Шейх Салих Аль Фаузан.
Содержание:
1 Вера в предопределение с его добром и злом – шестой столп имана.
2 О печали из-за бед и о двух видах радости, порицаемой и одобряемой, и как на это влияет вера в предопределение.
3 Если ты предпринимал причины, а желаемого не достиг, то …
4 Не оставляй причины, но и не полагайся на причины.
5 Люди совершают дела по своему выбору, и они не были принуждены к этому.
1 Вера в предопределение с его добром и злом – шестой столп имана.
Шейх Салих Аль Фаузан говорит:
Следующее – вера в предопределение с его добром и злом. Это последний столп, шестой столп веры. Вера в предопределение – это чтобы ты верил в то, что Аллах предопределил разные вещи. Таким образом, всё, что происходит в бытие, было предопределено Аллахом. Нет такого, чтобы произошло что-то, чего не предопределил Аллах.
Всё было окончательно решено и предопределено.
Вера в предопределение имеет четыре степени.
Первая степень – знание. Она заключается в том, чтобы ты веровал в то, что Аллах знал о каждой вещи: знал о том, что было и что будет своим бесконечным знанием. Таким образом, ничего не скрыто от Аллаха. (Он ведает о том,) что было и что будет. Это первая степень веры в предопределение – знание, вера во всеобъемлющее знание Аллаха.
Вторая степень – вера в запись. То есть в то, что Аллах записал то, о чем он знал, что это будет и свершится. Он записал это в хранимой скрижали, когда сотворил письменную трость. Он сказал ей: «Пиши.», та сказала: «Что мне писать?». Аллах сказал: «Запиши всё, что будет вплоть до Судного дня.».
(Передал Ибн Уахб в книге «Предопределение», и ибн Касир в тафсире к аяту 70 из суры 22 Аль-Хадж.).
Так, по приказу Аллаха письменная трость записала всё, что будет вплоть до Судного дня согласно решению Аллаха.
И всякая вещь записана в хранимой скрижали.
Третья степень – вера в волю Всевышнего Аллаха. В то, что он желает разные вещи и хочет, чтобы это произошло. Не может произойти что-то, чего не пожелал Аллах и не захотел этого. В его Владении не происходит то, чего он не желает, однако всё происходит только по Его воле и бытийного желания.
Четвертая степень – создание. Если Он пожелает что-то, то творит это и создает. Таким образом, всякая существующая вещь является творением Аллаха. Аллах создал и сотворил это. Нет наряду с Ним другого создателя.
اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ
«Аллах — Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи.» [Коран, 39:62]
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете.» [Коран, 37:96].
Поэтому ты должен верить в то, что всякая вещь является творением Всевышнего Аллаха. Это степени веры в предопределение.
Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَى ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ وَلَا خَمْسَةٍ إِلَّا هُوَ سَادِسُهُمْ وَلَا أَدْنَى مِن ذَلِكَ وَلَا أَكْثَرَ إِلَّا هُوَ مَعَهُمْ أَيْنَ مَا كَانُوا ثُمَّ يُنَبِّئُهُم بِمَا عَمِلُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше — Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает о всякой вещи.» [Коран, 58:7]
مَا أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ فِي الْأَرْضِ وَلَا فِي أَنفُسِكُمْ إِلَّا فِي كِتَابٍ مِّن قَبْلِ أَن نَّبْرَأَهَا
«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его.» (Сура 57. Железо, 22-й аят.)
- Писание в данном случае – это хранимая скрижаль. То есть, всё это записано еще до того, как это было создано.
(2 О печали из-за бед и о двух видах радости, порицаемой и одобряемой, и как на это влияет вера в предопределение.)
إِنَّ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ () لِّكَيْلَا تَأْسَوْا عَلَى مَا فَاتَكُمْ وَلَا تَفْرَحُوا بِمَا آتَاكُمْ
«Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал.» [Коран, 57:22-23].
Поэтому не печалься за то, что ты потерял или упустил из имущества, детей или то, что ты любишь. Не печалься за всё это. И не радуйся заносчивой, высокомерной и надменной радостью. А что касается радости за милость Аллаха, то это похвально. Нужно благодарить Аллаха и радоваться за то, что Он тебе даровал. Заносчивая и надменная радость – вот что запрещено.
لَا تَفْرَحْ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْفَرِحِينَ
«Не ликуй, ведь Аллах не любит тех, кто ликует.» [Коран, 28:76]
وَفَرِحُوا بِالْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا فِي الْآخِرَةِ إِلَّا مَتَاعٌ
«Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь преходящее удовольствие.» [Коран, 13:26].
Таким образом, радость делиться на два вида:
1 Порицаемая радость, а это надменная, высокомерная и заносчивая радость.
2 И похвальная радость. Это радость за милость Аллаха и Его милосердие.
قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُوا هُوَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ
«Скажи: «Это — милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают.» [Коран, 10:58]
Вера в предопределение приводит человека в покой. Когда человек верует в предопределение, он успокаивается.
Поэтому не нужно ни печалиться из-за потери, ни радоваться слишком сильно. А когда тот, кто не верует в предопределение, теряет что-то, то негодует и скорбит, говорит мерзкие вещи или совершает мерзкие поступки: бьет себя по лицу, разрывает одежду, жалуется на беды, как во времена невежества.
Всё это потому, что он не верует в предопределение. Он не вернет свою потерю, даже если будет печалиться, скорбеть, бить себя по щеке и рвать одежду. Не вернется его потеря. Он навлекает на себя беду, а также теряет награду.
А что касается того, кто верует в предопределение и проявляет терпение в том, что его постигло, и знает, что оно от Аллаха, и что желаемое Аллахом – непременно случиться, а чего он не пожелает, то не произойдет, такой человек чувствует спокойствие.
Так же того, кто не верует в предопределение, постигает трусость и страх, от чего он не сражается на пути Аллаха и не ищет пропитание, так как он боится всего. Страх сковывает его от совершения дел.
Если же он уверует в предопределение, то будет знать, что его постигнет только то, что было предписано ему. «То, что миновало его, не могло его постигнуть, а что постигло его, не могло его миновать.»
В результате он сражается на пути Аллаха, ищет пропитание и уповает в своих делах на Всевышнего Аллаха.
И так, вера в предопределение придает человеку силу: сильную решимость, силу деяний, сильную веру и упование на Всевышнего Аллаха.
А отсутствие веры в предопределение причиняет человеку тревогу и негодование при бедах, удерживает его от совершения дел. В результате его постигает нерешительность, сомнения и наущения, от чего он ни на что не осмеливается, страшась, что будет так-то или будет то-то.
Так, он оставляет полезные дела, боясь, что с ним случиться то-то и то-то. Это потому, что он не верует в предопределение. Всё, что предопределил Аллах, обязательно должно случиться, без разницы: вышел ты или нет, сделал ли ты то-то или нет, поэтому ты должен прибегнуть к Аллаху, уповать на Аллаха и оставить предопределение Всевышнему Аллаху.
(3 Если ты предпринимал причины, а желаемого не достиг, то …)
А когда тебя постигает что-то, не тревожься.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и не сдавайся. А если постигнет тебя нечто, то не говори: «Если бы я сделал так-то, то всё было бы так-то и так-то…», отнюдь говори: «Таково предопределение Аллаха. Что Он пожелал, то Он и сделал.»». [Муслим 2664].
А в другой версии говорится: «Так предопределил Аллах. Что Он пожелал, то Он и сделал.».
Если ты предпринимал причины, а желаемого не достиг, то это потому, что Аллах не пожелал этого.
И ты не знаешь, что, возможно, будет лучше, если этого не случится, а Аллах – Мудрый, Знающий. Ты предпринял причины, но желаемого не достиг, тогда быть может, в этом благо для тебя и таким образом, Аллах отвел от тебя зло.
(4 Не оставляй причины, но и не полагайся на причины.)
И ты веруешь в Аллаха, в Его предопределение, проявляешь терпение при бедах, ты не становишься заносчивым и надменным в благоденствии, проявляешь умеренность в делах, ты спокоен в душе и живешь жизнью верующего, который уповает на Аллаха и вверяет своё дело Всевышнему Аллаху.
Ты работаешь, производишь (пропитание) и усердствуешь. Всё это потому, что ты веруешь в предопределение, и что достигнуть чего-то можно только посредством причин.
Не оставляй причины, но и не полагайся на причины. Объедини в себе две вещи: вера в предопределение и совершение причин вместе с упованием на Всевышнего Аллаха.
Это - качество верующего и это есть вера в предопределение.
Мы узнали, что вера в предопределение помогает человеку в этой жизни, удаляет страх, наущения и догадки. Мы так же узнали, что отсутствие веры в предопределение подвергает человека страху, слабости, наущениям и догадкам, от чего он начинает всего бояться. Всё это – результат неверия в предопределение.
(5 Люди совершают дела по своему выбору, и они не были принуждены к этому.)
Из веры в предопределение так же то, что рабы совершают дела по своему выбору и они не были принуждены к этому. Таким образом, верует человек или проявляет неверие, молится он или оставляет молитву, поститься или разговляется – всё это он совершает сам. Так, за послушание он будет вознагражден, а за ослушание – наказан, поскольку это совершаемые им дела.
Он не будет наказан за предопределение, однако будет наказан только за свои поступки, которые он совершал по своему выбору и своей воле.
Он способен встать и совершить предрассветную молитву, а может и оставить молитву и лечь спать. Он способен поститься в месяц рамадан и может оставить пост. Он может удержать свою душу от страстей, но также способен оставить её среди страстей. На всё у него есть возможность, желание и воля.
Аллах даровал ему желание, волю и право выбора сделать что-то или не делать этого. Поэтому на том, кто был принужден к чему-то, нет вины, поскольку у него не было выбора. Так же и с сумасшедшим – на нем тоже нет вины, так как у него нет права выбора. А еще ребенок, который не достиг совершеннолетия, - на нем тоже нет ничего, поскольку пока он не стал совершеннолетним, у него нет права выбора.
Таким образом, вместе с верой в предопределение должна быть вера в то, что рабы сами совершают деяния, у них есть воля и желание.
А не так, как говорят джабриты: «Рабы принуждены, у них нет ни воли, выбора».
И не так, как говорят му’тазилиты: «У Аллаха нет предопределения, однако рабы сами по себе независимы в своих делах. Они сами творят свои деяния по своей возможности, а не по воле Аллаха и Его предопределению.»
Таким образом, му’тазилиты и джабриты находятся в двух крайностях. А приверженцы сунны и единой общины придерживаются срединности в этом вопросе.
Они говорят: «Всевышний Аллах всё предопределил, однако он даровал рабам право выбора, волю и возможность совершать или оставлять что-либо.». Всевышний даровал им всё это.
Эта позиция соответствует Корану и Сунне. Позиция приверженцев сунны и единой общины соответствует Корану и Сунне. Эта позиция заключается в умеренности между джабритами и кадаритами.
Мы просим Аллаха содействия в приобретении полезного знания и совершения праведных деяний. Да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, а также его семейство и всех его сподвижников.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев