У меня иногда появляются мысли, которые портят настроение, настраивают против моих близких, не дают совершать мое служение. Я много раз каялся в том, до чего они меня доводили. Я с ними боролся, пытался сам себе доказать их неправду. Лишь недавно я понял, что это не мои мысли. Надо не спорить с ними, а просто отбрасывать. Уметь распознавать их при появлении в моем сознании. Мне не надо каяться в них так, как я каюсь в совершенных мною грехах. Если я так делаю, я принимаю их и они получают силу надо мной. Например, у меня всплывают в сознании какие-то слова или картинки. Я расстраиваюсь, обращаю внимание на них, а они с еще большей силой меняют строй моих мыслей. Или я замечаю, что на меня смотрят или говорят со мной без уважения. Тут же в моем сознании образ человека, с которым я разговариваю, принимает отрицательные черты. Я как будто слышу голос: он тебя не уважает, и появляется антипатия, теряется доверие и любовь. Или меняются обстоятельства, и приходят мысли, что ничего у меня не получается и не получится, и возникает картина будущей катастрофы маленького или большого масштаба. Я только недавно понял, что все это действие бесов. Я даже стал их различать. Есть бесенок, мелкий пакостник, повторяющий нецензурные слова. Есть бес гордости, надменный, обидчивый, кажущийся великаном. Есть бес уныния - вязкий, темный, обволакивающий. Есть и другие: бес плотской нечистоты, бес сребролюбия, бес раздражения. Мне стало легче распознавать их и даже не бороться, а просто не соглашаться с ними, проходить мимо и устремляться к Богу. Когда я разговариваю с людьми, которые приходят на исповедь, я вижу, как часто они находятся под влиянием мыслей, образов, внушаемых бесами. Целые области их сознания сформированы под воздействием темных сил. Нам кажется, что мнение о той или иной проблеме наше собственное. Мы думаем, что сами что-то поняли, на своем опыте в чем-то убедились, а на самом деле это нашептали бесы. Бедный человек разуверился в друзьях, бедная девушка верит, что ничего хорошего ее не ждет, бедного ребенка мучают страхи и плохие мысли. Мы не можем увидеть бесов, но когда мы чувствуем немирность, безосновательную тревогу, обиду, неразумные желания, смущение, смятение души – надо понимать, что мы входим в общение с этими скверными духами, они прилепляются к душе, хотят войти в наше сердце. Что делать? Надо не верить им. Не верить себе. Молиться Богу. Звать на помощь Матерь Божию и святых. Молиться со смирением, но усердно; пока не отойдет это темное облако зла, в котором, как под дымовой завесой, прячутся наши враги. Можно читать каноны и акафисты, можно – Иисусову молитву, можно – псалтирь. Если помыслы возникают против какого-то человека, молиться о нем. Молиться с памятью о своей немощи и убожестве. Надо найти ту форму молитвы, которая поможет обратить сердце к Богу. Очень помогает исповедь у духовника с рассказом о том, что происходит в душе, о мыслях, которые беспокоят душу. И нужно усилием воли с помощью Божией отринуть те образы, которые внушает нам диавол. Поверить в победу добра. В силу любви. В истинность веры. Епископ Пантелеимон (Шатов)
    47 комментариев
    475 классов
    О ПРЕЛЕСТО-ФОБИИ И О ТОМ, КАК С НЕЙ ЛУЧШЕ БОРОТЬСЯ. После моей публикации о молитвенном дыхании, написанной по трудам старца Симона (Безкровного), мне стали задавать вопросы на разных платформах социальных сетей. Присылали видео авторитетных монахов, которые предостерегали от этого способа молитвы. Поэтому на основании ответов на эти вопросы в личных сообщениях, я решил написать отдельную публикацию. ВДОХ – ВЫДОХ. Пока мы живем в этом теле, мы дышим. Иначе быть не может. Т.е. на вдох-выдох мы говорим слова, за которые нам часто приходится не только сожалеть, но и каяться. Пока мы дышим, наш ум живет в помыслах, забывая о Боге. Что же нам предлагает методика молитвенного дыхания? Заменить помыслы и пустословие на молитву. Жить не в мыслях, а в покаянии перед Богом. Дыхание в данном случае выполняет роль четок. Если хотите, можете читать молитву на шаги. Один шаг – одно слово. Ведь у нас, по сути, лишь два варианта. Первый – жить мыслями. Второй – жить молитвой. Итак, те, кто запрещают нам молиться с дыханием, дабы не попасть в т.