Предыдущая публикация
Обучалки и развивалки

Обучалки и развивалки

18 окт 2019

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

#развитие #память
Развитие памяти у детей – это неотъемлемая часть формирования личности. Благодаря обширному комплексу функций памяти, человек способен не только накапливать информацию, но и использовать её в будущем. Память играет большую роль в становлении мышления, психической зрелости, речевой активности и восприятии ребенка, поэтому необходимо вовремя начинать стимуляцию развития памяти. Вопрос о корректной помощи в развитии памяти у детей дошкольного возраста ложится на плечи педагогов и родителей. В данной статье мы расскажем об особенностях развития памяти, основных методиках, а также поделимся практическими руководствами к действию.
Дети дошкольного возраста ежедневно открывают для себя новые особенности окружающей их среды, а также узнают о собственных возможностях в этом мире. Вся полученная информация накапливается, а впоследствии воспроизводится при первой же необходимости. Этот процесс полностью отображает работу памяти. Сопоставление информации полученной в прошлом и теперешнем времени запускает работу мышления и восприятия, очередной раз доказывая, что развитие памяти непрерывно связано с иными познавательными процессами развития ребенка.
Стоит отметить, что сбор и обработка информации, оставшейся в памяти ребенка, имеет различия. Связано это с работой нескольких видов памяти. Каждый из видов памяти играет значимую роль на каждых этапах запоминания информации. Благодаря комплексной работе всех видов памяти человек имеет возможность обучаться новому, усовершенствуя знания полученные ранее.
Давайте разберемся в основных видах памяти и их особенностях
Зрительная память – это умение фокусировать внимание на определенных событиях, явлениях и образах, фиксируя полученную информацию в памяти.
Слуховая память – это способность запоминать информацию посредством слуховых образов.
Обонятельная память – образная память, напрямую связанная с работой обонятельных анализаторов.
Осязательная память – это психофизиологический процесс сохранения информации путем тактильных анализаторов.
Вкусовая память – работа вкусовых анализаторов, направлена на запоминание вкусов.
Исходя из типа и характеристики психической деятельности ребенка память делится на:
Двигательную — ориентирована на запоминание различных движений, их систематичности. Для детей данная память выполняет важную функцию в формировании двигательных навыков (ходьба, бег, моторика пальцев).
Образную — умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста.
Эмоциональную — память на эмоциональные ощущения. Дети дошкольного возраста особенно ярко выражают свои эмоции, в особенности, полагаясь на полученные ранее переживания (ощущения радости, огорчения, страха и другие).
Словесно-логическую — это вербальная память. Ребенок запоминает определения, высказывания, заключения.
Полученная ребенком дошкольного возраста информация может делиться на кратковременную память, так и долговременную, и оперативную.
Оперативная память позволяет зафиксировать определенные знания до того момента, когда они понадобятся для осуществления поставленных задач.
Кратковременная память характеризуется сохранением и воспроизведением информации сразу после ее получения.
Долговременная память отличается способностью накапливать информацию на неопределенное количество времени.
Также существует деление на произвольную и непроизвольную память. Их отличие в том, что непроизвольная заключается в поглощении информации путем погружения в процесс без приложения усилий, а произвольное запоминание – это умение старательно изучать информацию при помощи определенных черт характера (усидчивость, умение абстрагироваться, выделять главное).

Развитие памяти у детей дошкольного возраста - 880040288259
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста   Дошкольный период является одним из наиболее благоприятным периодом для развития памяти. Характеризуется рядом особенностей – развитием мышления, восприятия, целевой определенности, количеству впитываемой информации, временем ее хранения и воспроизведения. У детей дошкольного возраста превалирует непроизвольная память, когда они запоминают лишь то, на что направлено их внимание, а также то, что вызывает наибольшую эмоцию. В этот период дети отличаются развитием речевой активности, происходит накопление новых слов и выражений, что влияет на качество впитывания новой информации. Отсюда точные воспроизведения стихотворений, отрывок сказок, речи родителей и прочее. Важную роль отыгрывает ассоциативный способ запоминания, когда новый полученный опыт сравнивается с предыдущим, формируя новые знания и понятия. Именно дети дошкольного возраста способны запоминать конкретные ситуации, а позже детализировано их рассказывать. Это и есть активная работа образной памяти, которая является сильным инструментом общего развития ребенка. Помните, что без должной поддержки, а также стимуляции педагогов и родителей, ребенку будет непросто развить в себе достойные характеристики запоминания. Старайтесь заинтересовывать ребенка в исследовании окружающего мира и получения новой информации, предлагая ему включать всевозможные виды памяти. Так, исследование новых предметов будет развивать зрительную и осязательную память, чтение сказок или прослушивание музыки – слуховую, а рассказы взрослых – словесно-логическую. Большую роль в развитии памяти дошкольника имеет его личная заинтересованность к событиям, явлениям и объектам. В связи с этим педагоги стараются создавать развивающуюся атмосферу на основе игры, придумывая различные мотивации. Например, предлагая ребенку довести сказочного героя до пункта назначения, останавливаясь у светофора, и изучая названия цветов. Не забывайте про соблюдение дневных режимов, а также выбирайте способы развития памяти исходя из умений ребенка, чтобы не перегружать его. Чрезмерное поглощение информации не сделает ваше чадо гением, а лишь отобьет желание обучаться новому.   Итак, что необходимо для полноценного становления памяти у детей дошкольного возраста:   Поток свежей информации о событиях, явлениях, объектах, предполагающих запоминание. Создание условий, которые располагают ребенка к деятельности, предполагающей задействование всех видов памяти (как самостоятельной, так и с наставником). Подбор материала, для включения функций запоминания, исходя из интересов самого ребенка.   Проведите вашему ребенку тест на развитие долговременной и кратковременной памяти   Вам понадобится дидактический материал, стимулирующий память. Подготовьте 10-15 карточек, на которых изображены предметы, ранее изученных ребенком. Это может быть изображение транспорта, цветов, строений, кухонной утвари и прочее. Разложите карточки перед ребенком и попросите запомнить их (время для запоминания 30-40 секунд). После чего соберите карточки и попросите назвать предметы, которые запомнились вашему ребенку. Если ребенок назвал семь и более карточек – отличный результат работы кратковременной памяти. Спустя 7-10 минут разложите перед ребенком карточки, которые он не назвал сразу (время для запоминания 30-40 секунд). Предоставьте ребенку возможность заниматься своими делами, а спустя час, попросите назвать предметы на карточках, которые ему запомнились. Это позволит оценить работу долговременной памяти. Шесть и более названых карточек говорят о высокой оценке долговременной памяти.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста - 880040288515
Тест на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста   Подготовьте для проведения теста 6 карточек с изображениями, а также лист (поле), разделенный на 18 клеток, равных размеру карточек. Каждой карточке с изображением соответствует три поля, но изображения могут отличаться между собой: 100% копия карточки с изображением; изображение с одной отличительной деталью; изображение, схожее лишь цветом или предназначением. Суть состоит в том, что взрослый показывает оригинальную карту, а ребенок должен отыскать идентичную на карте (поле) из 18 клеток. За каждый правильный ответ (идентичная картинка) ребенку зачисляется три балла. За ответ, где изображение отличается одной деталью – 2 балла. За ответ, где изображение, схожее лишь цветом или предназначением – 1 балл. Другое — 0 баллов. До 15 Б – низкий уровень образной памяти. От 15 Б до 20 Б – средний уровень. От 20 Б – высокий уровень.   Игры и упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста   Отличное игровое упражнение для развития двигательной памяти — повторяй-ка. Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. Начните с одного движения, но с каждым последующим разом увеличивайте нагрузку. Например, обернитесь вокруг своей оси в первый раз, а во второй не просто обернитесь, но и присядьте. «Слово за слово». Упражнение развивает кратковременную механическую память. Взрослый называет одно слово и просит ребенка повторить его. С каждым разом к слову прибавляется еще одно, образуются словосочетания, которые ребенок должен повторять. «Хожу по следам». Взрослый и ребенок выбирают игрушку или предмет (можно несколько), который взрослый будет прятать в комнате. Важно выбирать определенную комнату для игры, не распространяясь на все комнаты жилища. Задача ребенка – найти игрушку.   Развить образную память поможет игра «Кого потеряли?»   Подготовьте карточки, на которых изображены предметы, или сами предметы (например, карточки с изображениями животных, цветные карандаши, столовые предметы и прочее). В зависимости от умений вашего ребенка, разложите перед ним 3 -6 карточек или предметов, дайте запомнить их, поговорите об их назначении, пользе и преимуществах, а потом попросите закрыть глаза. Уберите одну карточку или предмет, попросите ребенка открыть глаза и задайте вопрос: «Посмотри внимательно, кого потеряли? Кого здесь не хватает?». «Нарисуй меня». Предложите ребенку повторить нарисованные вами фигурки, но не забывайте убирать с его поля зрения ваш листочек. Ребенок должен повторить рисунок так, чтобы он был максимально похож на ваш.   Развить слуховую память поможет упражнение «Что за звуки?»   Для проведения упражнения вам понадобятся игрушки или подручные предметы, способные издавать звуки (погремушки, крупы в банках, музыкальные инструменты). Расскажите и покажите ребенку эти вещи, пусть он послушает, как они звучат. После чего попросите его отвернуться спиной к вам, начните бить в барабан, например. Задача ребенка – назвать, какая игрушка или что издает этот звук. «Что за запах?». Отличное упражнение для развития образной памяти, которое включает работу обонятельных анализаторов. Предложите ребенку сконцентрироваться на запахах, которые он ранее встречал в своей жизни. Вы можете предложить ребенку ощутить аромат цветка, фруктов, овощей, мыла, духов. Изучите каждый аромат вместе с ребенком, потом попросите его закрыть глаза, поднесите предмет к носу так, чтобы он почувствовал запах и назвал сам предмет. Развить эмоциональную память помогут не только интересные упражнения и игры, но и положительные слова, направленные на ребенка (похвала, поощрение, слова любви и прочее). Практикуйте совместные игры в кукольный театр, чтение сказок, запоминание небольших стихотворений и песенок с эмоциональной окраской. Тренировать ассоциативное мышления можно при помощи игры в ассоциации. Вы говорите ребенку слово (например, вкусно, тепло, круглый), а ребенок должен назвать собственные ассоциации, связанные с этим словом. Например, «вкусно»: мороженное, клубника, конфета, булочка, морковка. Подбадривайте ребенка, помогая ему придумать как можно больше слов.

Комментарии 2

А П
.
18 окт 2019
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Анна Горских
    Анна Горских
    Можно с трех лет деткам давать Бэби формулу Омега-3 в рыбках, очень вкусненькие, без намека на рыбный запах и вкус, для памяти полезно, и ребенок кушает с удовольствием
    7 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Обучалки и развивалки

    Обучалки и развивалки

    ЛентаТемы 18 241Фото 109 032Видео 112Участники 189 363
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 18 241
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться