С.Пушкина. Поэт,чьи творения всегда будут бессмертны, написал пророческие слова:
"Ах! ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие своих творений".
"К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух..."
Н.Матвеева
"...Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!.."
Ф.Глинка.
"И впредь шуметь его глаголам
По городам по всем, по селам,
По всей родной земле шуметь,
Будить к добру булат и медь,
Бессмертным эхом кочевать,
И жечь сердца, и врачевать".
Егор Исаев
Любовью с малых лет и на всю жизнь называла Мария Сергеевна Петровых А.Пушкина: " Больше всего на свете я люблю Пушкина, - стихи, прозу, письма, статьи и весь его человеческий облик, его суть, его сущность".
30-е годы ХХ в. - время, когда писателей оценивали, прежде всего, по социальному происхождению, время нападок на "дворянскую" культуру. Правда, ещё в 1912 г. прозвучал скандальный тезис «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности» в манифесте из сборника «Пощёчина общественному вкусу», подписанном Д. Бурлюком, А. Кручёных, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Именно Пушкин как символ всего отжившего в русской словесности стал их главной мишенью. На поэзовечерах, диспутах и лекциях они с жаром развенчивали хрестоматийного Пушкина.
25 августа 1935 года М.Петровых пишет стихотворение "Кто дает вам право спрашивать?"
Юная поэтесса гневно вопрошает своих оппонентов:
Кто даёт вам право спрашивать —
Нужен Пушкин или нет?
Неужели сердца вашего
Недостаточен ответ?
Если ж скажете — распни его,
Дворянин и, значит, враг,
Если царствия Батыева
Хлынет снова душный мрак, —
Не поверим, не послушаем,
Не разлюбим, не дадим —
Наше трепетное, лучшее,
Наше будущее с ним.
Мария Петровых любила все, что связано с Пушкиным, любила заветные пушкинские места, среди которых Болдино занимает особое почетное положение. Именно Болдину посвящает она своё стихотворение в 1930 году, ровно через сто лет после того, как здесь был поэт. Стихотворение "Болдинская осень" созвучно пушкинской "Осени", оно о ходе времени, о творческом процессе, об истоках поэтического вдохновения:
Что может быть грустней и проще
Обобранной ветрами рощи,
Исхлестанных дождём осин…
Ты оставался здесь один
И слушал стонущие скрипы
Помешанной столетней липы.
Осенний лёд, сковавший лужи,
Так ослепительно сверкал
Зарёй вечернею… Бокал —
Огонь внутри и лёд снаружи —
Ты вспомнил… (Он последним был,
Соединившим хлад и пыл.)
Той рощи нет. Она едва
Успела подружиться с тенью,
И та училась вдохновенью, —
Сгубили рощу на дрова.
Для радости чужих дорог
Три дерева Господь сберёг.
Их память крепко заросла
Корой, дремо́той и годами,
Но в гулкой глубине дупла
Таят, не понимая сами, —
Свет глаз твоих, тепло руки
И слов неясных ветерки.
Несчастные! Какая участь!
Но пред тобой не утаю —
Завидую, ревную, мучусь…
Я отдала бы жизнь мою,
Чтоб только слышать под корой
Неповторимый голос твой.
Летучим шагом Аполлона
Подходит вечер. Он вчерне
Луну, светящую влюблённо,
Уже наметил, — быть луне
Под лёгкой дымкою тумана
Печальной, как твоя Татьяна.
Дорогой наизусть одной
Ты возвращаешься домой.
Поля пустынны и туманны,
И воздух как дыханье Анны,
Но вспыхнул ветер сквозь туман —
Безсмертно дерзкий Дон Жуан.
В бревенчатой теплыни дома
Тебя обволокла истома
Усталости… Но вносят свет,
Вино, дымящийся обед.
Огнём наполнили камин,
Прибрали стол, и ты — один.
Ты в плотном облаке халата,
Но проникает сквозь халат —
Тяжёлый холод ржавых лат
И жар, струящийся от злата…
Ты снова грезишь наяву,
А надо бы писать в Москву.
Но сколько душу ни двои, —
Что письма нежные твои,
Прелестные пустые вести,
И что — влечение к невесте,
И это ль властвует тобой,
Твоей душой, твоей судьбой!..
Во влажном серебре стволов
Троились отраженья слов,
Ещё не виданных доныне,
И вот в разгневанном камине —
Внутри огня — ты видишь их
И пламя воплощаешь в стих.