н. прелесть (о ней мы еще поговорим), предлагают нам жить в помыслах. Т.е. не жить, а существовать. Не молиться, а растворяться в бесконечном потокосознании бесполезных, а то и вредных, мыслей. Я считаю, что это не правильный вариант. Моя позиция согласуется с учением Порфирия Кавсокаливита, Феофана Затворника, Иосифа Исихаста, Харалампия Дионисиатского, Ефрема Катунакского и многих других отцов. В монастырях, основанных в Америке Ефремом Аризонским, Иисусову молитву благословляют читать всем: монахам, мирянам, послушникам. Там все трудятся с этой молитвой, и никто с ума не сходит. Старец Симон (Безкровный), человек святой жизни, водимый Духом Святым, издал для всеобщего ознакомления книгу «О счастье праведной жизни», где подробнейшим образом описал технику Иисусовой молитвы с дыханием. Я уверен, что для этого у него были веские причины. ИИСУСОВА МОЛИТВА В храме мы часто слышим краткие молитвенные воздыхания. «Господи, помилуй» – самое известное из них. Прокимны, читаемые перед текстами Священного Писания – это тоже краткие молитвенные тексты, взятые из псалтыри. Не нужно делать из Иисусовой молитвы какую-то эзотерическую православную мантру с духовно взрывоопасным содержанием. В ней нет никакой эзотерики и мистики. Это такая же простая молитва, как и все остальные. НО С ОДНОЙ, ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ, ОГОВОРКОЙ. В ней содержится сладчайшее ИМЯ ИИСУСОВО. БОГ НЕ ЕСТЬ ИМЯ, НО ИМЯ БОЖИЕ ЕСТЬ БОГ. Т.е. произнесение Имени Господа – это особая форма приобщениям к Богу и Его Энергиям. По сути, это то, чему учил святитель Григорий Палама и его последователи. Такое понимание делает эту молитву по-особенному ценной. Ее нужно стараться произносить с тем же благоговением, с которым мы принимаем и святое Причастие. ПРЕЛЕСТЬ и БЕСОВСКИЕ НАПАДКИ Первое, что нам нужно понять в этом случае – НЕ МОЛИТВА ПРИВОДИТ К ПРЕЛЕСТИ (духовному самообольщению) а ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ. Для прелести нужна почва, фундамент, на котором она могла бы возникнуть. А для этого нужно суметь построить в душе нечто такое, за что бы гордость могла ухватиться. Т.е. нужно достичь каких-то значимых успехов в молитвенной практике. А теперь пускай все, кто читают эту статью, зададут себе вопрос – у нас есть хоть какие-то основания для того, чтобы считать себя успешным в молитвенном делании? Нам есть чем гордиться? Мы преуспели? Можно я предположу варианты ответов: «Все мое молитвенное делание сводится к тому, чтобы учиться хоть немного удерживать внимание в молитве». «А я стараюсь хоть иногда вспомнить, когда иду по дороге домой или еду в транспорте, что лучше было бы молиться Иисусовой, а не думать о чем попало». «Я, как только сяду и начну читать молитву по четкам на вдох и выдох, так очень быстро впадаю в дремоту и начинаю засыпать». Я не думаю, что все вышеперечисленное – повод для гордости. Разве у нас должна закружиться голова от таких «молитвенных успехов»? Не прелести нам нужно бояться, а того, чтобы перестать молиться, видя, что ничего не получается, и мы только топчемся на месте. Впрочем, может быть я не прав, и вы уже обрели какой-то значимый опыт молитвы? Тогда напишите об этом в комментариях. А если нет, то тогда давайте спустимся с неба на землю и признаемся себе честно – из меня такой же молитвенник, как из коровы фигуристка. Прелесть — это опасность для преуспевших, для тех, кто долго живет в уединении, вдали от людей, ПОСТОЯННО И ДОЛГИЕ ГОДЫ практикует Иисусову молитву. В этом случае да, действительно, нужен духовник и опытный наставник. Так же, как нужен опытный тренер для тех, кто профессионально занимается фигурным катанием. Любители могут обойтись и без него. Поэтому успокойтесь по поводу прелести, не наша это мера. Тоже самое можно отнести и к бесовским страхованиям. Они попускаются Богом, как правило, тем, кто живет в уединении, и кто может эти искушения выдержать. К мирянам они приходят в каких-то особых случаях, по промыслу Божию. И монахам, и мирянам быть искушаемыми бесовскими страхованиями попускается или для исправления за гордость и осуждение, или для преуспеяния в духовной жизни, как лекарство. До «прелести» нужно еще дорасти. Если же вы мечетесь между домом и работой, если у вас есть семья, тысячи дел и забот, то как бы усердно вы не занимались Иисусовой молитвой, прелесть вам не угрожает, потому что не сможет найти у вас для этого почвы (если человек, конечно, не влюблен в самого себя и не имеет о себе высокого мнения – в этом случае можно впасть в прелесть и без молитвы). СТАРЧЕСТВО. Духовник для молящегося человека – Сам Бог. Он лично руководит этим творчеством. Когда приходит время, Он посылает молитвеннику старца для обучения. Старцев мало, потому что мало послушников. Пример из моей жизни. Ко мне постучалась в личку женщина, которая просила меня быть ее духовником. Не смотря на отказ, она все же начала задавать мне свои вопросы. Далее тезисно об этом общении: - А как быть в этом случае? - Это я и сама знаю, читала! - Вы, как все священники, одно и тоже говорите! - А у Вас самого это получается? - А почему Вы решили, что во мне говорит эгоист? - Да какое Вы имеете право меня судить? Вы меня даже не знаете. - Кто Вы вообще такой, чтобы говорить, что во мне живет гордость? - Да Вы на себя лучше посмотрите! - Да идите Вы… со своими советами!!! ВЫВОДЫ. С Иисусовой молитвой сатана боролся и будет бороться. Потому что знает – у нас с вами остался только один путь ко спасению – терпение скорбей и постоянство в молитве. Мы уже не способны ни на великие подвиги, ни на труды. Все, что нам осталось – терпеть и молиться со смирением. Даже в монастырях практика Иисусовой молитвы, как поставленного на постоянную основу делания, почти везде отсутствует. Хотя при постриге монаху вручают в руки четки. Практика Иисусовой молитвы стала больше напоминать хобби для отдельных монахов, которым они иногда занимаются между послушаниями. Что я могу сказать? Только то, что слышал от других – молитесь Иисусовой молитвой, как можно чаще, больше, внимательнее. Бойтесь не молитвы, а возможности от нее отпасть. В Иисусовой молитве – Бог. Она, быть может, – последняя соломинка, за которую мы можем ухватиться, чтобы спастись. Молитесь хоть как-нибудь, как будет получаться, как сможете, только молитесь.
    5 комментариев
    79 классов
    Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? Ибо что тяжелее сего? Что столько ненавидит Бог? От чего столько отвращается? Как и отцы сказали, что нет ничего хуже осуждения. Однако и в такое великое зло человек приходит от сего же нерадения о ничтожном по-видимому. Ибо от того, что человек дозволил себе малое зазрение ближнего, от того, что говорит: «Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?» – от сего самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем ближних и, наконец, впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и «не оплакивает, – как сказали отцы, – своего мертвеца», не может он преуспеть ни в чём добром, но всегда обращает внимание на дело ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение, или уничижение ближнего… https://youtu.be/W5cmyL70gTE
    40 комментариев
    937 классов
    Давайте внимательно посмотрим, откуда берутся силы на борьбу с грехом, с соблазном. Они берутся у Бога, точнее от Бога, а кто сильнее чем Он? Правильно, никто. Надо только научиться замечать Его в вашей жизни. Те минуты мира и покоя в вашем сердце гораздо слаще и радостнее всех мыслимых и немыслимых удовольствий. Всмотритесь повнимательнее. Есть такое выражение - душа поет. Поет она от того, что знает радость и чистоту Неба, тогда ей хочется петь, и нам всем хочется петь вместе с душой. Как бы не пытался испачкать человек душу, она внутри всегда ждет и ищет чистоты. А слезы покаяния отмывают самую грязную грязь. Нужно только подружится с молитвой, тихой, кроткой, покаянной, но самое главное, постоянной. Пусть два слова - Господи, помилуй! А сколько в них отрады и радости. Опираясь на них, как на два посоха, не упадешь, и даже не споткнешься. А если и упадешь, от всегда будут силы встать и пойти дальше... К Небу! Иеромонах Стефан Игнатьев
    10 комментариев
    186 классов
    Потерпи! Наш век, по предсказаниям святых отцов, это век терпения. Потому что молиться мы не можем; Священное Писание исследовать тоже не можем – ума не хватает; послужить ближнему тоже как-то плохо у нас получается; мы даже свою семью не можем в порядке более-менее содержать. То есть никакое настоящее делание христианское нам невозможно. А вот скорбей очень много, и болезней всяких, и нападений, и искушений. Поэтому сейчас, как говорится, дурак не спасется. Все в мире так устроено, чтобы нас смирить, чтобы нам обязательно какую-то скорбь потерпеть, уничижение, болезнь. Надо только это принимать со смирением и просить у Бога: дай, Господи, терпения. И "претерпевый до конца": кто не раздражится, не прогневается, не сорвет свою злобу сатанинскую на ближнем своем – тот и получает спасение. Потому что терпение рождает смирение, а смирение привлекает благодать Божию. Поэтому и для нас, вот таких немощных, грешных, окаянных, которые помолиться-то нерассеянно не могут, оказывается, путь спасения тоже не закрыт. Протоиерей Дмитрий Смирнов
    7 комментариев
    255 классов
    Молчаливое, спокойное перенесение обид лучше всего защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Терпящих обиды – защищает Бог. ☦️ Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
    11 комментариев
    567 классов
    🌿 ПЕРЕСТАНЬ СЕБЯ МУЧИТЬ! Довольно, что тебя мучают другие, не мучь еще и ты себя сам. ❤️Не мучь себя завистью, ибо этим не остановишь успехи того, кому завидуешь, но только превращаешь свою душу в ад. ❤️Не мучь себя ненавистью даже к самому большому врагу, ибо этим не навредишь тому, кого ненавидишь, но только разъедаешь собственную душу. ❤️Не мучь себя воспоминаниями об оскорблениях, ибо этим не мстишь тому, кто тебя оскорбил, но только теребишь свои собственные раны. Святой Иоанн Лествичник писал: «Злопомнение – как заноза, воткнутая в душу». ☦️ Иеромонах Игнатий Шестаков - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
    8 комментариев
    295 классов
    Помни: все Богом сотворено – дано в управление тебе, ничего твоего у тебя нет, и сам ты – не свой. Живешь еще пока по милости и долготерпению Божию – так и не тщеславься, а плачь выну. Думай: блудник невоздерженный я, а не целомудренный; плачь. — Архимандрит Серафим (Розенберг)
    12 комментариев
    496 классов
    Колдунобоязнь Батюшка, что мне делать? – спросила как-то одна прихожанка. – Мне кажется, что мои близкие колдуют на меня– Кто-то из ваших близких умеет летать?– Как это – летать? – обескуражена женщина. – Ну, по воздуху, – поясняю я, – как некогда святой Киприан Антиохийский в его бытность чародеем. Вот уж кто колдун так колдун. Так не умеют, наверное? – Нет, – озадаченно протянула прихожанка. – Да какие они тогда колдуны? Так, смех один, даже если бы они читали заговоры и тыкали иглами в куклу. Помнится, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на подобный вопрос заявил, что за всю жизнь не встретил ни одного плохого человека, кроме себя самого, и недоумевал по поводу существования каких-либо чародеев. Женщина улыбнулась и успокоилась. Если ты христианин, бояться следует лишь одного – потерять Бога Нет, я не отрицаю, что есть на свете те, кто тратит своё время на магию, надеясь получить для себя нечто. Но я против страха перед волшебством. Если ты христианин, бояться следует лишь одного – потерять Бога. Уж если колдун Киприан, достигший вершин в своём ремесле, не смог приворожить девушку только потому, что она была христианкой, стоило бы тему колдунобоязни закрыть раз и навсегда. Но не тему вреда занятий волшебством и, само собой, обращения за магической помощью. Не должен находиться у тебя… прори­цатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это (Втор. 18: 10–12). Даже не державших в руках Ветхого Завета апостол Павел уверяет, что подобные занятия лишают христианина наследования Царствия Божия (ср. Гал. 5, 19–21). Казалось бы, что может быть страшнее? Однако до сих пор вижу в храме людей, которые пытаются проделать те или иные магические ритуалы. До сих пор слышу на исповеди покаянные рассказы о том, как предпринимались попытки присушить того или иного молодого священника для своей дочери. Не стану вдаваться в технические подробности метода, но после того, как я просветил знакомых мне клириков, они перестали брать с панихидного стола не запечатанные фабричным способом конфеты. Не из боязни быть заколдованными, конечно, но в связи с брезгливостью. Впрочем, я погорячился со словом «конечно». Лично знаком с двумя священниками, которые верят в силу колдунов: – Бывает, служишь литургию, а молитва не идёт, всё валится из рук. Понимаешь, что стоит определённый человек в храме, видимо, слово какое-то знает. Второй вообще уверен, что чародей способен «испортить» Святые Дары, посмотрев на них и сказав колдовское слово. – Батюшка, да как же так может быть? Идёт Христос в Капернаум, а тут в толпе колдун посмотрел на Него особым образом, прошептал какое-нибудь «Пирцхгшл» – и вуаля: порча на Богочеловеке! Ну, бред же? – возражаю я, молодой священник. – Ты ещё молод и неопытен, потом поймёшь всё, – сказал тот батюшка. Прошли годы. Сегодня я лет на десять старше, чем мой оппонент в тот день. Слава Богу, я так и не понял страха перед теми несчастными, кто не боится огорчить Бога своей привязанностью к магии. Почему я говорю «огорчить»? Христос исцеляет всего человека (Ин. 7, 23), делая целостными и тело его и душу, ведьрана его велика, как море (Плач. 2–13). Кто ещё может сделать это, как не Тот, Кто сотворил весь мир и законы его? Приверженность к волшебству нарушает эту самую неразделимость, полноту, которая бывает лишь в союзе человека со своим Творцом. Вспомните, что произошло с человеком в саду при Эдеме, когда он, соблазнившись магией змия, решил обойтись без Бога ради вожделенного результата. Премудрый Адам, нарекавший имена животным, видевший суть вещей, прячется от Господа под кустом. Свидетельствовавший некогда о Еве, что она плоть от плоти его, Адам после грехопадения начинает стыдиться своей наготы. Вот и конец целомудрия. Что приобрёл человек, согласившись на волшебство? Смерть – как результат нецелостности своего тела. Можно ли отдать Богу не всё сердце, а кусочек отдать волшебству? Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои, да наблюдают пути мои, – говорит Господь (Прит. 23, 26). Можно ли отдать Богу не всё сердце, а кусочек отдать волшебству? Молиться, исповедоваться, причащаться и одновременно читать гороскопы, практиковать заговоры, обращаться к экстрасенсам? Немножко послужить Господу и чуть-чуть – золотому тельцу? С утра быть верным жене, а вечером любовнице? А ведь именно любодейством именует Священное Писание любые оккультные практики. Не стану говорить ни о каких наказаниях от Бога за увлечение магией, ведь мы же новозаветные люди. Потерять Бога – вот чего мы должны бояться. Отойти от Него хоть на шаг. Не этого ли страшится влюблённый – потерять из виду дорогого сердцу человека? Не единения ли мы ищем со своими любимыми? – Батюшка, а вот экстрасенсов же показывают по телевизору, они там всё угадывают! – спорит со мной православная христианка. – Будь я экстрасенсом, мне не пришлось бы давать объявлений. Купил бы себе выигрышный лотерейный билет и купался в деньгах. Много вы знаете таких? То-то же! – ставлю я точку в скучном споре. Давайте утверждаться в своей верности Богу, подражая святой Иустинии Бок обок с доверием к магии идут вера в сон, всякий чох и прочий вороний грай. Как же душно должно быть в таком мире, где человек оказывается в иллюзии беззащитности перед тёмными силами, а судьба его якобы зависит от чисел и движения звёзд! Не дай Бог никому окунуться в атмосферу страха и почтения перед тем, что в Священном Писании названо мерзостью, ибо на сей раз строг Апостол любви, говоря: Боязливых же и неверных… и чародеев… участь в озере, горящем огнём и серою (Откр. 21, 8). Блаженный же Павел уверяет нас, говоря: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31–32). Давайте, дорогие православные, утверждаться в своей верности Богу, подражая святой Иустинии, и тогда сможем, подобно боголюбивому архимандриту Иоанну, жить в мире без колдунов и прочей мерзости. Протоиерей Сергий Адодин
    13 комментариев
    295 классов
    У мудреца спросили: - Как избавиться от мирских желаний? - Не надо ни от чего избавляться. Когда напьешься из Родника Блаженства, пить из лужи уже не захочется.
    13 комментариев
    591 класс
Фильтр
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё