Последний русскоязычный лауреат Нобелевской премии по литературе — Иосиф Бродский (1987).
****Некоторые общие черты творчества Иосифа Бродского и Ивана Бунина:
* Эмоциональность и стилевая окраска произведений. Тексты обоих авторов обладают значительной эмоциональностью.
*Использование литературных приёмов. В произведениях Бунина и Бродского встречаются, например, эпитеты, олицетворение, аллегория, аллюзия, катахреза, перифраз и другие.
*Сочетание личных и универсальных переживаний. В творчестве Бунина — это природа, любовь и утрата, у Бродского — движение и статичность.
************
Одиночества свойственно многим поэтам. Талантливые, творческие люди не всегда находили отклики со стороны окружающих. Слова правды, которые звучали в поэзии, часто воспринимались враждебно властями. Отсюда — преследование, гонения, ссылки, а значит, одиночество их авторов. Тема одиночества многогранна....
,,Одиночество.,,
ИВАН БУНИН
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
1906 г.
**********
,,Одиночество.,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
1959 г.
Нет комментариев