С тех пор сто лет прошло. Никто
Тебе откликнуться не в силах…
Николаю Доризо принадлежит исследование творчества А. С. Пушкина, о котором он сказал: "...Чтобы написать о Пушкине, собирал все знания по крупицам – и самых разных авторов, часто споря с ними". Пушкину посвящена книга Н.Доризо «России первая любовь: Мой Пушкин". В книгу вошли трагическая поэма "Третья дуэль", полемические раздумья под названием "Жена поэта", сборник посвященных пушкинской теме стихов, поэмы «Берестяное слово» и «Место действия Россия». И мысли о Пушкине, Лермонтове, Маяковском, Есенине…
Читая книгу, невозможно не испытать потрясения.
Жена поэта.
Доризо писал:" Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая вызывала бы столь противоречивые, яростные споры, длящиеся вот уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее для нас, чем гибель Трои. С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России - А.С. Пушкина".
Поэзия и красота –
Естественней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!
Одно мерило всех мерил,
Что
он
ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил, -
Она ни в чем не виновата.
Н. Доризо
Доризо напишет: "Не было ни корысти, ни честолюбия. А были два побуждения. Первое: «С Пушкиным я словно родился на свет, прожил всю свою жизнь. Побудил сам факт моего рождения. Во главе всего был Пушкин с его сказками и стихами. И вся жизнь, все творчество связаны с Пушкиным. От него идет вся наша литература». И второе: «Когда порою в наши дни ревнители «чистого Пушкина», без его жены, пытаются как бы отодвинуть ее в сторону, они оказываются беспомощными по-настоящему понять жизнь поэта… А для того чтобы понять, надо любить. Любить большой человеческой любовью не только самого Пушкина, но и его многострадальную жену…
Обвинители Натальи Николаевны не считаются с очевидным. И до сих пор молва считает, что Пушкин в своей любви был наивен и легковерен – что ослеплен был голой красотой. Это принижает великий пушкинский ум. Многие ошибались, размышляя об отношениях Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Ошибался Шеголев, написавший при всем ином обстоятельную монографию «Дуэль и смерть Пушкина». Ошибались Цветаева и Ахматова. М.Цветаева писала: «Тяга Пушкина к Гончаровой… тяга гения – переполненности к пустому месту. Чтоб было куда… Он хотел нуль, ибо сам был все». Ошибался М.Булгаков, написавший «Последние дни». Да что там – ошибались и современники Пушкина. Куда проще списать все на флирт, на любовную интригу, чем воссоздать истинное существо вещей". Но у Натальи Николаевны был могущественный покровитель, который позаботился о том, чтобы каменья, в нее брошенные, упали, не долетев. Это – Пушкин.
...Любовь его, как солнечный восход,
Воображение согревает наше.
И тот, кто сомневается в Наташе,
Не сторону ль Дантеса он берет?
Ведь Пушкин верил ей, идя к барьеру.
Кто смеет посягать на эту веру?...
Д.Кугультинов
Совсем не простушка и не юная светская львица подарила Пушкину шесть счастливых лет. Это была женщина не только необыкновенной внешней красоты, но и большой душевной красоты и зрелости. «Жена моя прелесть, и чем долее я с ней живу, тем более люблю это милое, доброе создание, которого я ничем не заслужил пред богом»,- писал поэт. А его сестра Ольга Павлищева написала родителям: «Они очень довольны друг другом, моя невестка совершенно очаровательна, красивая и остроумная, а со всем тем и добродушная».
"Пушкин увидел в ней не только красавицу, достойную поклонения, но и верного друга, способного разделить его нелегкую судьбу, судьбу поэта…Представьте себе робкую, застенчивую девушку, с детства привыкшую во все подчиняться властному характеру матери. И вдруг эта девушка решительно встает на сторону жениха, идет против воли матери с непримиримой смелостью (не тайна, что мать сопротивлялась браку дочери с Пушкиным)… Чем, как не большой самоотверженной любовью можно объяснить этот решительный поступок Натальи Николаевны в трудную минуту ее жизни. Такие решительные поступки людям, подобным Наталье Николаевне, людям не железного, а мягкого, послушного характера, даются нелегко, только в самую необходимую минуту. Их вызывает к жизни не взбалмошное своеволие, а большое, благородное, самоотверженное чувство. И поэтому у таких людей подобные поступки особенно ценны. О многом они говорят. Со стороны Пушкина, это не была тяга гения «к пустому месту», это была великая пушкинская тяга к гармонии, гением которой он был… Он увидел в ней самоотверженную мать своих будущих детей. Он увидел в ней свою героиню, свою Татьяну. Татьяна Ларина и была гениальным предчувствием Натальи Гончаровой.
Вот как описывает знакомая Натальи Николаевны Н.Еропкина ее портрет: «Глаза добрые, веселые, с подзадоривающими огоньками из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда останавливал вовремя слишком резкие порывы»,- Н.Доризо.
Юлия Друнина:
Ах, просто ли
Испить такую чашу —
Подругой гения
Вдруг стать в осьмнадцать лет…
Наталья Николаевна,
Наташа,
И после смерти
Вам покоя нет.
Была прекрасна —
Виновата, значит:
Такое ясно каждому,
Как день.
И негодуют, сетуют, судачат
И судят-рядят
Все, кому не лень.
А просто ли
Испить такую чашу?
И так ли весело и гладко
Шли
Дела у той,
Что сестры звали
«Таша»,
А мы великосветски! —
«Натали»?
…Поэта носит
По степям и хатам,
Он у Емельки Пугача
«В плену».
Лишь спрашивает в письмах
Грубовато,
По-русски, по-расейски:
«Ты брюхата?» —
Свою великосветскую жену.
И на дворе на постоялом где-то
Строчит ей снова:
«Не зови, постой».
И тянутся прелестницы
К поэту,
И сам он, как известно,
Не святой…
Да, торопила —
Скоро роды снова.
Да, ревновала
И звала домой.
Что этой девочке
До Пугачева,
Когда порой
Хоть в петлю лезть самой?
Коль не любила бы —
Не ревновала.
В нее влюблялись? —
В том дурного нет.
А если льстило
Быть царицей бала —
Вот криминал
В осьмнадцать, двадцать лет!
Бледна, тонка, застенчива —
Мадонна,
Как будто бы сошедшая с холста.
А сплетни, анонимки —
Все законно:
Всегда их привлекала
Красота.
Но повторять наветы
Нам негоже.
Забыли мы,
Что, уходя с земли,
Поэт просил
Наташу не тревожить —
Оставим же в покое…
Натали.
О. Лебедушкина
Горит, горит печальная свеча,
И каплет воск с нее, как кровь, горячий.
И притаился вечер, замолчав,
Часы умолкли, – и нельзя иначе.
Ведь Пушкин пишет! Медлит чуть рука,
И пляшут тени на стене неясно.
Он пишет так, что каждая строка —
Как искра, не умеющая гаснуть.
Назло глупцам, лакеям, палачам,
Чтоб тронам царским не было покоя,
Горит, горит мятежная свеча,
Зажженная бессмертною рукою.
И не погаснет в сумрачной ночи
Огонь, хранимый столькими сердцами.
Из каждой искры пушкинской свечи
В людских умах крылато вспыхнет пламя.
И если вдруг из пушкинских начал,
Из строк в глаза прольется море света,
То знайте, так всегда горит свеча —
Частица вечного огня души поэта! https://www.youtube.com/watch?v=CyZ5Kfp8NjQ - стихи А.С. Пушкина читает И.Смоктуновский


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8
Естественней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!
Одно мерило всех мерил,
Что
он
ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил, -
Она ни в чем не виновата.
Н. Доризо
...Он ждал покоя возле Натали,
Которую всегда звал нежно Ташей,
Их судьбы все же встретиться смогли— любовь всегда судьбой бывает нашей.
Но стала эта встреча непростой, она Россию до сих пор тревожит.
Душа поэта рядом с красотой
Покоя никогда найти не сможет...
Она есть дар, но стоит очень много,
Она есть власть, которую потрогать
Чуть не руками каждый норовит —
Поскольку вызывает власть сомненья,
Но красота — приют для вдохновенья,
«Он слаще всех жар сердца утолит...»
А о Пушкине и его жене уже столько написано исследователями, но споры о том, был ли их брак счастливым ( думаю,что да, судя по письмам поэта к жене) и есть ли вина Натальи Николаевны в смерти мужа, ведутся и до сих пор. А вот писем Натальи Николаевны к мужу не сохранилось. Вероятно, чтя память мужа и понимая значение его писем, H. Н. сохранила все его письма, свои же письма к нему она вполне могла уничтожить, ограждая себя от любопытства...ЕщёДевочки, спасибо большое! Клавочка, я не была знакома с творчеством Е.Я.Начаса, и, конечно, заинтересовалась. Это поэт и журналист из Тамбова, а, как известно, Наталья Николаевна родилась в селе Кариан,сейчас Знаменское Тамбовской области в имении своего деда по матери И.А.Загряжского. И очень многие поэты тамбовщины посвятили ей стихи. Я знакома с творчеством двух поэтесс Тамбова- Майи Румянцевой (помню, что в группе тогда писала о ней) и Валентины Дорожкиной. Помню, давно читала повесть "Шурка-поводырь" тоже тамбовского прозаика Акулинина.
А о Пушкине и его жене уже столько написано исследователями, но споры о том, был ли их брак счастливым ( думаю,что да, судя по письмам поэта к жене) и есть ли вина Натальи Николаевны в смерти мужа, ведутся и до сих пор. А вот писем Натальи Николаевны к мужу не сохранилось. Вероятно, чтя память мужа и понимая значение его писем, H. Н. сохранила все его письма, свои же письма к нему она вполне могла уничтожить, ограждая себя от любопытства будущих поколений.