Школы начального образования, открытые русской администрацией Туркестанского края для обучения детей местного населения нерусских национальностей в XIX веке.
В 1873 году первый туркестанский генерал-губернатор Константин фон Кауфман разработал и представил царскому правительству специальный план организации образования местного населения. Для школ нашли помещения, из России приехали педагоги.
В начале 80-х годов XIX столетия приступили к открытию русско-национальных школ, в которых статус школьной дисциплины наряду с русским языком впервые обрели национальные языки.
«Русская азбука для школ в Средней Азии», составленная М. А. Терентьевым по поручению туркестанского генерал-губернатора, ген.-адъютанта фон-Кауфмана 1-го. Книга была издана в Санкт-Петербурге в 1875 году типографией т-ва «Обществ. польза».
Также в школах Туркестана пользовались учебными пособиями, составленными Карлом Шельцелем. Среди них — «Русская азбука. Учебник, применённый к обучению по русскому языку в инородческих школах» и «Первый шаг на пути к изучению русского языка. Наглядное пособие для учащихся в инородческих училищах».
Кроме того, известно, что Николай Ильминский разработал программу четырёхлетнего курса, где первые два года обучение шло на родном языке по пособиям, составленным на основе графики, а русский язык вводился постепенно — в форме разговорных уроков.
При этом мусульманскому населению региона позволяли иметь свои традиционные (религиозные) народные школы — мектебы. Они функционировали при мечетях, и преподавали в них муллы.
Цель таких школ — обучение детей русскому языку и приобщение к ценностям европейской и русской культуры, подготовка чиновников низового звена администрации края.
В русско-туземных школах предусматривался 4х-летний срок обучения. В некоторых случаях были подготовительные классы.
Возраст учащихся — от 7 до 17 лет, обучались мальчики и юноши.
Позже появились двухклассные женские русско-туземные школы.
Учащиеся делились по классам — русский и туземный.
В школе работали русские преподаватели, которые учили русскому языку и арифметике, и учителя местной национальности, как правило, мулла, обучавший местному языку, арабскому языку и письменности, а также основам мусульманского вероучения.
Если в 1908 г в Туркестанском крае было 35 новометодных школ, то в 1916 г — уже 92. При этом в 1913 г в регионе действовали 7665 мактабов и медресе, (религиозные школы) были в большинстве кишлаков.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев