- Мама, расскажи мне про Дари Ээджи.
.
Маме восемьдесят семь лет.
Она сидит на своей кровати. Уже выпит утренний чай. Уже сказано йорел.
.
К ней часто приезжают студенты педколледжа и университета, записывают устное её творчество.
.
- Дари Ээджи...
.
Ничего не исчезает на Земле, - только забывается на время...
.
Как долго не говорили о Дари Ээджи!
А вот Церенов Василий Зулакаевич вспомнил и написал о ней.
.
Я ведь знала Дари Ээджи...
.
1962 год. Весна. Отец твой, я и ты, ещё маленький, недавно приехали из Сибири.
Мы поселились в маленьком доме на разъезде № 8, в двенадцати километрах от Улан Хола.
Однажды я поехала в Улан Хол по делам. Захожу в дом Манджиева Манджи. В сенях меня встречает его жена, Шуука:
- Бадма! Здравствуй! Там в доме, Дари Ээджи...
.
Религия была запрещена. Люди с осторожностью собирались на молебен,
не говоря о встрече с такими, как Дари Ээджи.
.
Захожу в дом. Сидят на ширдыках Атхан Цаган гелюнг, хозяин дома Манджиев Манджи.
Рядом, словно маленький подросток, с бритой налысо головой, в одетом на рубашку лавшагом
(накидка монаха-геелюнга) и шалм (круглая матерчатая тюбетейка) сидела Дари Ээджи.
В доме ещё были несколько незнакомых мне стариков.
.
Когда мы жили на своих землях, у нас в семье был гелюнг. И я знала многие правила и обычаи религиозного обихода.
Спускаю с головы платок, очищаю рот водой, молча подхожу к Бурханам, зажженым лампадкам.
Молюсь.
Отхожу спиной и сажусь, подогнув колено, не в общий круг, а возле выхода.
- Все в круге сидящие здоровы ли? - По старинке здороваюсь я.
Мужчины закивали, глядя на меня.
.
- Детка, откуда ты? Чья ты? - Голос Дари Ээджи был спокойным, но глаза были пытливыми, будто смотрели во внутрь тебя.
Я ответила.
.
- Ты знаешь Чюрюма Багши? - спросила меня Дари Ээджи.
- Знакома, - ответила я.
.
- Передай мои благопожелания всем,
кто встретится из вашего аймака,
что я в стодвенадцать лет стану бурханом.
Это слова Чюрюма Багши, - сказала Дари Ээджи.
- С благоговением принимаю, Ээджи, ваши слова! - сказала я.
.
Нимгир гелюнг, благородно дождавшись конца нашей беседы, обратился к Дари Ээджи:
- Легко ли, трудно ли далась Вам дорога до далёкой земли, где высится священный Зу
(Потала в Лхассе, главный тибетский монастырь).
.
- Дорога была утомительной и трудной, но нам придавали силы наши мысли и цель
- "дойти" до места рождения Бурханов, помолиться и взять благословение!
.
Благословение для вас, молящихся.
.
Увидев издалека золотые пагоды Зу,
я несколько раз падала в обморок.
Только молитвы Чюрюма Багши поднимали меня.
.
У Чурюма Багши не было в жизни грехов, а у меня были...
Уходя в Тибет я оставила у матери и отца свою двухлетнюю дочь Булган...
Единственный мой грех...
.
Рано утром все засобирались в степь, на курган, что высился в пяти дун (верстах).
Хозяин дома хотел запрячь лошадей, но Дари Ээджи остановила его:
- Пойдём пешком.
Когда испытываешь трудности, становится легче, потому что уходят грехи.
.
Так сказала Дари Ээджи, женщина гелюнг, праведница.
.
Еще в начале века (20), будучи молодой, она ходила по хотонам, несла людям Учение Будды,
легенды Окон Тенгри,
песни Арьябалы.
.
Как мало было таких, как она!
Они молились за тех, которые хотели стать лучше.
.
Праведницы молились за них - заблудших (в сансаре).
Сколько их пострадало, сынок - от манджиков до лам...
.
Ну, достаточно! - заканчивает свой рассказ мама.
Утром расскажу тебе о Чурюме Багши...
.
Ночью мне снился сон.
.
Ясное утро. Голоса людей из нашей кухни.
Заглядываю в окошко:
Дари Ээджи
(я её сразу узнал) сидит у нас в гостях и мирно разговаривает с моей матерью за пиалой чая.
.
Беседуют две калмычки.
Пусть не так нарядные их бешметы, пусть не знали косметики их лица,
пусть тихи их слова,
но как высоки их речи с недосказанностью и намёками,
с точной рифмой и поговорками!
.
Мне показалось, что разошлись облака, открывая возможность Синему Небу увидеть источник чистоты и мудрости".
.
...
"ЦАГАН МӨҢГН ХУР МИНЬ..."
Увшан Альчан Яван - "ДАРИ ЭЭДЖИ"
...
Убушаев Иван
"МОЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ"
Сборник: Рассказы. Очерки. Эссе.
Стр. 127-129." Элиста, 2015.
...
100-летие (1922 – 2022 гг.) начала путешествия в Тибет паломницы из Калмыкии Эрдниевой Цаган-Хаалги, (Дари ээджи).
Она девять лет провела в Тибете, с 1923 по 1932 год, выучила тибетский язык, посетила все святые для буддистов места и благополучно возвратилась на Родину, чтобы проповедовать учение Будды.
.
В истории о путешественниках из калмыцкой степи в Тибет, наряду с мужскими именами, упоминаются и женские.
.
Среди желающих поклониться самому главному Учителю Учения Будды была Дарма-Бала, зюнгарка,
жена Аюки хана.
.
После смерти мужа она намеревалась совершить обряд его поминовения в 1746-м году в Тибете, лично посетить резиденцию Далай-ламы в Потале.
.
Российские власти отказали тогда Дарма-Бале, остерегаясь, что она может увести калмыков в Джунгарию.
.
Среди более поздних калмыцких паломниц известно имя Цаган-Хаалги Эрдниевой (Дари ээджи).
.
Дари ээджи родилась в 1875-м году в селе Коровья Лука Сербеджап-Тюменевского аймака Хошеутовского улуса
(ныне село Джакуевка Наримановского района Астраханской области).

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6
(Дари ээджи).
.
Дари ээджи родилась в 1875-м году в селе Коровья Лука Сербеджап-Тюменевского аймака Хошеутовского улуса
(ныне село Джакуевка Наримановского района Астраханской области).
.
Она была выдана замуж за жителя села Калмыцкий Базар Эрдени Кичикова.
По старинному калмыцкому обычаю ее стали называть по имени мужа Эрдниевой Цаган.
В 1913-м году Цаган-Хаалга овдовела...
.
Человек набожный и глубоко верующий,
она решила оставшуюся жизнь полностью посвятить Будде:
в один из приездов в Калмыкию Хамбо ламы Агвана Доржиева выразила желание совершить паломничество в Тибет,
которое было одобрено и поддержано.
.
И Цаган-Хаалга стала готовиться в дальнее путешествие.
.
Вскоре нашлись и попутчики, с которыми она отправилась в далекую страну-мечту всех буддистов в 1922-м году.
.
Паломники добрались сначала до Бурятии, оттуда – в Монголию.
.
Из Монголии до Лхасы шли пешком
и, выдержав все трудности дальней дороги...Ещё"Среди более поздних калмыцких паломниц известно имя Цаган-Хаалги Эрдниевой
(Дари ээджи).
.
Дари ээджи родилась в 1875-м году в селе Коровья Лука Сербеджап-Тюменевского аймака Хошеутовского улуса
(ныне село Джакуевка Наримановского района Астраханской области).
.
Она была выдана замуж за жителя села Калмыцкий Базар Эрдени Кичикова.
По старинному калмыцкому обычаю ее стали называть по имени мужа Эрдниевой Цаган.
В 1913-м году Цаган-Хаалга овдовела...
.
Человек набожный и глубоко верующий,
она решила оставшуюся жизнь полностью посвятить Будде:
в один из приездов в Калмыкию Хамбо ламы Агвана Доржиева выразила желание совершить паломничество в Тибет,
которое было одобрено и поддержано.
.
И Цаган-Хаалга стала готовиться в дальнее путешествие.
.
Вскоре нашлись и попутчики, с которыми она отправилась в далекую страну-мечту всех буддистов в 1922-м году.
.
Паломники добрались сначала до Бурятии, оттуда – в Монголию.
.
Из Монголии до Лхасы шли пешком
и, выдержав все трудности дальней дороги,
в 1923-м году достигли Тибета,
именуемого калмыками страной Зу.
.
В Тибете паломница из Калмыкии, обладавшая сильным характером и крепким духом,
посетила все буддийские монастыри,
добралась до знаменитого Утайши, что вблизи Пекина.
.
За время пребывания в стране освоила тибетский язык, свободно общалась с местным населением.
У нее даже возникло желание остаться.
.
Однако тибетские монахи убедили ее в том,
что она принесет больше пользы людям на Родине, проповедуя Учение Будды.
.
С напутствием на подвижнические дела подарили ей танку Зеленой Тары.
.
В 1932-м году Цаган-Хаалга собралась с попутчиками в обратный путь:
сначала до Пекина, оттуда – до Монголии.
.
Лишь спустя год, из Монголии через Иркутск, Цаган-Хаалга добралась к родным местам,
в Калмыкию.
.
Проведя в Тибете девять лет, посетив все святые места,
Дари ээджи вернулась на Родину в начале 30-х годов 20 века.
.
На сохранившейся фотографии мы видим ее коротко остриженную, сидящую в позе медитации с четками в руках.
.
К этому времени в России,
в том числе и в Калмыкии,
изменилось отношение власти к религии, начались репрессии.
Не избежала гонений и Цаган-Хаалга.
Как опасный для общества элемент, решением особого совещания НКВД ее сослали на 3 года на север в Архангельскую область.
Было ей почти шестьдесят лет.
.
Вернувшись на Родину по истечении срока ссылки,
в 1943-м году Цаган-Хаалга разделила горькую участь своего народа.
Твердая вера и сильный характер помогли Цаган-Хаалге Эрдниевой вынести все трудности и жизненные невзгоды тринадцатилетней ссылки в г. Аральск, в Казахстан,
и вернуться в родные приволжские степи.
.
Удивительно,
что в эпоху атеизма
Дари ээджи не переставала вести жизнь, подобную монашеской.
.
Рассказы о Далай-ламе и тибетских монастырях до конца ее жизни приходили послушать люди из разных сел Калмыкии..."
.
...
Материалы о Цаган-Хаалге Эрдниевой (Дари ээджи) подготовлены на основе публикаций Прасковьи Эрдниевны Алексеевой".
...
Бембя Федоров
3. Длинная молитва, обращенная к Ламе Цонгкапе,
«СПОНТАННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАМЫСЛОВ»
разъясняющие подлинные и сущностные моменты,
для нас, живущих во времена упадка.
...
ཞག་རྗེར་གཏུམ་མྲོའི་རླུང་སྲོར་བརྒྱད་བརྒྱ་བཟུང་། །
ШАК- РЕР ТУМ-МО ЛУНГ-ЧЖОР ГЬЕ-ГЬЯ СУНГ
КАЖДЫЙ ДЕНЬ
ВЫ ВЫПОЛНЯЛИ ПО ВОСЕМЬСОТ РАЗ
СОЕДИНЕНИЕ ВЕТРОВ
ПРАКТИКИ ТУММО...
...
རྒྱལ་བ་བྲོ་བཟང་གགས་པ་ལ་གསྲོལ་བ་འདྗེབས། །
ГЬЯЛ-ВА ЛОБСАНГ ДАКПА ЛА СОЛ-ВА-ДЕП
ПОБЕДОНОСНЫЙ ЛОБСАНГ ДАКПА,
К ВАМ ВЗЫВАЮ:
བསམ་པ་ལྷུན་གིས་འགྲུབ་པར་བྱིན་གིས་རྲོབས། །
САМ-ПА ЛХУН-ГЬИ ДУБ-ПАР ЧИН-ГЬИ-ЛОБ
БЛАГОСЛОВИТЕ,
чтобы помыслы сбылись спонтанно!
...
ЙОГИНИ из Бутана
зимой
занимаются тибетской йогой ТУММО
- ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ОГНЯ
и практикой
ЦАЛУНГ ТРУЛКОР!
.
На этом видео
йогини из Бутана,
которые участвовали в ежегодной практике ЦАЛУНГ
(тибетская йога)
в Бумтханге,
в монастыре Ларунг Чодейпунг
(Bumthang,
Larung Chodeypung Monastery).
...
https://vk.com/wall-110078959_50307
OM A HUM
BAM
GURU HARINISA SIDDHI HUM
https://www.youtube.com/watch?v=dqf4lauLzLA
...
Мачиг ЛАБДРОН
"ОТСЕКАЯ НАДЕЖДУ И СТРАХ ".
Читать: https://vk.com/wall-17100520_13837?ysclid=lezklra8l1847037224
Аудиокнига: https://vk.com/wall61720691_49541?ysclid=lezko30jn8659390216
...
Мачиг ЛАБДРОН — МАНТРА ДАКИНИ:
ཨོཾ་ཨཱཿཧཱུྃ་བྂ་གུ་རུ་ཧ་རི་ནི་ས་སིདྡྷི་ཧཱུྃ།
OM A HUM
BAM
GURU HARINISA SIDDHI HUM
https://www.youtube.com/watch?v=dqf4lauLzLA
...
"DAKINI OF MONGOLIA"
Kunze Chimed, 1.15.16
https://www.youtube.com/watch?v=3iO8jM8FkHs
...
Мне посчастливилось, увидеть её в Цаган Амане, у Тюгмуд Гавджи.
Ом Мани Бадме Хум
...
https://vk.com/wall44907177_4139
"ОТСЕКАЯ НАДЕЖДУ И СТРАХ"
КНИГА легендарной
ДАКИНИ тибетской йогини
Мачиг ЛАБДРОН (1055 – 1153),
передавшей буддийскую практику Чод в Тибете, которая стала практикой во всех школах, и у йогинов, таких как ЦОНКАПА (ЗУҢКВА Гегян), БОГДО Гегян и бесчисленных множеств буддистов по всему миру.
Она сумела совместить практику и семейную жизнь.
Ее дети также достигли выдающейся реализации через Чод.
.
В Тибете — Стране Снегов, Монголии, Непале, Бутане и во многих других странах широко распространена эта особая, священная Дхарма — Учение переданное через Мачиг Лабдрон, как глубокая Упадеша по преображению физического тела на пути к Пробуждению.
Эти наставления по практике Чод отсекают корень цепляния за эго.
.
Это полные и глубокие наставления, кроме того, это Учение является особой Упадешей для освобождения в Изначальной природе всех мыслей и активности мешающих эмоций в потоке личностного осознания, основываясь на пустотности и бодхичитте - ПРАДЖНЯПАРАМИТЕ - "Сут...ЕщёАудиокнига:
"ОТСЕКАЯ НАДЕЖДУ И СТРАХ"
КНИГА легендарной
ДАКИНИ тибетской йогини
Мачиг ЛАБДРОН (1055 – 1153),
передавшей буддийскую практику Чод в Тибете, которая стала практикой во всех школах, и у йогинов, таких как ЦОНКАПА (ЗУҢКВА Гегян), БОГДО Гегян и бесчисленных множеств буддистов по всему миру.
Она сумела совместить практику и семейную жизнь.
Ее дети также достигли выдающейся реализации через Чод.
.
В Тибете — Стране Снегов, Монголии, Непале, Бутане и во многих других странах широко распространена эта особая, священная Дхарма — Учение переданное через Мачиг Лабдрон, как глубокая Упадеша по преображению физического тела на пути к Пробуждению.
Эти наставления по практике Чод отсекают корень цепляния за эго.
.
Это полные и глубокие наставления, кроме того, это Учение является особой Упадешей для освобождения в Изначальной природе всех мыслей и активности мешающих эмоций в потоке личностного осознания, основываясь на пустотности и бодхичитте - ПРАДЖНЯПАРАМИТЕ - "Сутре Сердца" "ДОРДЖЕ ДЖОДВА".
.
Конечно же, эти Учения не могли не войти во все четыре великие тибетские школы и в древнюю традицию Бон.
Из множества существующих текстов подобных наставлений, эта Книга, судя по содержанию, является очень важной для рождения понимания принципов практики Чод в потоке сознания практикующего на пути буддизма.
.
Тибетская йогини, основательница школы ЧОД - практики отсечения привязанностей, основанной на соединении традиций ДЗОГЧЕН.
.
Мачиг ЛАБДРОН считается ДАКИНИ,
инкарнацией Еше ЦОГЬЯЛ
(которая эманациия САРАСВАТИ - мирной эманации Гневной Защитницы Палден ЛХАМО-ОКОН ТЕНГРИ)
и признаётся божеством, проявлением Великой Матери Мудрости ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ
и АРЬЯ ТАРЫ - от которой она получала Учения и ПОСВЯЩЕНИЯ!
...
Аудиокнига:
"ОТСЕКАЯ НАДЕЖДУ И СТРАХ"
https://vk.com/audio44907177_456239018_88338ae7c0a10004db
...
https://vk.com/audio2000350131_456241975_1fc639493cf819d9d8
...
ཨོཾ་ཨཱཿཧཱུྃ་བྂ་གུ་རུ་ཧ་རི་ནི་ས་སིདྡྷི་ཧཱུྃ།
OM A HUM
BAM
GURU HARINISA SIDDHI HUM
https://www.youtube.com/watch?v=dqf4lauLzLA
...
Мачиг ЛАБДРОН
"ОТСЕКАЯ НАДЕЖДУ И СТРАХ ".
Читать: https://vk.com/wall-17100520_13837?ysclid=lezklra8l1847037224