И это при том, что уже имела звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», была учителем-методистом. А эти звания, как известно, просто так не дают — их учитель получает за результат своей работы.
Ирина Александровна Коновалова, учитель химии Оргтрудовской средней школы, побывала в прошлом году на курсах повышения квалификации в Ленинграде. Вместе с другими учителями-химиками она познакомилась с педагогом-новатором Людмилой Васильевной Маховой, ее идеями, ее формами работы, во многом основанными на сотрудничестве с детьми. И вместе с другими «заразилась» новизной и необычностью этих идей, увидев обоюдную заинтересованность предметом и учителя, и воспитанников.
Хотя уже сейчас, после встречи с Коноваловой, я уверена: у такого неутомимого и влюбленного в свое дело человека поворот в работе произошел бы обязательно, рано или поздно. Не смогла бы она работать по-старому, не пробовать и не экспериментировать в сегодняшнее время экспериментов. Да и полностью скопировать тот или иной метод все равно нельзя — берется основа. Вот и взяла Ирина Александровна основу метода Маховой и свою давнюю приверженность к педагогике сотрудничества. За нее, за педагогику сотрудничества, за новую, демократичную школу ратовала она, будучи делегатом районной учительской конференции, делегатом областной конференции учителей. Теперь Коновалова — делегат Всесоюзного учительского съезда. Учить не всех, а каждого. Отказ от привычных форм и переход на лекционно-семинарскую зачетную систему. Доверие к детям. Вот принципы работы учителя И.А. Коноваловой. Изучение новой темы в классе начинает Ирина Александровна двухчасовой лекцией. Не правда ли, почти всегда что-то скучное и нудное возникает в нашем представлении при слове «лекция». На лекции Коноваловой надо побывать, чтобы убедиться в обратном. Потому что она замечательный рассказчик. Потому что... Позвольте, кстати совсем не лирическое отступление, Не секрет, что зачастую бывает так. Заходит в класс учитель и командует: «Встали ровно, сели, руки сложили правильно, внимание на доску!» Тишина — идеальная. Правда, она не свидетельствует о внимании и интересе к уроку.
Лекции Ирины Александровны интересны просто потому, что она очень умный человек и может увлечь детей. Ребята не являются у нее пассивными слушателями, они — ее собеседники, они вместе с ней ищут и наводят ответ, составляют карточки, участвуют в иллюстративных опытах — словом, думают.
Следующий этап — семинар по совершенствованию полученных знаний. И вот здесь уже главную роль играют сами дети. Класс разделяется на группы, и Алеша Завражин, Сережа Садовников, Игорь Тарасов и другие девятиклассники — ребята, у которых знания поглубже, — помогают отстающим, разъясняют непонятное. Возникли трудности — пожалуйста, учитель рядом. Ребята по несколько раз «проговаривают» трудный материал, «отшлифовывают» знания.
Исчезли у большинства старшеклассников боязнь выйти к доске, страх получить плохую оценку. Исчезла неприятная картина, когда ученик девятого или десятого класса, в общем взрослый уже человек, стоит и «мямлит» у доски домашний параграф. Как результат — повысилась успеваемость в классах.
— Да и не будет плохой оценки,— говорят Лена Копылова, Володя Тузов, Наташа Аверьянова. — После общего многократного повторения ее просто трудно получить. Отсюда, из уверенности в том, что сможем ответить, и желание работать. Словом, не существует наказания оценкой, и это очень важно. А во-вторых, ребята учатся честности и принципиальности. Ведь они сами оценивают свои знания, знания друг друга. И, конечно, все построено на доверии и уважении учителя к ученику. И.А. Коноваловой очень важна обратная связь — раздумья ребят, их поступки. Иначе как же работать? Иначе просто не сработает система, говорит она, и ученик не пойдет навстречу твоим предложениям.
Конечно, удается еще не все, и об этом говорит Ирина Александровна. Зачет или контрольная работа может вскрыть проблемы в знаниях ребят, а значит и учительские дефекты. Вот тогда приходится и объяснять заново, а прежде всего, говорит учительница, думать — как устранить эти дефекты, чтобы они не повторялись в следующий раз. Но тот, кто знаком с учительским трудом, поймет, что значит работать без методических пособий, что значит идти по новому пути. Никто на этом пути не застрахован от неудач и ошибок.
И все-таки, мне кажется, Ирина Александровна застрахована от серьезных просчетов. Застрахована своей увлеченностью делом. Можно сказать высокими словами: в учениках ее жизнь, в работе. Только о себе, в отрыве от работы, И.А. Коновалова, не захотела говорить. Знаю только, что в 1970 году окончила Владимирский пединститут и начала работать в родной Оргтрудовской школе. В общем, и этого достаточно: за восемнадцать лет делегат учительского съезда ни разу не поменяла места работы. И думаю, вряд ли поменяет.
Л. ЛИСКИНА, корр. «Знамени» («Знамя», 6 декабря 1988).


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8