Отец солдата — художественный фильм, поставленный в 1964 году режиссёром Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти. Это фильм, который показывали каждый год в День Победы. И именно сейчас когда все больше и больше мостов рушатся между грузинским и русским народами, такие фильмы как этот, являются вечными символами любви и дружбы, которую никакие политики не смогут разрушить между обычными людьми. 1964 год… воспоминания о войне еще очень свежи, эти воспоминания в глазах и сердцах нескольких поколений, и фильмы, снятые в этот период настолько пронзительны, что с ними не сравнится ни один из современных навороченных блокбастеров…
«Отец солдата» — это история одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненного на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта.
Но он не боится… он как ребенок с открытым сердцем, наивным добрым взглядом… но видом больше напоминающий медведя из сказок. Он спрашивает каждого встречного не видел ли и не знает ли он его сына. И очень удивляется и обижается, когда солдаты от него отмахиваются и отправляют домой, чтобы не мешался под ногами… война ведь… Ну и что, что война… слушай, дорогой, он сына ищет… "сын мой, такой красивый, высокий. Фамилия Махарашвили".
Образ немного чудаковатого, доброго, сильного, отзывчивого, способного выручить в любую минуту человека создал гениальный актер Серго Закариадзе. Солдаты так его и звали — «Отец!» И на самом деле, на войне он заменял каждому солдату своего отца, своим примером, характером сильной личности, верой в успех!
Он из тех людей, чью душу ничто не способно испачкать: ни смерть, ни ненависть, ни подлость… Георгия любят солдаты, может быть потому что он очень напоминает им их отцов.
Георгий не солдат, но война исключений не делает и увлекает за собой этого забавного пожилого человека… Он проходит всю войну, ища следы своего сына. Многое приходится увидеть и перенести Георгию, он сам становится солдатом и только в последние дни войны находит сына. Увы, встреча эта была последней.
Прототипом героя фильма является реальный пожилой солдат однополчанин сценариста фильма Сулико Жгенти.Несмотря на годы, старик обладал недюжинной силой. Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемет и нес его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили.
Вспоминал автор сценария, как весной 42–го у Новороссийска спавших в блиндаже бойцов разбудили звуки грузинской мелодии: пел Георгий Махарашвили. Взрыхляя штыком землю, он сеял пшеницу. Солдаты с удивлением смотрели на своего однополчанина. “Весна идет, весна…” — пел старик, никого не замечая.
Опекал Георгий и самого Сулико Жгенти, который в 16 лет ушел на фронт добровольцем. Воевал в морских десантных частях, был ранен и награжден четырьмя медалями. Получив весточку о том, что сын находится в госпитале, отец отправился навестить Сулико, но не застал его в лазарете. Эта реальная история и легла в основу сценария фильма.
Премьера фильма состоялась во Дворце пионеров в Тбилиси.
Увидев, как сопереживают зрители героям, съемочная группа поняла: картина удалась. На широком экране фильм впервые показали 9 мая 1965 года. В финале, когда Георгий держит на руках смертельно раненного Годердзи и говорит: “Как ты вырос, сынок мой! Какой стал большой! Матери твоей что сказать?” — весь зал плакал навзрыд. Картина имела успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, получила несколько наград, в том числе и премию “Капитолийский Юпитер”.
В Кахетии, в родном городе Георгия Махарашвили — Гурджаани, поставили четырнадцатиметровый памятник Отцу солдата. В руках у старика-воина шлем и плащ погибшего сына. Внизу на барельефе выбили имена всех жителей сел района, которые не вернулись с войны. В списке погибших большая часть носит фамилию Махарашвили.
Уменьшенная копия медной скульптуры стоит у режиссера фильма Резо Чхеидзе в кабинете. Режиссер снял более двух десятков фильмов, написал дюжину сценариев, а самой любимой у зрителей так и остается картина “Отец солдата”.
Реваз Давидович до сих пор, где бы ни появился, слышит: “Спасибо, батоно Резо, за фильм!” А Серго Закариадзе всесоюзная слава грела только шесть лет. В 1971 году актера не стало. Последней его ролью в кино стал маршал Блюхер в картине “Ватерлоо”. Панихида проходила в Театре Руставели. Когда пограничники внесли в зал венок с лентой “Отцу солдата от его сыновей”, никто из присутствующих не мог сдержать слез. Похоронили актера в Тбилиси, на горе Мтацминда, в Пантеоне.
Это один из самых моих любимых фильмов о войне! и, пожалуй, самый человечный. Всегда в горле комок стоял и наворачивались слёзы, особенно, в финальной части.
Я вообще очень люблю Серго Закариадзе! Гениальный актёр. Достаточно одного фильма, чтобы это понять. Да и само повествование написано и снято просто потрясающе!
... Фильм о доброте и человечности в нечеловеческих условиях войны . О трогательной отцовской любви к сыну - танкисту простого крестьянина - грузина . Самый человечный фильм о войне .
Комментарии 16
Вечная память!!!!