I. Святая великомученица Екатерина, происходила из царского рода и жила в Александрии; она отличалась мудростию и красотою.
Когда наступило время замужества и многие желали вступить с нею брак, она говорила близким своим: «если вы найдете мне юношу, который равнялся бы со мною в благородстве, богатстве, красоте и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался.
Однажды мать привела ее к одному пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благие советы. Пустынник, видя ее мудрость, сказал ей: «Я знаю одного юношу, который во всем превосходит тебя: Его красота светлее солнца; премудрость Его управляет всем миром; Его богатство неистощимо, благородство – неизреченно. У Него нет земного отца. Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была после Своей смерти и воскрешения из мертвых с душею и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице. Если ты хочешь видеть этого Юношу, то исполни мои повеления».
Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и велел ей провести всю ночь в молитве пред иконою: «помолись с верою, прибавил он – и ты увидишь лице Сына этой Пресвятой Матери».
Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь в молитве, от утомления заснула, ей приснилось, что Царица небесная стоит пред ней и держит Младенца, от Котораго исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца – Он отворачивал от нея Свой светлый лик. Когда Мать просила Сына взглянуть на девицу, восхваляя ее красоту, Младенец говорил, что она безобразна, безумна и убога, что она должна идти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лице Младенца.
Утром Екатерина пошла к старцу и просила его помощи и совета. Старец просветил ее истинною верою и сподобил св. крещения. Возвратившись домой и став на молитву пред иконою, она заснула и увидела, что Младенец смотрел на нее милостиво и сказал Матери: «теперь она столь же богата и премудра, сколько прежде была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетленная и вечная невеста».
Потом Младенец надел на ее руку чудный перстен. Проснувшись, Екатерина увидела перстень на руке своей и воспламенилась любовию к небесному Жениху. В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель церкви, и устроил всенародное языческое торжество.
Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество.
Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказнл казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которые она перенесла с дивным «терпением», и заключить в темницу.
Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратиш ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетили Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною, а потом и ее. Она была обезглавлена в 310 году.
2. Из повествования о жизни святой великомученицы Екатерины мы видим, что внешние достоинства наши, как-то: ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога.
Научитесь же из сего, братие, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию
3. Из истории страданий святой Екатерины, перенесшей с изумительным терпением самые ужасные и разнообразные виды безчеловечных мучений и потому удостоенной от церкви имени «великомученицы», вы, братие, видите, далее, всю необходимость христианского терпения, без которого самые малые страдания нельзя перенесть.
4. Только при обладании терпением возможен успех во всякого рода деятельности.
Возьмем ли область научных открытий и изобретений? Возьмем ли область житейских занятий?
Вот несколько примеров истинно христианского терпения.
- Святой Афанасий Великий, пришедши к святому Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «отче! есть ли какая польза человеку от болезни?» Святой Нифонт отвечал: «как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины: так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов».
- Святой Иоанн Лествичник говорит: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов».
5. Итак, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса, и да послужит нам терпение ко спасению душ наших! Аминь.
Протоиерей Григорий Дьяченко
На фото: • Икона Великомученицы Екатерины из храма Преображения на Синае
• «Святая Екатерина Александрийская в темнице», художник Паоло Веронезе, 1585
• Синайский монастырь великомученицы Екатерины, часть честной главы святой


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1