А вы знали, что впервые сахар в России начали производить в Петербурге?
Да! В 1719 году.
В России тростниковый сахар, по сведениям историков, впервые появился в 1273 году. В те времена он был лакомством, доступным только царскому столу и высшей знати. Причем, закупали и употребляли в те годы только сахар-леденец, сахар в головах и производили различные изделия на сахаре: например, варенье и засахаренные плоды.
С середины XVII века возросшее потребление чая и кофе, значительно увеличило спрос, и ввоз кристаллического тростникового сахара из Европы, естественно, увеличивался. Очищенный белый «колониальный» сахар стоил очень дорого, ложился тяжким бременем на казну, и в России было необходимо организовать собственное производство «белого» сахара, сырьем для которого мог бы выступать пусть привозной (колониальный), но значительно более дешевый «желтый» сахар-сырец.
Меры по организации отечественного производства готового сахара предпринимались по инициативе Петра I еще в самом начале XVIII века. в Кремле была даже организована «Сахарная палата», здание которой в 1701 году было разрушено в связи со строительством Арсенала.
Только 14 марта 1718 года Петр Великий издал первый «сахарный» указ, в котором московскому купцу Павлу Вестову предписывалось «в Москве сахарный завод заводить своим коштом (то есть на свои средства) и в ту кампанию призывать ему, кого захочет, на что и дать ему из Мануфактурной Коллегии привилегию на десять лет и для оной фабрики вывозить ему из-за моря сахар-сырец, и в Москве из того варить головной сахар и продавать свободно» (обрати внимание – это цитата!).
Толковый Павел Вестов, которого многие историки считают голландским купцом, «с компаньоном своим Еремеем Кизелем» предпочел доставлять кораблями сахар-сырец «из-за моря» не в сухопутную Москву: а Петербург, имеющий прямой выход в море. Тем более опт у Вестова, поставляющего европейские товары в Россию через Архангельск, уже был. Для постройки завода он выбрал удобное место на Выборгской стороне, на берегу Большой Невки, между нынешней Выборгской набережной и Большим Сампсоньевским проспектом, около казенных пеньковых амбаров, где имелась пристань для причала кораблей (сегодня в этом месте располагается Сахарный переулок, который уже не выходит к Большой Невке).
К началу 1720 года постройка была закончена, и 14 июня 1720 года завод уже начал вырабатывать собственный сахар-рафинад из колониального тростникового сырья. В первые годы производилось около 600 пудов, а работали на этом предприятии всего 2 мастера, 4 подмастерья и 8 наемных работников.
Для создания режима наибольшего благоприятствования Вестову в конкурентной борьбе с западными поставщиками царь обещал вообще запретить ввоз сахара-рафинада из-за границы после того, как «завод умножится». При этом Вестов был обязан производить сахар по качеству не хуже заграничного и продавать по цене не выше рыночной, да еще «с некоторой уступкой, понеже с работниками и с прочим в России дешевле заморского». Успехи первого завода Вестова побудили Петра I в 1721 году издать обещанный указ «О запрещении ввоза сахара в Россию». Однако это оказалось невыгодным, указ был отменен, и государство просто ввело повышенную ввозную пошлину – 15% с объявленной цены.
В 1723 году Павел Вестов закончил строительство новых сахарорафинадных заводов в Москве и Калуге. Кроме того, для увеличения выгодной для России деятельности любому предпринимателю было разрешено открывать рафинадные заводы с уплатой пошлины и в уже в конце XVIII века в первом энциклопедическом описании Петербурга назывались 8 сахарных заводов и 2 завода для производства форм под сахарные головы. Процесс производства русского сахара, начатый Павлом Вестовым, успешно пошел…
В 1848 году завод в Сахарном переулке, выкупает и реконструирует российский сахарозаводчик Леопольд Егорович Кёнинг, ставший через 15 лет монополистом на российском рынке, а в 1918 году в связи с перебоями поставок сырья во времена войны и революции завод закрывается. Но имя первого русского сахарозаводчика не было забыто – компания «Невский сахар» создала марку «Вестов», своеобразное продолжение истории сахара на Руси. В удобных и красивых упаковках эту весьма разнообразную по ассортименту марку сегодня можно встретить на прилавках магазинов практически любого города нашей страны.
В «Статистическом описании Российской империи» за 1802–1803 среди «мануфактурных растений» сахар-сырец причисляется к статьям, «которые мы собственными заменить не можем». Так начинается история сахара свекловичного. Первы шаги в этом направлении сделал французский ботаник Оливье де Серр, который еще в 1575 году первым заявил, что сахар можно добывать и из свеклы, которая изначально содержала значительное количество сахара.
Однако лишь почти через два века, в 1747 году, немецкий химик Маркграф сумел извлечь сахар из сахарной свеклы и сделать его твердым. Он представил соответствующий доклад в Берлинскую академию наук, но его открытие в те годы осталось незамеченным поскольку Европа были вполне обеспечена тростниковым сахаром. В 1786 году ученик Маркграфа, Шарль Ахард продолжил работу свого учителя.
В своем имении под Берлином он организовал опытные работы в попытке найти оптимальные условия для выращивания сахарной свеклы и выбрать наилучший ее сахарный сорт. В результате при поддержке прусского короля Фридриха-Вильгельма III Ахард получил первые 4 кг свекловичного сахара, а в 1802 году в имении Кунерн в Пруссии заработал первый в Западной Европе свеклосахарный завод, построенный Ахардом. Впрочем, через 20 лет производство практически зачахло, что было связано с малым выходом сахара (3–5% от веса свеклы), содержащей всего 7–10% сахара.
В конце XVIII века этой же проблемой параллельно и абсолютно независимо занимался российский изобретатель Яков Степанович Есипов в подмосковном селе Никольском, а в ноябре 1802 год заработал первый русский свеклосахарный завод, построенный при участии генерала Е.И. Бланкеннагеля в селе Алябьево Чернинского уезда Тульской губернии (сегодня это территория хозяйства «Алябьевский» Мценского района Орловской области). В 1802–1803 годах на этом заводе было произведено 4,9 т свекловичного сахара-сырца чистотой около 85%; отходы (патока-меласса) тоже не пропадали – шли на производство этилового спирта. Уже с 1807 года на заводе начало работать и сахарорафинадное отделение, где очистка (рафинирование) свекловичного сока производилась с помощью извести (этот способ применяется до сих пор).
К осени 1802 года Я.С. Есипов построил в селе Никольском второй, более совершенный, завод с сахарорафинадным отделением, где в 1803–1804 году вырабатывали уже белый очищенный сахар-рафинад, а также спирт и ликер. В 1803 году единоличным хозяином завода стал Бланкеннагель, который обратился к Александру I с просьбой выделить ему ссуду. Московский пожар 1812 года уничтожил два склада патоки и сахара.
Полное расстройство дела и долг в 50 000 рублей, выданный казной на обустройство сахарного завода, свели генерала в могилу, но долг Бланкельнагеля был Высочайше сложен с наследников. Сахарный завод перешел к компаньону Бланкеннагеля, тайному советнику, генералу-майору Антону Герарду, известному новатору в области сельского хозяйства.
Таким образом в России, как и во всех европейских странах, тростниковый сахар был обложен дополнительной ограничивающей экспорт пошлиной, а свеклосахарное производство успешно продолжало развиваться, в 1913–1914 годах практически сравнявшись, с тростниковым. Впрочем, тростниковый сахар так и не сдал своих позиций – его изготовление после первой мировой войны снова возросло, и в наши дни из общего объема мирового производства всего сахара на долю свекловичного приходится лишь около 30%.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев