Как раньше жили и как разговаривали крестьяне Русского Севера.
С размытых временем пожелтевших чёрно-белых снимков глядят на нас и молодые парни, и седобородые мужики, и девицы в нарядных утеплённых одеждах - словно вопрошают: как вы там поживаете, потомки? Робите? Этим фотографиям уже более 100 лет и на них жители деревни Пылемы, основанной пять веков назад на высоком берегу реки Мезени. Поморы. Жители русского севера.
Их предки пришли сюда ещё в XIV веке — но не на безлюдные земли, а на территорию финно-угорских племён (в частности, вепсов и карелов), которые обитали в этих местах до славян и сыграли большую роль в формировании новой этнокультурной общности. Живущим «по морю» - этим обитателям беломорского побережья удалось создать и надолго сохранить свою уникальную народную культуру (до них не добрались татаро-монголы, и крепостное право на севере не прижилось), а так же свободолюбивый характер и бытовые обычаи, делающие их непохожими на жителей других регионов России.
По самой распространённой версии, корни поморов из Великого Новгорода. Этот русский город в давние времена владел землями на севере и соперничал с Москвой за лидерство. По мнению поморского этнографа Ивана Дурова, первыми жителями Беломорья были саамы (лопари), которых вытеснили финны, тех, в свою очередь, шведы, карелы, а с XIV века здесь установилось господство новгородцев. Они «предвидели в девственном крае далёкого сурового и студёного Белого моря богатую для себя поживу и зверем, и рыбою, и солью», - пишет он. Так и было: новгородцы оставляли свою малоурожайную землю и шли на север, к богатым ресурсами лесам и водоёмам, которые не только давали переселенцам материал для строительства домов, одежду и пищу, но и способствовали развитию торговли уникальными товарами. Новгородцы принесли на Север свои законы и порядки, но при этом присматривались к местному населению, перенимая лучшие практики хозяйствования.
Поморы или поморцы (так они стали себя называть) успешно занимались охотничьим промыслом (край был богат пушниной), рыболовством, судостроением, солеварением и добычей жемчуга. А поселения, основанные в то время колонистами, присутствуют на карте до сих пор: это и Сумский Посад (1436 год), и Варзуга (1466-й), и Умба (1466-й), и многие другие.
⠀
Самым ранним типом поселений Севера был погост - в нём строился храмовый комплекс или церковь, проводились мирские сходы, сюда приезжали торговцы. Как правило, поселения располагались не в одиночку, а группами - возле озера, реки, полуострова или какого-либо иного естественного объекта. Вообще же, русский Север, по сути, был узкой заселённой полосой вдоль моря, озер и рек, ведь такое расположение позволяло ходить на промысел (рыбный, за морским зверем), а система рек и озёр становилась неотъемлемой частью транспортных путей. Для заготовки дров и сена использовались особые летние поселения, расположенные на дальних крестьянских лугах (пожнях).
⠀
Пока Петр I не прорубил «окно в Европу» через Балтийское море, этим «окном» было Поморье. Поморы предлагали ржаную муку, лён, масло, а европейцы - свою морскую рыбу, кофе, чай, модные ткани, украшения. Заграничные товары поморы отправляли дальше по России уже по Северной Двине из Архангельска. Дело было прибыльным, поэтому семьи поморских рыбаков могли позволить себе хорошие дома, одежду и бытовые приборы, недоступные в других регионах страны. До сих пор в некоторых музеях сохранились головные уборы поморских замужних женщин - повойники, расшитые золотыми нитями и жемчугом. У поморов считалось - «чем краше жонка, тем путнее мужик».
⠀
«Брус, глаголь, два кошеля» - так мог бы называться фильм Гая Ричи, родись он на Русском Севере, но режиссёр - англичанин, а так назывались жилые дома поморов. Основным материалом для них было дерево: такие дома органично вписывались в природный ансамбль, дополняя его. Разнообразие жилых построек на Севере очень велико, но их главная, уникальная особенность - объединение жилой и хозяйственной частей в одно сооружение — дом-двор. Такие дома обычно вмещали несколько изб (от 4 до 6), в них жили семьи, объединённые родством, и именно поэтому северные дома принято считать родовыми гнёздами.
⠀
Хозяйственная часть дома вмещала конюшни, хлева, сеновалы, навесы для инвентаря и колодцы. В условиях долгих и холодных зим такой дом позволял выполнять большинство хозяйственных работ, не опасаясь суровой стихии. От того, как были расположены жилая и хозяйственная части, зависел архитектурный тип дома: брус, глаголь или кошель. Последние - были огромны и впечатляли не только своей монументальностью, но и красотой замысловатых резных узоров.
⠀
Общество Русского Севера — это пример гендерно равной модели общежития среди прочих сообществ Руси. Здесь муж и жена грамотно распределяли обязанности — жили вупряг (наравне). На период ожидания мужа с промысла женщина оставалась полноправной домоправительницей и главой всей семьи, её так и кликали — большухой. Поморские женщины ревностно относились к своему статусу и слово «баба» считали оскорбительным. «Бабами сваи забивают, - скажет вам поморец, - а у нас жонки». Вообще же, жизнь на Русском Севере требовала особого отношения к семейному укладу: поморы считали (и считают до сих пор) семью «высшей ценностью и олицетворением жизни согласной».
⠀
Питались северные крестьяне здоровой, но главное, разнообразной пищей: рацион их преимущественно состоял из рыбы, ягод, грибов и квашеного молока. К тому же поморы совершенно не зависели от урожая на регулярной пашне, как крестьяне других регионов Руси, и потому хлеб не был ключевой составляющей рациона и заменялся пихтовой и сосновой корой или болотными растениями. Основная причина, по которой крестьяне других регионов России не знали о полезных свойствах такого продукта, — практически полное отсутствие в Южной России болот. Однако зачастую путешественники, бывавшие в северных губерниях, расценивали эту практику или как признак дикости, или как свидетельство крайней нужды. На самом же деле использование дикорастущих хлебозаменителей было широко распространено среди всего населения: от нищих безземельных крестьян до обеспеченных горожан. Кстати, исландский мох также играл роль хлебозаменителя. Он горький на вкус и требует особого приготовления. Однако его употребление было сертифицировано и рекомендовано государством.
⠀
Кроме ягод и грибов, которых на Севере в определённое время года всегда в изобилии, следует упомянуть и сосновый сок, то есть молодой весенний сосновый луб: «Сок сочить ходят в лес не только дети, но и взрослые; это обыкновенно бывает лишь раз в год весной. Соком называются длинные ленты луба, который сдирают с молодых сосен; для этого сосенку срубают в комле и снимают с неё верхнюю кору, затем срезывают слой луба длинными полосами, которые складывают в туес. Сок не бывает всегда одинаково сладок, в сухие годы он смолист и горек, в мокрые водянистее и сахаристее» (Потанин Г.Н. «Никольский уезд и его жители» 1876 г.).
⠀
Обычный обед помора состоял, например, из ухи из трески, редьки с квасом, солёных груздей и волнух, хлеба (из векхи и толокна) и брусники - на десерт. Поморская кухня строилась, разумеется, вокруг рыбы, как вокруг рыбного промысла строилась изначально вся поморская жизнь. Поморы сами себя охотно называли «трескоедами». В поморской среде считалось, что треска, в отличие от сёмги и другой рыбы, никогда не приедается, и есть её можно хоть каждый день. А ещё поморы, единственными среди всех русских, переняли финский обычай соединять в одном блюде рыбу с молоком.
⠀
Поморы также включали в свой рацион и овёс, и ячмень, а так же много брюквы и ягод. Овёс употреблялся в виде холодных щей (жидкой кашицы из овса) и киселя; капусту ели пареную, поэтому местное население не было знакомо с квашеной капустой и кислыми щами. Ячмень шёл на хлеб и пироги. В непостные дни употреблялось мясо и кислое молоко (творог, свёрнутый из молока посредством нагревания), но мясо ели редко, на столе его часто заменяла летятина (дичь). Перец и лук — были единственными приправами на столе помора, а воскресный чай — удовольствие для богатых.
Когда заходит речь об отсутствии в Поморье крепостного права, сторонники критического взгляда просят уточнить терминологию. Дело в том, что на Севере отсутствовали помещичьи вотчины, но местные жители всё же являлись государевыми или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Например, Ломоносову, чтобы отправиться из Холмогоров в Москву, пришлось получить паспорт, а когда он истёк, будущий великий учёный некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.
⠀
Также критике подвергаются и сведения о всеобщей грамотности поморов: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Однако многие историки считают, что обитатели беломорского побережья были грамотны чуть ли не поголовно. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри», правда, не дошедшая из глубины веков, а появившаяся за последнее столетие. Интересно, что у поморов сложился и свой особенный северный говор, который современный русский человек понял бы с большим трудом. Например, баркас они называли «карбасом», косу серпообразный формы - «горбушей», а про умершего человека говорили - «море взяло».
