Господь, Верховная Личность Бога, который прежде приходил в образе сына Яшоды, ныне предстал в образе сына Шачиматы, чтобы наслаждаться четырьмя разновидностями преданного служения.В образе Шри Чайтаньи Махапрабху пришел Сам Кришна, который принял настроение Радхарани, чтобы познать вкус Ее любви к Кришне и постичь глубину наслаждения, таящегося в Кришне.Господь Чайтанья Махапрабху принял настроение гопи, которые считали Враджендранандану Шри Кришну своим возлюбленным. Не подлежит никакому сомнению, что экстатическое умонастроение гопи возможно только в обществе Кришны, и ни с кем другим.Цвет Его тела темно-синий, в Его волосах — перо павлина, на шее — гирлянда из гунджи. Он одет и украшен, как юный пастух. Его тело изогнуто в трех местах, и к устам Он прижимает флейту.Если Господь Кришна скроет Свой изначальный образ и примет какой-то другой образ Вишну, то Его близость не будет вызывать у гопи то же самое экстатическое настроение.«Однажды Господь Шри Кришна в шутку принял сияющий красотой образ Нараяны с четырьмя победоносными руками. Но, когда гопи увидели Его прекрасный образ, их экстатическое чувство угасло. Даже ученый мудрец не в силах понять экстатические чувства гопи, которые целиком и полностью сосредоточены на образе Господа Кришны, сына Махараджи Нанды. Удивительные чувства, испытываемые гопи в экстатической парама-расе с Кришной, составляют величайшую духовную тайну». КОММЕНТАРИЙ: Это цитата из «Лалита-мадхавы» (6.54), пьесы Шрилы Рупы Госвами. Весной, когда проходил танец раса, Кришна неожиданно исчез, давая понять, что Ему хотелось остаться наедине со Шримати Радхарани.Кришна сидел в уединенной кундже, ожидая, когда Шримати Радхарани будет проходить мимо. Но, пока Он искал Радхарани, появились гопи, как отряд воинов.«Смотрите! — воскликнула одна гопи, издали завидев Кришну. — В тех зарослях скрывается сын Махараджи Нанды».Когда Кришна увидел всех гопи, Его сердце переполнили любовные чувства. От страха Он не мог сдвинуться с места, чтобы спрятаться от них.Тогда Кришна принял четырехрукий образ Нараяны и уселся там. Когда гопи подошли поближе, они сказали такие слова.«Это не Кришна! Это Верховная Личность Бога, Нараяна». С этими словами они поклонились Ему и вознесли такие молитвы. «О Господь Нараяна, мы в почтении склоняемся пред Тобой.Яви нам Свою милость. Даруй нам встречу с Кришной и избавь нас от снедающей нас скорби».Промолвив это и поклонившись Нараяне, гопи пошли дальше своей дорогой. Несколько минут спустя в кунджу зашла Шримати Радхарани. Она тоже подошла к Господу Кришне. Когда Господь Кришна увидел Радхарани, Он решил забавы ради остаться в четырехруком образе.Но в присутствии Шримати Радхарани Шри Кришна был вынужден спрятать две из четырех рук. Он изо всех сил старался остаться четырехруким, но это было превыше Его сил.Невообразимая сила чистого экстаза Шримати Радхарани настолько велика, что даже Кришна был вынужден покориться ей и снова принять Свой изначальный двурукий образ.«Перед началом танца раса Господь Кришна шутки ради спрятался в зарослях. Когда гопи, с глазами ланей, приблизились к Нему, Он проявил Свой непревзойденный ум и предстал перед ними в Своем прекрасном четырехруком образе, чтобы они не узнали Его. Но, когда туда пришла Шримати Радхарани, Кришна не смог оставаться четырехруким. Таково несравненное величие Ее любви».Махараджа Нанда, царь Враджабхуми, стал Джаганнатхой Мишрой, отцом Чайтаньи Махапрабху. А Яшодамайи, царица Враджабхуми, стала Шачидеви, матерью Господа Чайтаньи.
Комментарии 6
КОММЕНТАРИЙ: Служение, дружба, родительские чувства и
супружеская любовь к Верховной Личности Бога — это четыре
разновидности отношений с Господом в преданном служении. В шанте,
пограничном состоянии, нет деятельности. Но выше шанты находятся
уровни служения, дружбы, родительской и супружеской любви,
которые отражают постепенный переход преданного служения на все
более высокие стадии.
КОММЕНТАРИЙ: В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Шри Гаурасундара является Самим
Кришной в настроении Шримати Радхарани. Шри Чайтанья
Махапрабху никогда не оставлял настроения гопи. Он неизменно
пребывал в подчиненном положении по отношению к Кришне, никогда
не выступал в роли наслаждающегося и не подражал трансцендентным
любовным отношениям, вступая в связь с женщинами, как это принято
у сахаджиев. Он никогда не предавался разврату. Члены сахаджия-
сампрадаи, как и другие похотливые материалисты, волочатся за
женщинами, даже за чужими женами. И когда они пытаются оправдать
свое развратное поведение ссылками на Шри Чайтанью Махапрабху,
они тем самым оскорбляют Сварупу Дамодару и Вриндавана даса
Тхакура. В пятнадцатой главе Ади-кханды «Шри Чайтанья-бхагаваты»
говорится:
сабе пара-стрира прати нахи парихаса
стри декхи' дуре прабху хайена эка-паша
«Ш
...ЕщёКОММЕНТАРИЙ: В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Шри Гаурасундара является Самим
Кришной в настроении Шримати Радхарани. Шри Чайтанья
Махапрабху никогда не оставлял настроения гопи. Он неизменно
пребывал в подчиненном положении по отношению к Кришне, никогда
не выступал в роли наслаждающегося и не подражал трансцендентным
любовным отношениям, вступая в связь с женщинами, как это принято
у сахаджиев. Он никогда не предавался разврату. Члены сахаджия-
сампрадаи, как и другие похотливые материалисты, волочатся за
женщинами, даже за чужими женами. И когда они пытаются оправдать
свое развратное поведение ссылками на Шри Чайтанью Махапрабху,
они тем самым оскорбляют Сварупу Дамодару и Вриндавана даса
Тхакура. В пятнадцатой главе Ади-кханды «Шри Чайтанья-бхагаваты»
говорится:
сабе пара-стрира прати нахи парихаса
стри декхи' дуре прабху хайена эка-паша
«Шри Чайтанья Махапрабху никогда даже не шутил с чужими
женами. Когда мимо Него проходила женщина, Он обычно молча
сторонился, уступая ей дорогу». Однако сахаджии, которые выдают
себя за последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, вступают в
незаконные отношения с женщинами. В юности Господь Чайтанья
любил пошутить, но Он никогда не шутил с женщинами, и в этом
воплощении Он даже не говорил о них. Ни Сам Шри Чайтанья
Махапрабху, ни Вриндаван дас Тхакур никогда не одобрили бы
практику членов секты гауранга-нагари. Чайтанье Махапрабху можно
возносить любые молитвы, но нужно тщательно избегать поклонения
Ему в качестве Гауранги-Нагары. Личный пример Шри Чайтаньи
Махапрабху и стихи, в которых воспевает Его Шри Вриндаван дас
Тхакур, полностью опровергают развратную практику гауранга-
нагари».
КОММЕНТАРИЙ: Гопи не удовлетворились, даже увидев
четырехрукий образ Нараяны. Они все же выразили почтение
Верховной Личности Бога и попросили Его даровать им возможность
общаться с Кришной. Таковы экстатические чувства гопи.