По факту видно, что могут пострадать как предприятия малого бизнеса, так и более крупные организации. Потеря уборщиц, грузчиков-экспедиторов, да и кассиров очень высока.
Но и не исключено, что из-за низких зарплат люди будут уходить и с муниципальных и государственных предприятий. Например, в настоящее время в Юрге имеется вакансия: главный специалист отдела собственности, с зарплатой в 33 000 руб., главный специалист отдела по земельным отношениям 33 000 руб., начальник отделения почтовой связи от 29 172 руб. Поэтому даже квалифицированные сотрудники могут задуматься: 22 дня в месяц работать юрисконсультом в МУП Комфорт за 47 479 руб., или отработать 10 смен в Wildberries и остальное время посвятить семье и детям.
Отток кадров от юргинских работодателей неизбежен. Размер этого оттока зависит от возможностей и готовности юргинских предприятий работать над условиями труда своего персонала. Но даже при текущем уровне зарплат в городе думаю, что Wildberries сможет закрыть юргинцами не более 50%-60% своих потребностей в кадрах, так как для многих все-таки важно иметь стабильную работу с оплачиваемым отпуском и социальными гарантиями.
Кроме того, допускаю возможность, что в определённые периоды получить работу по ГПХ в центре получить будет проблематично. Об этом в блоке ниже.
Где Wildberries будет брать еще до 2 500 работников?
Большая часть сотрудников будет приглашена из близлежащих сельских населённых пунктов, а также возможно из Болотного, Тайги. Скорее всего автобусы Wildberries ежедневно буду двигаться по федеральным дорогам в сторону Юрги собирая людей на смену. Трудно это все представить учитывая, что в один рейсовый автобус входит около 50 человек, и что бы доставить тысячу человек потребуется 20 автобусов. Все это дает основания предполагать, что без мигрантов тут не обойтись. Они либо закроют нехватку кадров Wildberries, либо закроют вакансии местных работодателей после сбежавших в Wildberries юргинцев.
Но возможно всё не так критично, так как в моем разговоре с одним из работников склада ОЗОН, я выяснил, что объем работы на таких складах зависит от сезона и наличия предстоящих праздников.
То есть, например в преддверии новогодних праздников или дня 8-го марта, будут трудиться 5000 сотрудников (приглашенные на смену по ГПХ и штатные сотрудники), но в сентябре и октябре на смены по ГПХ возможно будут пригашать вполовину меньше сотрудников.
То есть возможно в некоторые периоды за смены в центре придется еще и побороться, что вносит элемент нестабильности в доходную часть личного бюджета сотрудника, работающего по ГПХ.
Итак, подведем итоги.
Зафиксируем плюсы и минусы, которые нас ожидают после открытия логистического центра:Плюсы:
- рост платежеспособности населения, который оживит экономику, поднимет доходы предприятий, позволит бизнесу развиваться;
- рост зарплат на существующих предприятиях города, в целях удержания работников;
- рост налоговых поступлений и соответственно увеличение возможностей администрации поддерживать и развивать инфраструктуру особенно привокзальной части города;
- повысится привлекательность города для привлечения дополнительных инвестиции в регион, а также стимул развития сопутствующих бизнесов;
- закрытие не эффективных (финансово нестабильных) бизнесов, снижение конкуренции, увеличение доходов у крепко стоящих на ногах предприятий и самозанятых граждан. Минусы:
- снижение качества обслуживания или увеличение стоимости услуг и товаров (из-за повышения зарплат для удержания персонала);
- усиление дефицита неквалифицированных рабочих рук крупных сетевых продовольственных компаний, а также в ремесленных и производственных сферах;
- перегрузка транспортной инфраструктуры, особенно дорог в сторону привокзальной части города в часы пик;
- вероятный рост миграции из близлежащих населённых пунктов и других регионов, что может усложнить социальную и криминальную обстановку в городе.
Какая она, Юрга после запуска Wildberries?
В экономику города будет ежемесячно дополнительно вливаться до 175 млн. руб. в виде полученных юргинцами от Wildberries зарплат. Свыше 100 млн. рублей ежемесячно можно ожидать от иногородних работников, а также водителей фур. Будет заметно развитие малого бизнеса в сфере бытового обслуживания населения, гостиничного бизнеса, станций технического обслуживания автотранспорта, услуг маршруток и такси. Соответственно повысится уровень выручки всех предприятий, занимающихся обслуживанием населения Юрги.
При этом юргинскому бизнесу придется серьезно перестроиться. На последнем круглом столе бизнес-сообщества в Тематике (г. Юрга, ул. Кирова, 23) выяснилось, что наиболее опытные юргинские предприниматели уже с начала этого года продумали свою стратегию после открытия логистического центра. Кто-то планирует ужаться в прибыли, кто-то оптимизировать бизнес-процессы, кто-то в целях увеличения зарплат своих сотрудников повысить цены на свои услуги и товары. Некоторые готовы закрыть неэффективные направления своего бизнеса. Паники нет, так как юргинский бизнес уже имеет опыт, связанный с оттоком работников, и в связи с осенней мобилизацией 2022 года, и в связи с постоянным уходом работников на контракт с министерством обороны.
Самозанятые и индивидуальные предприниматели без наемных работников окажутся в выигрышном положении, благодаря снижению конкуренции и росту спроса на их услуги.
В более сложном положении окажутся муниципальные предприятия и организации, и другие организации не имеющие возможность оперативно реагировать на ситуацию. Работник КУМИ и начальник почтового отделения навряд ли может рассчитывать на предложение об увеличении зарплаты в случае, если поставит руководство в известность о своем желании уволиться.
В настоящее время у нас в городе более серьезная проблема с квалифицированными специалистами которые работают руками. Например, имеется несколько организаций, занимающихся натяжными потолками, но при этом у некоторых из них одни и те же подрядчики. А попробуйте найти через Авито хорошего специалиста по установке дверей, это неделя ожидания и цена от 5 000 руб. за работу по установке одной двери. В связи с этим стоимость услуг в городе высокая, что привлекает в город большое количество бригад гастролёров из Кемерово и Томска (ремонт холодильников, стиральным машин, установка кондиционеров, алмазное сверление в бетоне и т.д.)
Что касается инфраструктуры. Все вы, наверное, часто выезжаете из города в сторону Томска по маршруту автобуса №6 и знаете как загружена эта дорога, особенно в часы пик. Она сейчас то бывает забита плотной вереницей транспорта, а что будет после запуска центра трудно представить. Также возрастет поток грузового транспорта на федеральных трассах ведущих в Юргу. То, что в Томск и Кемерово возилось напрямую из Новосибирска теперь поедет из Новосибирска в Юргу из Юрги в направлении Томск и Кемерово.
Комментарии 30