⠀
Кроме того, у поморов был отдельный язык для общения с норвежцами - руссенорск (другое название - Moja på tvoja), который сложился к XVIII веку. До нас дошло около 400 записанных фраз, как латиницей, так и кириллицей. Например, такие как «drasvi» - «здравствуй», «kak sprek?» - «что ты говоришь?», «kak pris?» - «какая цена?» Как отмечают филологи, количество русских и норвежских слов в этом языке было примерно одинаково, что говорит о том, что обе стороны были равноправными партнёрами. Язык фактически исчез после Октябрьской революции 1917 года, когда свободные контакты поморов с норвежцами прекратились.
⠀
Кроме своего языка, поморы всегда отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал; а ещё поморы на протяжении нескольких столетий были инноваторами в русском традиционном костюме. Они первыми повязали шейный платок и надели клетчатую рубаху и шерстяной свитер. Краеугольным же камнем поморского гардероба были тёплые тулупы с капюшонами («совики», их шили только из шкур морских животных, поэтому они были весьма водостойкими), а так же шапки-шлемы с длинными до пояса ушами. Было, что перенять из поморского гардероба и европейцам. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая подходила бы для мореходства по северным широтам. Элементы поморского костюма перенимали английские, голландские, норвежские моряки. От них «поморские тенденции» распространялись по Западу.
⠀
Также считается, что поморы были уникальными мореходами: их ладьи-кочи, по мнению многих историков, были предназначены для плавания среди полярных льдов лучше, чем современные ледоколы. Поморы ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты. Вот только отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студёным, сегодня носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.
⠀
На формирование отдельного поморского этноса, конечно, влияла и природа. Жить (а точнее — выживать) в таких условиях было чрезвычайно сложно, а значит, и люди сюда ехали не робкого десятка. Жизнь на холодных берегах морей всегда значила готовность к смерти в любой момент. Несомненно, сложилась и отдельная поморская культура: у них был свой календарь, свои понятия о коллективе (отношение к рыболовецким артелям как к одной большой семье), уклады и обычаи. Неспроста именно в Поморье существовала одна из самых крупных старообрядческих общин.
Если судьба вдруг забросит вас на Русский Север, на Поморские земли, и вам посчастливится повстречать настоящего помора, будьте готовы, поддержать разговор. А чтобы не попасть в неудобную ситуацию и не поставить в тупик северного собеседника, запомните несколько правил коммуникации с помором.
⠀
Так, поморы «цокают»: звук «ч» в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: улиця, коцька, доцька, цепахи, руцёй. Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш».
⠀
Поморы никогда не «работают». Они «робят». А вот понятие «жить» у поморов имеет более широкое употребление. Например, когда мы бодрствуем, то они «живут».
⠀
Не задавайте северным людям вопросов, начинающихся с «почему». А то можете получить в ответ «по качану». Любознательность поморы проявляют словом «пошшо». Кстати, слова «потому» тоже нет в поморьской говоре.
⠀
Не разбрасывайтесь в разговоре и отрицательными частицами. Поморы говорят «нет», только когда кому-то отказывают. Например, «Нет, мне это не нужно». Поэтому, если у вас спросят денег, отвечайте по-поморьски: «У мя денег нема».
⠀
Будьте аккуратнее и с определениями. В поморьской говоре не существует окончаний «ий», «ый». Вместо них употребляются «ой», «ёй». Например, «зимнёй вецёр». Кроме того, вам придётся привыкнуть к некоторым уникальным атмосферным осадкам, которые наблюдаются в Поморском краю: у снега и дождя здесь «нема ног». То есть они у поморов никогда «не идут». Снег «падат», а «дожжь летит» или «льёт». Кстати, машина здесь тоже «не едет», а «бежит».
⠀
Так сложилось, что у поморов большую роль играет тональность речи, которая заметно повышается к концу предложения. Но не надо повышать голос: поморы – люди тихие и говорят громко только в крайне раздраженном состоянии.
⠀
Поморы, конечно, понимают по-русски, однако будьте аккуратнее со словами: некоторые русские слова в поморьской говоре имеют совсем другое значение. Например, «долина» - это высокий человек, «глаз» - окно, «забой» - сугроб, а «ясень» - солнечная погода. А уж сколько у них своих, только их языку присущих, необычных слов! К примеру, кто бы догадался, что «передызьё» - это коридор или «косьё» - кости?!
Сегодня в России называют себя поморами чуть более 3-х тысяч человек (согласно Всероссийской переписи населения). Тем не менее, историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто такие поморы: отдельный народ, субэтнос или просто жители Поморья. Сами поморы считают, что так может называться только человек, который не только происходит из поморского рода, живёт на море, но и до сих пор кровно связан с ним.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев