Кланяюсь всем Буддам и Бодхисаттвам.
Слышал я такое однажды. Победоносный (bcam ldan 'das, bhagavan) вместе с большим
собранием из тысячи двухсот пятидесяти монахов и множеством бодхисаттв-махасаттв
2
находился на Грифовой горе, недалеко от Раджгира. В это время Почтенный Шарипутра
отправился к Бодхисаттве-Махасаттве Майтрее
3
, чтобы повидаться с ним. Когда Шарипутра
приблизился, они обменялись многими словами искренней радости и расположились на
плоском камне.
После этого Почтенный Шарипутра так обратился к Бодхиасттве-Махасаттве
Майтрее: "Майтрея, сегодня Победоносный, взглянув на росток риса, изрёк монахам
следующее: "Монахи, тот, кто видит зависимое возникновение (тиб. rten cing 'brel bar 'byung
ba, скт. пратитьясамутпада) – видит Дхарму. Кто видит Дхарму – видит Будду". Произнося
это, Победоносный ничего больше не сказал. Майтрея, каков смысл этого изречения
(сутры4
), произнесённой Блаженным5? Что такое зависимое возникновение? Что такое
Дхарма? Что такое Будда? Как так, что если видишь взаимозависимое возникновение, то
видишь Дхарму? Как получается, что если видишь Дхарму, видишь Будду?"
После того, как Шарипутра произнёс это, Бодхисаттва-Махасаттва Майтрея так
ответил ему: "Благородный Шарипутра, относительно сказанного Победоносным,
Господином Дхармы (тиб. chos kyi bdag po)
6
, Всезнающим (тиб. thams cad mkhyen pa): " Тот,
кто видит зависимое возникновение – видит Дхарму. Кто видит Дхарму – видит Будду". [На
твой вопрос] – что же такое это зависимое возникновение? – [отвечу]. Оно таково: "Из-за
наличия этого возникает то и, поскольку это родилось, – рождается то
7" (тиб. /'di yod pas 'di
'byung la/ /'di skyes pa'i phyir 'di skye ba ste/)
8
. Так что при условии неведения (тиб. ma rig pa,
скт. авидья) активизируются формирующие факторы (тиб. 'du byed, скт. самскара), при
условии формирующих факторов – сознание (тиб. rnam par shes pa, скт. виджняна), при
условии сознания – имя и форма (тиб. ming dang gzugs, скт. намарупа), при условии имени и
формы – шесть источников (сознания) (тиб.skye mched drug, скт. аятана), при условии шести
источников – контакт (тиб. reg pa, скт. спарша), при условии контакта – ощущение (тиб. tshor
ba, скт. ведана), при условии ощущения – жажда (тиб. sred pa, скт. тришна), при условии
жажды – привязанность (тиб. len pa, скт. упадана), при условии привязанности –
существование (тиб. srid pa, скт. бхава), при условии существования – рождение (тиб skye ba,
скт. джати). При условии рождения возникают старость и смерть (тиб. rga shi, скт.1. В переводе сутры были использованы лекции, прочитанные Кхенпо Чодраком в
Международном Буддийском институте Кармапы (КIВI) в Дели, (Индия, 1992 год), а так
же лекции, прочитанные Топкой Римпоче во Франции (Дакпо Кагью Линг) в рамках
пятилетней образовательной программы в 1994 году.
2. Бодхисаттва-махасаттва – это бодхисаттва, достигший десятого уровня (тиб. sa bcu pa)
реализации на пути бодхисаттвы.
3. Один из восьми великих бодхисаттв, близких учеников Будды, которые в традиции
Махаяны являются основными источниками наставлений, относящихся к Великой
Колеснице.
4. Сутра в переводе с санскрита означает нечто краткое, в данном случае Будда произнёс
сутру, то есть короткую фразу (здесь и далее прим. пер.).
5. Блаженный (скт. сугата, тиб.: bde bar gshegs pa) – один из эпитетов Будды; дословно
можно перевести как тот, кто достиг блаженства, или счастья.
6. Этим эпитетом наделяется совершенное просветлённое существо, обладающее
следующими четырьмя качествами: 1) Знание каждого явления в отдельности, а также их
полной совокупности; 2) знание истинной природы всех явлений; 3) знание всех способов
коммуникации, а также 4) умение давать наставления в течении сколь угодно долгого
времени и на любую тему.
