СЛОВО ПАСТЫРЯ
Вторник. О Ходатае Нового Завета. Прот. Вячеслав Резников (Мк.8:22–26)
Однажды Господь исцелил слепого. Причем, на этот раз Он совершил семь действий: «взял слепого за руку» – «вывел его вон из селения» – плюнул «ему на глаза» – «спросил его, видит ли что?» – «опять возложил руки на глаза ему» – «велел ему взглянуть» – «послал его домой» (Мк.8:23,25–26). Здесь – прообраз истории нашего спасения. Не сразу. Длительно и мучительно, как и все в мире. Как сегодня слепца, так и тогда: первое, что сделал Бог, – «взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской» (Иер.31:32).
После первого исцеления слепец сказал: «вижу проходящих людей, как деревья» (Мк.8:24). Хорошо хоть что-то видеть! Но – видеть людей как деревья, – все равно, что не видеть их вообще. Как и ветхозаветный храм, или, иначе, скиния собрания. Она и приближала Бога, и закрывала Его. Апостол напомнил, что в третью часть, во Святое Святых, мог входить только Первосвященник, и только раз в год. Тем самым «Дух Святый показывает, что» для всего народа «еще не открыт путь во святилище». И он не откроется, именно «доколе стоит прежня скиния» ((Евр.9:8). И это «есть образ» дохристианского «времени». Это – воплощение бессилия. Без конца приносятся «дары и жертвы», но никогда кровь жертвенных животных не сможет «сделать в совести совершенным приносящего» (Евр.9:9). Количество никогда не перейдет в качество. Так все и будет, «как деревья». «До времени исправления» (Евр.9:10). До времени Нового Завета, до второго, окончательно исцеления.
Слово «завет» родственно слову «завещание». А «где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя». «Оно не имеет силы, когда завещатель жив» (Евр.9:16–17). Наглядное выражение смерти – кровь. «Первый завет» тоже был утвержден «не без крови». «Моисей, произнеся все заповеди», «взял кровь тельцов и козлов», «и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог» (Евр.9:19–20). Но Моисей не именуется «ходатаем».
«Ходатаем нового завета» (Евр.9:15) Апостол Павел называет только Иисуса Христа. «Ходатай», это как бы посланник. Он – Ходатай от Бога, от Завещателя. Он же, собственно, и есть Завещатель. И Он ходатайствует перед нами, чтобы мы, «призванные к вечному наследию», в результате Его смерти, «получили обетованное» (Евр.9:15). Но Он же и Ходатай за нас пред Богом. Единственный Ходатай. Ибо, если «человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (1Цар.2:25) А Господь, по словам Пророка Исаии, «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:12) .
Но необходимо, чтобы и сам слепой, увидев деревья, не счел «в совести своей», что это и есть люди. Наверное, отчасти благодаря этому, наш слепец вторым усилием Господа был «исцелен, и стал видеть все ясно» (Мк.8:25). А сколько духовно полуслепых, и при этом самоуверенных и самодовольных, которые так и не хотят ничего больше видеть!
Комментарии 1