Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.
В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741). Встав на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.
Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он раздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.
Однажды в монастыре скончался один из иноков, и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский патриарх, рукоположил его во священники и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 года, в возрасте 104 лет.
***
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, СЕГОДНЯ ТАКЖЕ СОВЕРШАЕТСЯ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ:
ВМЦ. ВАРВА́РЫ И МЦ. ИУЛИАНИ́И (ОК. 306);
ПРП. ИОА́ННА, ЕПИСКОПА ПОЛИВОТСКОГО (VIII);
ГЕННА́ДИЯ, АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО (1505);
СЩМЧЧ. АЛЕКСИ́Я САБУРОВА, ИОА́ННА ПЬЯНКОВА, АЛЕКСА́НДРА ПОСОХИНА И НИКОЛАЯ ЯХОНТОВА, ПРЕСВИТЕРОВ, ВАСИ́ЛИЯ КАШИНА, ДИАКОНА, И С НИМ 10 МУЧЕНИКОВ (1918);
СЩМЧ. ДИМИ́ТРИЯ НЕВЕДОМСКОГО, ПРЕСВИТЕРА, ПРМЦ. АНАСТАСИ́И ТИТОВОЙ, ПОСЛУШНИЦЫ, МЦЦ. ЕКАТЕРИНЫ АРСКОЙ И КИ́РЫ ОБОЛЕНСКОЙ (1937).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
.
.
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
(C26.03.2015)
Ведущий телепрограммы «Церковный календарь»
на телеканале «Союз».
.
Смотрите видео по ссылке:
clck.ru/3QsVe8.
.
СВЯТЫЕ — ЭТО САМЫЕ СОВЕРШЕННЫЕ ХРИСТИАНЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПОСВЯТИЛИ СЕБЯ ПОДВИГАМ СВЯТОЙ ВЕРЫ В ВОСКРЕСШЕГО И ВЕЧНО ЖИВОГО ГОСПОДА ИИСУСА. Они единственные истинные бессмертные среди людей, потому что живут в воскресшем и ради воскресшего Господа Христа, и над ними не властна смерть. Их жизнь полностью принадлежит Христу, и потому она — христожизнь. Их мысли — христомысли, а чувства — христочувства. Всё, что у них есть, принадлежит Христу, а затем уже им. Даже если у них есть совесть, то она сначала Христова, а затем уже их, и если у них есть жизнь, то она сначала Христова, а затем уже их. У них нет ничего своего, а есть только Христос.
Поэтому «Жития святых» — это не что иное, как жизнь Господа Христа, обновлённая в каждом святом в большей или меньшей степени, в том или ином виде. Или, точнее, это жизнь Господа Христа, продолженная через святых, жизнь воплощённого Бога-Слова, Богочеловека Иисуса Христа, который стал человеком, чтобы передать нам свою божественную жизнь как человек и сделать бессмертной и вечной нашу человеческую жизнь на земле.
В «Житиях святых» представлены разнообразные, но неизменно надёжные пути к спасению, просвещению, освящению, преображению, обожению, охристовления. Они показывают, как человеческая природа преодолевает грех, любую страсть, смерть, любого дьявола.
В «Житиях святых» есть лекарство от любого греха, исцеление от любой страсти, воскресение из любой смерти, избавление от любого дьявола и спасение от всех бед.
Нет такой страсти или греха, для которых не было бы показано, как их преодолеть, умертвить или искоренить. В «Житиях святых» ясно и очевидно показано, что нет духовной смерти, из которой невозможно воскреснуть силой воскресшего и вознесённого Господа Христа. Нет таких мук, несчастий, мучений и страданий, которые Господь не преобразил бы постепенно или мгновенно в тихую радость.
Даже грешник может стать праведником — множество удивительных примеров этого можно найти в «Житиях святых».
ЧТО ТАКОЕ СВЯТОСТЬ И ЗАЧЕМ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ ЧИТАТЬ «ЖИТИЯ СВЯТЫХ»
СМ. ПО ССЫЛКЕ:
clck.ru/3LoVbG.
Источник:
tv-soyuz.ru
Нет комментариев