7. В "Сутрах средней длинны" (Мажхима-никая) можно встретить следующее
определение взаимозависимого возникновения: "Это возникло – возникло то, это
прекратилось – прекратилось то".
8. Исходя из комментариев Гунамати, к этому можно добавить, что, во-первых, главным
условием появления результата является просто наличие определённой вещи (причины).
Во-вторых, возникновение чего-то ведёт к возникновению ещё чего-то, при этом первое
обязательно изменяется; таким образом существует процесс изменчивости,
характеризующийся непостоянством. И в-третьих, каждый элемент этого процесса имеет
способность произвести следующий, соответствующий элемент процесса.
9. Разумеется, неведение является главной причиной всего самсарического процесса,
состоящего из двенадцати вышеприведённых звеньев, и, прекратив неведение, мы
пресекаем страдание вместе со всеми его составляющими. Однако на практике
последовательность совсем иная: мы начинаем с ощущения, затем удаляются жажда,
привязанность и т.д. Таким образом мы очищаем омрачённое состояние ума, узнаём
базовое неведение, и после избавляемся и от него. Здесь необходимо понимать, что
неведение не является некоей твёрдой субстанцией, которую нужно заменить на что-то
другое. Скорее мы просто используем противоядие для определённой болезни и создаёмусловия для выздоровления. Также как тьма не может сосуществовать со светом, также
наша практика постепенно приводит к избавлению от неведения.
10. Правильный взгляд – это уяснение для себя правильного взгляда на вещи, путём
устранения ложных воззрений в ходе изучения. Камалашила определяет это как
безошибочную концептуализацию реальности.
11. Правильная решимость – это твёрдое и окончательно решение встать на путь Будды и
поддержание этой мотивации в дальнейшем.
12. Правильная речь – это истинная речь человека, постигшего истинное положение
вещей, а поэтому говорящего всегда правду, и никогда – ложь или бессмыслицу.
13. Правильное поведение – это правильная деятельность, основой которой служит
правильное понимание. Здесь главным образом подразумевается деятельность на уровне
тела.
14. Правильный образ жизни – это тот способ социального существования (работа, семья
и т.п.), который исключает виды деятельности, несовместимые с правильным поведением.
15. Правильное усилие – это прилежность в изучении, обдумывании и практике учений с
целью устранить омрачения и непонимание.
16. Правильное памятование – это поддержание себя в состоянии осознанности,
правильного знания относительно природы реальности.
17. Правильное сосредоточение – это пребывание в состоянии созерцания четырёх
благородных истин и уничтожение таким способом аффектов как в их взрывном, так и
латентном состоянии.
18. Иными словами, целью пути является достижение нирваны.
19. Свойства (дхармы) в данном абзаце означают как явления, так и учения. Другими
словами Будда – это тот, кто постиг истинную природу явлений, а также знает и пути,
методы её постижения.
20. Здесь, судя по всему, говорится о стадии "обучающихся" и тех, "кто более не
нуждается в обучении". В хинаяне к последним относились личности, обладающие
плодом архатства.
21. Зависимое возникновение "постоянно" в том смысле, что всегда лишено самобытия.
"Жизненная сила" – это особый вид энергии, являющийся источником жизни человека и
поддерживающий функционирование скандх. «Жизненная сила» признавалась
существующей в некоторых системах философской мысли древней Индии. "Свободное от
жизненной силы" – означает, что жизненная энергия, которая фактически тождественна
самой личности, будучи, также как и личность, просто концепцией, не может быть
зависимым возникновением. «Такое как есть» – значит не выдуманное. Здесьподразумевается таковость, абсолютная реальность зависимого возникновения.
«Непреложное» – означает безошибочность взаимодействий причин, условии и
результатов. «Нерождённое» – означает, что зависимое возникновение, так же как и
воспринимаемые явления, не существует, будучи нерождённым. "Невозникавшее' –
означает, что зависимое возникновение и явления ни в прошлом, ни в настоящем, ни в
будущем не возникают как нечто реальное. "Несделанное" – означает, что зависимое
возникновение и явления не были созданы богом-творцом или кем-то ещё. "Несоставное"
– означает, что зависимое возникновение и явления не существуют как совокупность
существующих причин и условий. "Беспрепятственное" – означает то, что все явления
беспрепятственны в своём проявлении. Их пустая природа не уничтожает зависимое
возникновение. "Без объекта наблюдения" – означает, что абсолютная природа зависимого
возникновения вне ограничений двойственного восприятия и концепций, а потому
ненаблюдаема. Мирное состояние покоя – это свободное от омрачений состояние ума.
Действительное понимание истинной природы зависимою возникновение является
состоянием бесстрашия. "Ненарушимое" – означает, что это состояние не подвержено
никаким негативным влияниям. "Безостановочное" – означает что оно приводит к
реализации ясности ума – неисчерпаемых качеств просветления. "Не являющееся полным
покоем" – означает, что оно не является замороженным состояние совершенного
бездействия.
22. Тот, кто понимает абсолютную Дхарму, обладает совершенной мудростью. Тот, кто
обладает совершенной мудростью, поскольку покоится в состоянии недвойственности, не
считает, что Зависимое Возникновение, Дхарма и Будда –это разные вещи.
23. Более развёрнуто это краткое определение можно перевести как «в силу этого условия
возникает соответствующий результат». В комментариям к данным строкам
подчёркивается, что совокупность причин, условий и результатов – это и есть зависимое
возникновение. То есть, сами причины это зависимое возникновение, условия – зависимое
возникновение, и результат – зависимое возникновение. Таким образом, каждый из
элементов немыслим в отдельности, поскольку существует в полной зависимости от
другого.
24. Имеется в виду, что дхармата, истинная суть явлений, абсолютно не зависит от того,
приходили будды в этот мир или нет. Она совершенно вне всего ограниченного и
обусловленного.
25. Природа и истинное пребывание дхарм фактически тождественны зависимому
возникновению.26. Неизменность здесь может быть истолкована как неизменный порядок взаимосвязи
причин и следствий.
27. Под слаженностью здесь подразумевается строгое взаимодействие и
скореллированность причин и условий.
28. Зависимое возникновение является причиной для реализации таковости.
29. Как само зависимое возникновение функционирует безошибочно, так и его познание
устраняет ошибки ума.
30. Все феномены без исключения являются зависимыми, а значит имеют природу
таковости.
31. Зависимое возникновение является истинным, поскольку оно не обманчиво.
32. Оно есть единственная истина по поводу природы реальности. Всё, что противоречит
ей, является ложным.
33. Зависимое возникновение не измышляется.
34. Зависимое возникновение является объектом совершенной мудрости.
35. Хотя и есть причина определённого результата, нет смысла говорить о субъекте
действия или некоем производящем его «агенте».
36. Одна из сентенции, которая звучит совершенно в духе махаяны. Так, если ничто не
возникает ни из самого себя, ни из другого, ни из комбинаций первого и второго, то,
следовательно, нет никакой истинно существующей сущности, из которой возникла бы
рассматриваемая вещь. Всё возникает только благодаря процессу взаимозависимого
возникновения, в силу причин и условий.
37. Здесь подчёркивается дискретность процесса: результат не может существовать
одновременно с причиной и возникает лишь при условии её прекращения.
38. Здесь подчёркивается связность, континуальность и преемственность процесса.
39. То есть, на том основании, что семя и росток совершенно различны, нельзя сказать,
что есть некая сущность, переходящая из первого во второе.
40. "На манер треножника" – означает, что также, как для устойчивости у треножника
должны быть все три опоры, так и для функционирования сознания необходимо
присутствие всех его составляющих: это пять сознаний, действующих посредством
органов чувств, и шестое – загрязнённое ментальное сознание.
41. "Побег" в данном случае надо понимать как зародыш, эмбрион ребёнка, его
физическое и умственное состояние.
42. Перечисление стольких многих вещей, коими земля, вода и пр. не являются,
подкрепляет лишь одно – ни один элемент внутреннего зависимого возникновения не
может быть некоей реальной, независимой сущностью, или эго.43. Если коротко, то неведение определяется здесь как незнание того, что все внешние
элементы (дхату) по сути не являются некоей целостной субстанцией. То есть, опять же,
прослеживается тенденция перехода от хинаянских концепций к идеям махаяны.
Необходимо также отметить, что в палийских сутрах неведение в основном определяется
как незнание четырёх Благородных Истин.
44. Здесь подчёркивается видение вещи как единичности, что характерно для "главного"
сознания. Распознавание различных характеристик вещи, её особенностей – это функция
производных сознаний.
45. Здесь подразумеваются встреча объекта восприятия, органа чувств и сознания органа
чувств (тиб. yul dbang rnam shes).
46. Обычно определяется как нежелание расставаться с объектом вожделения. Кроме
того, сюда же входит желание избежать нежелательного, а также желание не расставаться
со скандхами в момент смерти.
47. Обычно она делится на четыре вида: цепляние за чувственные объекты желания (тиб.
'dod pa), цепляние за ошибочные идеи и взгляды, цепляние за "я" и "моё", а также
цепляние за ошибочный образ поведения и мораль как за высшие.
48. Или ещё говорится, что это созревание кармы.
49. Имеется его подразделение на рождение, смерть, промежуточное состояние между
смертью (тиб. bar srid) и рождением, а также между рождением и смертью (тиб. sngon dus
kyi sríd).
50. Здесь речь идёт о непонимании или не правильном понимании бессущностности
личности и феноменов.
51. Недвижимыми (неколебимыми) называются действия рупа и арупа лок так как в этих
сферах действия не колеблются относительно результата своего созревания. Действия,
совершённые в одной из этих сфер, не могут принести плод в какой-либо другой. В силу
полной определённости относительно места результатов созревания такие действия
называются неколебимыми.
52. То есть на основе восприятия шести органов чувств возникают соответствующие
контакты органа чувств, объекта и сознания.
53. Звенья зависимого возникновения не происходят в сознании некоего «создателя».
54. Поскольку результат возникает в соответствии с причиной и не умаляется ни при
каких условиях.
55. Поскольку результат возникает до тех пор, пока есть собрание условий.
56. Поскольку зависимое возникновение явлений остаётся до тех пор, пока не возникнут
не способствующие данному типу явлений условия.57. Судя по всему, здесь идёт речь о ментальной направленности как силе
предшествующего момента сознания, направляющей сознание на его объект в следующий
момент времени.
58. Йоджана (тиб. dpag tshad) – мера длины, примерно равная семи с половиной
километрам.
59. "Переходящее" в данном случае подразумевает однородность изменений и
невозможность больших скачков и разрывов. Но зависимое возникновение вполне
допускает новое рождение, например, человека в виде существа ада, животного и т.д., и
наоборот. Не может быть перехода или переноса скандх из одной жизни в другую,
поскольку вновь произведённые скандхи в соответствии с накопленной кармой могут
обрести качественно отличное от прежнего рождение при разнообразных обстоятельствах
и в различных состояниях существования чувствующих существ.
60. Разъясняя по порядку, Камалашила даёт следующее описание: зависимое
возникновение (в его самсарном проявлении) обманчиво и подобно сну; оно не
выдерживает анализа на реальность; оно подобно миражу; оно не имеет никакого
материального содержания, подобно пустотелому стеблю лотоса; оно является
страданием изменения, не смотря на временное счастье; оно является грубым видом
страдания страдания, подобно нарыву; оно является тонким видом страдания составного;
оно является безусловно негативным; оно возникает и прекращается; оно огорчает; оно не
содержит никакой самости; оно не является истинным Эго.
61. Под практикующими здесь подразумеваются так же и буддисты.
62. Это значит, что они более не возникают и их не надо более устранять.
63. Если снять все листья с бананового дерева, то оно будет уничтожено вместе со своим
корнем, потому что оно представляет собой собственно одни листья, составляющие
оболочку без сердцевины.
64. «Так шествующий", или "Постигший всё, как есть" – один из эпитетов Будды,
означающий его реализацию таковости.
65. "Победитель врагов" – этот эпитет означает победу Будды над всеми омрачениями и
завесами к просветлению.
66. "Радостно шествующий" (тиб. bde bаr shegs рa)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев