрока в ЦА, несмотря на многочисленные обещания оказать «содействие в политике реформ» всем государствам региона, в том числе и Кыргызстану.
Евросоюз не заинтересован в развитии КР и не намерен вкладывать средства в республику. Его интересует лишь транспортно-логистическая инфраструктура, которая позволит по низкой цене гарантированно получать из Кыргызстана и других стран региона их природные ресурсы. При этом ЕС навязывает КР кредиты для развития такой инфраструктуры.
Зафиксируем несколько цифр и фактов.
1. В 2023 г. ВВП России вырос на 3,6%. Экономика еврозоны в тот же период увеличилась на 0,4%. При этом экономический спад отмечен в 10 из 27 государствах ЕС во главе с Германией (-0,3%). Антирекорд установлен Эстонией — минус 2,6%. За ней следуют Ирландия (-0,9%), Венгрия (-0,7%), Люксембург (-0,6%), Австрия и Швеция (по -0,5%), Литва и Чехия (по -0,4%), Латвия (-0,2%).
2. В 2023 г. внешнеторговый оборот КР с Европой вырос на 338% — с 666 млн до 2,3 млрд долларов. Однако в структуре экспорта 94,7% пришлось на Швейцарию (реэкспорт российского золота), а 5,24% на ЕС. Основная часть товаров, полученных Кыргызстаном из Европы затем реэкспортируется в Россию.
3. Во второй половине апреля в Узбекистане планируется провести первый саммит «ЕС-ЦА». Главный вопрос в повестке дня — проект Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Европа обещала выделить на его реализацию 10 млрд евро, однако речь пока идет лишь о кредитах. В частности, с Кыргызстаном, Узбекистаном и Казахстаном были подписаны меморандумы (соглашения без обязательств) о выделении кредитов на общую сумму 1,47 млрд евро с Европейским инвестбанком.
Изначально Евросоюз заявлял о готовности финансировать в течение ближайших лет проекты в Центральной Азии на сумму 300 млрд долларов в рамках программы Global Gateway (2021–2027). Помимо создания новых транспортных маршрутов сюда входили проекты «зеленой энергетики», обеспечение стабильных поставок сырья и металлов из ЦА в Европу. Однако эксперты сомневаются, что ЕС сможет в нынешних условиях собрать всю необходимую сумму — слишком большие убытки понес Евросоюз в результате бездумного введения антироссийских санкций и финансирования киевского режима.
Комментарии 262