Имам аль-Мунауи в отношении этого хадиса сказал: *«Словно человек по причине своего недостатка и самовлюбленности выслеживает недостатки своего брата, замечая за ним незаметные вещи, будучи слепым относительно своих явных недостатков. И в пример приводится то, как человек замечает маленький недостаток, которым он упрекает, тогда как в нем самом недостатков столько, что в отношении недостатка его брата, они подобны бревну в сравнении с соринкой. И подобное является самым скверным и позорным из деяний! Да помилует Аллах того, кто оберегает свое сердце и язык, занят самим собой и удержал себя от чести мусульманина и от занятости тем, что его не касается! Тот, кто будет придерживаться этого наставления, его спокойствие будет постоянным, а сожаление малым» . См. «Файдуль-Къадир» 6/456.
Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, говорил: *«Я удивляюсь тому, кто бежит от предопределения, пребывая в нем, и тому, кто замечает соринку в глазу брата своего, оставив в своем бревно!» аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 886. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: *«Если тебе захочется упомянуть о чьих-либо недостатках, вспомни о своих собственных». Ибн Абу ад-Дунья в «ас-Самт» 194.
‘Аун ибн ‘Абдуллах говорил: *«Я считаю того, кто смотрит на недостатки людей тем, кто впал в упущение в отношении самого себя!» Ибн Абу ад-Дунья в «ас-Самт» 751.
От Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Туба (дерево в Раю) для того, кого занятость своими недостатками удержала от недостатков других!» аль-Баззар 3225. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. «Булюгъ аль-марам» 1524.
Имам ас-Сан’ани сказал: «Смысл хадиса в том, что тот, кто следит за своими недостатками, пытается избавиться от них и скрывает их, это удерживает его от занятости недостатками других и изучения того, что совершают другие. И кто желает заняться недостатками других, пусть посмотрит на свои недостатки, и тогда он увидит, что и в нем есть те же недостатки». См. «Субулю-Ссалям» 8/256.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во время похода на Табук один человек сказал:
“Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”.
‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. После этого‘Ауф отправился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал:
О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял:
“Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ем...ЕщёИбн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во время похода на Табук один человек сказал:
“Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”.
‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. После этого‘Ауф отправился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал:
О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял:
“Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ему только читал аят: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи:
“Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали”»
Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному”. Ибн Аби Хатим 10046, ат-Табари 16928. Достоверность подтвердили шейх Мукъбиль и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. Этот человек, произнося свои слова, имел в виду пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, но вместе с тем, он имел в виду именно обладающих знанием.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “В этом хадисе указывается на необходимость проявления почтения к ученым и недозволенность насмехаться и издеваться над ними. Этот лицемер сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”, он подразумевал под этими словами ученых, а ученые – это наследники пророков, и они являются примером для всей уммы. И когда человек ругает ученых, он тем самым расшатывает Исламскую общину, принижает достоинства ученых и вызывает сомнения относительно них”. См. “И’анатуль-мустафид би шарх китаб ат-таухид” 2/191.
طالب الحق يكفيه دليل واحد وصاحب الهوى لا يكفيه ألف دليل الجاهل يعلم وصاحب الهوى ليس لنا عليه سبيل
«Ищущему истину достаточно одного довода, а приверженцу страстей недостаточно и тысячи доводов. Невежду можно научить, но с приверженцем страстей мы не имеем такой возможности».
Комментарии 336
. См. «Файдуль-Къадир» 6/456.
аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 886. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Ибн Абу ад-Дунья в «ас-Самт» 194.
Ибн Абу ад-Дунья в «ас-Самт» 751.
“Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”.
‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. После этого‘Ауф отправился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал:
О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял:
“Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ем...ЕщёИбн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во время похода на Табук один человек сказал:
“Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”.
‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. После этого‘Ауф отправился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал:
О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял:
“Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ему только читал аят: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи:
“Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали”»
(ат-Тауба 9: 65-66).
Этот человек, произнося свои слова, имел в виду пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, но вместе с тем, он имел в виду именно обладающих знанием.
Мой уважаемый брат , нет его коммы выше ))
طالب الحق يكفيه دليل واحد وصاحب الهوى لا يكفيه ألف دليل الجاهل يعلم وصاحب الهوى ليس لنا عليه سبيل
«Ищущему истину достаточно одного довода, а приверженцу страстей недостаточно и тысячи доводов. Невежду можно научить, но с приверженцем страстей мы не имеем такой возможности».
"Сильсиля ас-Сахиха" 1/713.