Предыдущая публикация
ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)

ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)

28 окт 2021

КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ.

Эти страшные снимки печатались в фотомастерской Бориса Вернера. Там работал минский фотограф Алексей Сергеевич Козловский — он проявлял и печатал снимки, отдавая их хозяину и тайком — делая вторые экземпляры. В 1944 году, как только город освободили, 287 страшных фотографий были переданы в руки советского командования.

КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649106089
26 октября 1941 года гитлеровцы провели первую публичную казнь на оккупированной территории, повесив в разных частях Минска двенадцать подпольщиков. В музее хранятся 28 снимков с той страшной казни. Приговоренных тогда разделили на четыре группы и прилюдно повесили в разных местах: в районе Комаровки, на пересечении улиц Комсомольской и Маркса, в сквере у Дома офицеров и на воротах дрожжевого завода. На воротах дрожжевого завода по улице Октябрьской гитлеровские изверги казнили, через повешение троих подпольщиков: Машу Брускину, Кирилла Трусова, Володю Щербацевича. Эти фотографии были свидетелями обвинения на Нюрнбергском процессе. Кириллу Трусову был 41 год. Владимиру Щербацевичу в этот день, 26 октября 1941 года, исполнилось шестнадцать лет. Маша была старше его всего на год, ей было всего 17 лет. Совсем еще дети… Они были приговорены к казни за то, что организовывали бегство советских военнопленных из лазарета: снабжали их документами, одеждой, адресами надежных квартир в городе. Молодые подпольщики действовали слаженно и быстро, понимая друг друга с полувзгляда: Маша раздобывала медикаменты и выводила раненых из госпиталя. Собирались на квартире Щербацевичей, там переодевались, ели, отдыхали, ждали транспорта — однажды удалось вывезти за город несколько десятков людей в стареньком грузовике. Их взяли разом: Машу, Володю, Володину маму и тетю, маминых братьев, рабочего минского вагоноремонтного завода Трусова, который придумал и организовал группу. Вместе их и казнили в один день, 26 октября 1941 года, но в разных местах, чтобы казни увидело побольше людей, чтобы раз и навсегда заставить Минск отказаться от сопротивления: маму Володи и тетю — возле Комаровки, Машу с Володей и Кирилла Ивановича — на воротах дрожжевого комбината.Остальных — на улице Карла Маркса. В начале октября Маша выводила из города группу спасенных подпольщиками советских военнопленных. Среди пленных был лейтенант Борис Рудзянко. Рудзянко тепло попрощался со своей спасительницей и…. вернулся в Минск. Выдал всех: и Трусова, и Машу, и Володю, и Володину маму. На допросе он заявил фашистам, что ненавидит советскую власть и мечтает служить великой Германии. Допросы были уже формальностью — Рудзянко разложил по полочкам всю схему, по которой подпольщики спасали людей.
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649164713
На фото: Советские подпольщики перед казнью в Минске. В центре — 17-летняя Мария Брускина с фанерным щитом на груди и надписью на немецком и русском языках: «Мы партизаны, стрелявшие по германским войскам». Слева — Кирилл Иванович Трус, рабочий Минского завода им. Мясникова, справа — 16-летний Володя Щербацевич.
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928648928425
На фото: Вешают подпольщицу Марию Брускину. Когда приговоренную к смерти девушку поставили на табурет, она отвернулась от палачей. Напрасно фашисты пытались повернуть ее обратно, чтобы запечатлеть лицо, — девушка отказалась смотреть в толпу. Девушку казнили первой.  Мог ли предполагать немецкий офицер на фото слева, что его малютка-дочь, которой на момент казни было всего 5 годиков, через 56 лет в 1997 году увидит это фото. Увидит, узнает отца и не сможет с этим жить, раскаявшись прилюдно не в своих преступлениях и, промучившись семь лет, покончит жизнь самоубийством.
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649151657
На фото: момент подготовки к повешению Владимира Щербацевича, ему всего 16. Слева — повешенная 17-летняя Мария Брускина.
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649351337
На фото: момент подготовки к повешению Кирилла Труса. Справа — казненная 17-летняя Мария Брускина. Еще правее видно лицо Владимира Щербацевича. Вешали. Еще пару дней тела - для всеобщего обозрения - раскачивались на виселицах. В общем - обыкновенный фашизм, что и было документально запечатлено в фильме Михаила Ромма. До недавнего времени о Марии говорили: неизвестная. Снимок обошел весь мир, фигурировал на Нюрнбергском процессе, стал хрестоматийным, слово “неизвестная” стали постепенно писать с большой буквы.  Настоящее же имя девушки – Маша Брускина, недавняя выпускница 28-й школы города Минска. В тот день в разных частях Минска было показательно повешено четыре "тройки" подпольщиков.
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649298089
На фото: казнь Леонида Зорина, Надежды и Петра Янушкевичей в сквере на улице Карла Маркса
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649299881
Первую публичную казнь в Минске фашисты снимали с большим удовольствием. Роль палачей брезгливые арийцы на себя не взяли — для убийства группы был вызван 2-й литовский батальон вспомогательной полицейской службы под командованием Антанаса Импулявичуса (тот самый, который уничтожал чуть позже Слуцкое гетто). Из материалов следствия: "...Утром в воскресенье Импулявичюс созвал всех офицеров и сказал, что в Минске будут вешать советских партизан и батальон надо будет вывести в полном составе..." "...Когда подошли к Минской тюрьме, которая находилась в центре города, солдат выстроили в две шеренги около ворот. Импулявичюс что-то говорил немецким офицерам. После этого из тюрьмы вывели 9 или 10 советских граждан..." Мы знаем: их было 12 человек. "...Когда их выгнали из тюрьмы, немецкие солдаты вынесли фанерные щиты и повесили многим из них на шею..." Щиты повесили женщинам: Ольге Федоровне, ее сестре Наде, Лене Островской и Неизвестной. "Насколько помню, на этих досках была надпись на русском и немецком языках: "Мы партизаны, стрелявшие по германским войскам". "...Перед казнью эсэсовский офицер выступил с речью. Речь эта переводилась на русский язык. Он говорил что-то о действиях партизан и подчеркнул, что такая судьба ожидает всех, кто попытается сопротивляться новому порядку... Все экзекуции снимаются на фотопленку. Особенно часто -- повешение..."
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649875113
На фото: Сотрудница 3-й Советской больницы Ольга Федоровна Щербацевич, ухаживавшая за пленными ранеными солдатами и офицерами Красной армии. Повешена немцами в Александровском сквере Минска 26 октября 1941 года.  Из воспоминаний свидетеля казни – Вячеслава Ковалевича, в 1941 году ему было 14 лет: "Я шел на Суражский рынок. У кино «Центральный» увидел, что по улице Советской движется колонна немцев, а в центре три человека гражданских, со связанными сзади руками. Среди них тетя Оля, мать Володи Щербацевича. Их привели в сквер напротив Дома офицеров. Там было летнее кафе. Перед войной его стали ремонтировать. Сделали ограду, поставили столбы, а на них поприбивали доски. Тетю Олю с двумя мужчинами подвели к этой ограде и на ней начали вешать. Сначала повесили мужчин. Когда вешали тетю Олю, веревка порвалась. Подбежали два фашиста – подхватили, а третий закрепил веревку. Она так и осталась висеть."
КАЗНЬ СОВЕТСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ В МИНСКЕ. - 928649981353
Фотографировал Козловский Алексей Сергеевич, старший преподаватель кафедры строительной физики Белорусского политехнического института: "Если память мне не изменяет, я сделал по три отпечатка с каждого снимка. С июня 41-го года по 44-й я работал в частной фотографии так называемого фольксдойча Бориса Вернера. Приблизительно в ноябре 1941 года в мои руки попала пленка, на которой были запечатлены эпизоды казни советских людей -- мужчины, женщины и подростка. Я проявил эту пленку. Сделал отпечатки для хозяина. И кроме того, сделал еще по одному отпечатку для себя и спрятал в подвале, в жестяной банке из-под авиационной рулонной пленки. Конечно, я рисковал многим, ведь я давал подписку коменданту города Минска, что никаких дубль-отпечатков делать и сохранять не буду. За годы войны мне удалось сохранить 287 фотографий, запечатлевших злодеяния немецко-фашистских захватчиков. Все их я сдал органам Советской власти сразу же после освобождения Минска". 20 октября 1962 года Верховным судом Литовской ССР за измену Родине, активную карательную деятельность против советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Белоруссии и Литвы осужден к высшей мере наказания бывший командир 12–го гитлеровского карательного батальона майор Импулявичюс Антанас Людвигович, и другие изверги этого батальона. Но после войны этот садист сбежал в США и остался на ПМЖ как «Борец за СВОБОДУ» и поэтому приговор не был приведен в исполнение. Предателю Борису Рудзянко в конце войны сбежать вместе с немцами не удалось. 15 мая 1951 года уроженец Витебской области Борис Рудзянко был приговорен к расстрелу. #историяфотографии #1941год #подпольщикиипартизаны

Комментарии 2

Григорий Ефимыч
Григорий Ефимыч
Фото
29 окт 2021
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Антонина Таран-Смирнова.,
    Антонина Таран-Смирнова.,
    Фото
    Фото
    1 ноя 2021
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)

    ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)

    ЛентаТемы 14 136Фото 51 300Видео 685Участники 36 657
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 14 136
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться